О вариантах действий США в Сирии

Белый дом, как сообщают информационные агентства, вновь обдумывает сценарии своего участия в создании бесполетных зон в Сирии. Теперь уже и на границе с Иорданией и Турцией. Для этого даже собиралось специальное совещание довольно высокого уровня с участием представителей администрации президента, Госдепа и силовиков. Напомним, что эту создание бесполетных зон безуспешно пытается лоббировать президент Турции Р.Т.Эрдоган, который при этом безудержно спекулирует на миграционном кризисе. От Брюсселя внятного ответа на эту инициативу получено не было, а еще неделю назад США официально объявили о том, что участвовать в создании бесполетных зон не будут. Это очень сложно и дорого как с технической, так и с логистической точек зрения. Пентагон и ЦРУ  являются убежденными противниками этой идеи, но сам факт совещания свидетельствует о том, что политическому окружению Б.Обамы в лице С.Райс все неймется. Как, опять же, сообщают агентства, «к единому мнению и решению стороны не пришли». И не придут, поскольку американский силовой блок будет сопротивляться такому сценарию всеми возможными способами. Хотя бы еще и потому, что кроме многократного усиления авиагруппы это потребует и наземного участия войск США, что для американского президента является «табу». Отдавать всю т.н. «зону безопасную» под контроль исключительно турецкой армии американцы опасаются. Все-таки надо признать, что, несмотря на все временные «потепления» говорить о каком-то стратегическом американо-турецком взаимодействии сейчас не приходится. На этом же совещании представители ЦРУ  предоставили убедительные доказательства того, что «отношения турецких спецслужб с игиловцами» вызывают, как минимум, вопросы. В данном случае очень уместно прозвучало сравнение с пакистанско-афганским узлом. Там Вашингтон к своему удивлению выяснил, что пакистанская Межведомственная разведка фактически «крышует» не только талибов, но и сторонников «Аль-Каиды». То же самое будет в данном случае и с Сирией. Создание зоны безопасности необходимо Анкаре в связи с очень прозаическими целями: размещение в ней тренировочных лагерей для подготовки кадров для подконтрольных себе групп и обеспечение логистических каналов для получения контрабандной нефти и снабжения патронируемых групп, в том числе и «Исламского государства» (ИГ). Сейчас отряды ИГ под ударами российской авиации постоянно маневрируют, к ним подходят из Турции и Ирака подкрепления, и этот факт проходит мимо глаз турецкого руководства. Плюс проблема сирийских курдов, которых американцы полагают сейчас своей главной ударной силой в Сирии. Это соответственно бесит Анкару и уже все более Багдад. Отметим, что Вашингтон несколько опоздал со своим решением по вопросу бесполетной зоны. После начала в Сирии российской военной операции это становится еще более трудновыполнимой задачей. По крайней мере, чреватой резким обострением российско-американских и американо-иранских отношений и прямыми столкновениями в воздухе российских и американских летчиков. Это Белому дому точно не надо.

В этой связи перед Вашингтоном сейчас стоят три варианта своих действий. Первый — дипломатически сдерживать конфликт, старясь в какой-то степени перехватить инициативу. Одновременно фактически стоять в стороне от происходящего, позволяя России и ее союзникам кардинально минимизировать влияние исламистского фактора в рядах противников Б.Асада. Такой вариант чреват консервацией нынешней оборонительной и пассивной позицией США, что не устраивает американское руководство. Второй  — вооружать оппозицию в лице прежде всего курдов, при этом молчаливо согласившись с тем, что в Эр-Рияде будут делать то же самое в отношении «Джабхат ан-нусры». Этот вариант, соответственно, портит отношения с Анкарой. Но помимо прочего, он же чреват резким усилением исламистов, лояльных Саудовской Аравии и не  отказавшихся от джихадистских устремлений. Таким образом, на территории Сирии фактически консервируется «Аль-Каида», которая, безусловно, при таком сценарии и гипотетическом уходе Б.Асада трансформируется в самую влиятельную военную силу. В Вашингтоне при этом априори не верят в уверения Эр-Рияда о том, что эта сила ими контролируется и после свержения Асада самораспустится. Не для того в нее вкладывалось столько сил и денег, чтобы вот так просто отказаться от самого мощного аппарата влияния на сирийском пространстве. Третий — пойти на поводу КСА и Турции, ввязаться в сздание зоны безопасности, и тем самым встать уже определенно на сторону одной из противостоящих сил с реальной перспективой завязнуть в долгоиграющем конфликте. Против такого сценария резко возражают в ЦРУ  и Пентагоне. Из всего этого следует только один вывод: США и дальше будут использовать своеобразный «коктейль» из всех этих трех вариантов. Он будет сочетать наиболее оптимальные схемы действия. Это отказ от участия в проектах создания зон безопасности, по крайней мере, явно и с полным входом в этом проект. Вооружение курдов и маленьких групп оппозиции, которые должны символизировать широкий спектр представительства, будет продолжаться. Вашингтону нужны реальные успехи, типа взятия Ракки, а это без курдов сделать нереально. При этом США продолжат «закрывать глаза» на снабжение со стороны Саудовской Аравии джихадистских групп оружием и противотанковыми системами. Цель такой тактики в данном случае прозаична — через активизацию сопротивления исламистов в Идлибе, прежде всего, продемонстрировать еще раз, что выбранная Россией тактика бесперспективна. Одновременно максимально ослабить просаудовские группы на предмет их будущего влияния в раскладе внутрисирийских сил. Ну а неофициально — дать Эр-Рияду «успокоительную пилюлю» с учетом его резкого недовольства реализацией сделки по Ирану. В этой схеме существует серьезный изъян — курды не пойдут дальше Ракки и говорить о том, что они станут костяком «освободительной силы» во внутрисирийском масштабе, наивно. Из этого вытекает, что американцы в среднесрочной перспективе не могут рассчитывать на какую-то реальную военную силу в Сирии. Таким образом, они стоят перед альтернативой: либо всячески стимулировать антиасадовские силы, которые, собственно, недалеко ушли от «Аль-Каиды», и тем самым мешать реальному усилению российско-иранского влияния в Сирии, либо решать локальные задачи по нейтрализации ИГ фактически совместно с РФ, с требованием после первого и активного этапа этой операции переходить к полномасштабному мирному урегулированию. Надо отметить, что несмотря на всю официальную антироссийскую риторику, США без лишней афиши с Россией взаимодействуют. Здесь и договор о безопасности полетов над Сирией, и постоянный контакт с Пентагоном и ЦРУ. А то, что карту с позициями сторонников ИГ в Сирии России передал бывший президент Дж.Картер, а не министр обороны, надо отнести к дипломатическим «пляскам». Сути дела это не меняет.

55.73MB | MySQL:116 | 0,614sec