О существенных проблемах иранской экономики осенью 2015 года

6 октября с.г. иранская пресса сообщила о письме, поданном на имя президента Ирана Хасана Роухани четырьмя министрами его правительства: министром экономики и финансов Али Таебния, министром промышленности Мохаммадом Реза Негматзадэ, министром обороны Хусейном Дехганом и министром труда и социальной защиты Али Рабиеи. Недавняя публикация этого письма вызвала оживленную полемику в иранских масс-медиа. Впервые несколько ведущих министров правительства открыто выступили против проводимой этим правительством экономической политики. При этом они указали на то, что «в случае отсутствия действенных мер по исправлению ситуации застой в иранской экономике может смениться затяжным кризисом». Это заявление находится в резком контрасте с бодрыми заявлениями президента Ирана Х.Роухани, сделанными еще 6 сентября 2014 года в Мешхеде о том, что «можно с полной уверенностью говорить о прекращении застойного периода в иранской экономике».

Чем вызвано столь тревожное предостережение? Во-первых, отрицательную динамику демонстрирует фондовый рынок страны, являющийся показателем экономической активности. После повышения продаж акций на 6% перед Венскими переговорами в июле 2015 года (что было вызвано ожиданиями скорой отмены санкций) Тегеранская биржа ценных бумаг продемонстрировала падение на 12%. Всего за последние три года произошло падение котировок некоторых акций на 40%. Проблема кризиса рынка ценных бумаг имеет для Тегерана далеко не праздное значение. Одной из причин компромисса по ядерной проблеме является желание руководства ИРИ открыть страну для иностранных инвестиций. Только нефтегазовый сектор страны нуждается для модернизации в привлечении 85 миллиардов долларов. Между тем, именно ценные бумаги являются одним из наиболее действенных инструментов инвестирования.   Тем самым было опровергнуто мнение о  том, что  причиной экономических трудностей Ирана являются исключительно санкции (хотя их деструктивную роль никто не умаляет). На деле значительную роль в экономических проблемах ИРИ играют инфраструктурные проблемы и плохое управление экономикой.

38% капитализации фондового рынка Ирана составляют акции нефтегазовых и нефтехимических компаний. Металлургический и банковско-финансовый сектор составляют соответственно 20% и 16% капитализации. Застой на фондовом рынке Ирана вызван, во-первых, массовым оттоком денежных средств в банковский сектор. При уровне прибыли в 25% от вкладов банки являются для вкладчика более привлекательным объектом, чем инвестиции в акции. Однако высокий уровень банковского интереса имеет и обратную сторону. Процент выплаты по кредитам также достигает 25%, что делает кредитование среднего и мелкого бизнеса, да и многих госпредприятий  невыгодным. В течение прошедших трех лет иранские банки оправдывали такой высокий процент высоким уровнем инфляции. Однако правительству ИРИ удалось снизить уровень инфляции с 40% до 15%. Одной из причин высокой ставки по кредитам является большое количество «безнадежных» кредитов, не отдаваемых кредиторами. Во время президентства М.Ахмадинеджада правительство побуждало банки выдавать кредиты промышленным предприятиям для стимулирования экономики. Зачастую они выдавались без предоставления кредиторами четкого бизнес-плана, для удовлетворения текущих нужд предприятий в наличности.  Высокий уровень оплаты процентов по кредитам обусловил и значительный уровень не отданных долгов, достигающий до 15,8% от общей суммы выданных кредитов. На эту тревожную тенденцию (интоксикации банков проблемными кредитами) также  указали министры правительства в своем письме.

Еще одной из причин застоя на рынке ценных бумаг является непрозрачность иранской экономики.  70% иранской экономики находится под государственным контролем. Последнее десятилетие ознаменовалось в Иране масштабными приватизационными процессами, в результате которых было продано акций на сумму 80 миллиардов долларов. Однако значительная часть госпредприятий досталась пенсионным фондам, крупным индустриальным компаниям, де-факто управляемым государством, религиозным фондам (боньядам) и компаниям, связанным с Корпусом стражей исламской революции. Их акции или не торгуются вовсе или торгуются крайне вяло. Фактически в свободном обороте находится только 30% от акций существующих в стране фирм и компаний. В листинге свободной продажи количество таких фирм не превышает 300. В качестве одного из средств оживления фондового рынка министры кабинета Роухани рассматривают исламские бонды (сукук), дающие более стабильный доход, чем акции, хотя понятно, что только с помощью этого инструмента проблему фондового рынка не решить.

Еще одна тревожная тенденция, на которую обратили министры в своем письме – крайне низкая эффективность автомобилестроительной промышленности Ирана. В настоящее время на складах компании «Иран ходро» скопилось около ста тысяч непроданных автомобилей. Это объясняется как низкой покупательной способностью населения, так и низким качеством выпускаемых в Иране автомашин. Здесь не спасают даже установленные в ИРИ крайне высокие таможенные пошлины для пассажирских автомобилей. Кстати, в случае присоединения Ирана к ВТО (заявка должна быть подана в 2017 году) пошлины придется снижать, а это будет означать сильный удар по иранскому автопрому.  Вместе с тем, автомобилестроительная отрасль имеет крайне важное значение для страны. Во-первых, она обеспечивает работой большое количество иранцев. Во-вторых, является показателем технического развития страны. В связи с этим министры иранского кабинета, подписавшие обращение, побуждают президента оказать помощь субсидиями отечественному автопрому.

Третьей крупной проблемой иранской экономики министры считают падение налоговой дисциплины и снижение налоговых поступлений. Главными недостатками иранской финансовой системы остаются ее запутанность и непрозрачность. Об этом хорошо пишет обозреватель газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Амир Тахери в статье «Странный бюджет для странной системы». Государство, стремящееся контролировать иранскую экономику, на деле является только одним из множества игроков. В их число входят КСИР и связанные с ним компании, полугосударственные фонды (боньяды), бизнес-структуры, связанные с высшим духовенством. Многие из них демонстративно уклоняются от налогообложения, заявляя, что платят Сахм-э-эмам (долю Имама) определенному аятолле. В результате около 40% предприятий в стране просто не платят налогов государству.

К сожалению, пути выхода из экономических трудностей, которые изыскивает нынешнее иранское руководство не всегда можно назвать адекватными. Так, в качестве одной из мер по экономии средств и их оптимальному расходованию правительство Х.Роухани  рассматривает ликвидацию денежных выплат в размере около 15 долларов на человека, введенных в период президентства Махмуда Ахмадинеджада (2005-2013 годы). Подсчитано, что с начала введения этой программы она стоила иранскому бюджету 54,8 миллиарда долларов. Оппоненты данных субсидий из числа иранских экономистов-неолибералов подсчитали, что правительство тратит на зарплаты и субсидии 85% бюджета и только 15% на капиталовложения. Сумма субсидии представляется небольшой, но для многодетных семей из иранской провинции и для жителей рабочих кварталов Тегерана она весьма существенна. Средняя зарплата в Иране в настоящее время составляет около 330 долларов, что при нынешнем уровне цен и в условиях, когда работает только глава семьи совершенно недостаточно. Например, ткач знаменитых персидских ковров получает за каждый узел 40-50 риалов. Таким образом, ежедневно он должен сделать 3000 узлов в день и работать практически без выходных, чтобы обеспечить семью. От прямых правительственных выплат зависят не менее 40 миллионов граждан ИРИ.  О 12 миллионах иранцах, живущих ниже уровня бедности излишне даже говорить. Для них правительственная субсидия – самый крупный источник дохода. Конечно, экономическая политика М.Ахмадинеджада была не во всем безупречна, и нанесла определенный ущерб иранской экономике. Например, субсидирование дешевого импорта вместо инвестиций в собственное производство существенно ослабило экономический потенциал ИРИ перед санкциями. Однако ежемесячные субсидии и программу строительства дешевого жилья «Мехр» для малообеспеченных семей можно считать реальными экономическими достижениями М.Ахмадинеджада. Неслучайно правительственный проект по прекращению субсидий был заблокирован на заседании Меджлиса 21 сентября с.г. Против инициативы правительства резко высказалась иранская газета «Ватан-э-эмруз», издаваемая сторонниками бывшего президента.

После снятия ряда санкций, ожидающегося к концу с.г., прежняя иранская программа «экономики сопротивления», видимо, будет подвергнута значительным коррективам. Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи на встрече с членами кабинета министров в начале октября обозначил новые задачи, стоящие перед экономическим блоком иранского правительства. Во-первых, макроэкономическая стабилизация и доведение инфляции до уровня менее 10% в год. Во-вторых, поощрение внешней торговли и недопущение ситуации, при которой Иран становится исключительно рынком для зарубежных товаров. В-третьих, увеличение ненефтяного экспорта. В-четвертых, присутствие Ирана на мировых рынках (причем, если товары какой-либо страны присутствуют на рынке ИРИ, то и Иран должен присутствовать на рынке этой страны). В-пятых, уменьшить зависимость страны от добычи нефти и развивать другие опции, например, горнорудную промышленность. В-шестых, А.Хаменеи акцентировал приоритетную роль частного сектора в экономике страны. В-седьмых, перенос государственных проектов развития в частный сектор. Тогда же Верховный лидер Ирана поставил амбициозную задачу роста уровня ВВП до 8% в год. Правда, не совсем понятно, каким образом это удастся сделать в краткосрочной перспективе, учитывая, что в предыдущие годы иранская экономика демонстрировала падение, а в этом году прогнозируется рост ВВП в 2%.

Таким образом, подъем экономики страны остается наиболее существенной задачей иранской элиты. От ее реализации зависят как политические перспективы команды Хасана Роухани ( и стоящего за ним Али Акбара Хашеми Рафсанджани), так и социальная, и политическая стабильность в стране.

62.89MB | MySQL:102 | 0,627sec