Ливия: тупиковая ситуация в переговорном процессе

Специальный представитель ООН по Ливии Б.Леон 17 ноября с.г. наконец-то сдал свои полномочия Мартину Колеру. Наконец-то, потому что он должен был сделать это еще в сентябре с.г., но по личной просьбе генерального секретаря ООН задержался на своем посту. Вызвано это было некой положительной динамикой развития процесса мирных переговоров между противоборствующими сторонами и перспективой создания правительства национального единства. Эта перспектива казалась очень достижимой. Казалось, что еще один раунд переговоров, и цель будет достигнута. Но воз и ныне там. Еще за несколько дней до сдачи своих полномочий Б.Леон встречался в Тунисе с представителями Тобрука и Триполи в попытке преодолеть разногласия между ними, но безуспешно.

Причина — в жесткой оппозиции идеи создания правительства национального единства на условиях ООН со стороны лидеров самого влиятельного с военной точки зрения исламистского клана Фатхи Башашгха и Абдул-Рахмана аль-Свейли, на которых Б.Леон делал ставку, как на самых сильных возможных своих союзников в рамках достижения компромисса. Переговоры с мисуратовскими лидерами длились около года, и спецпредставитель ООН несколько раз торжественно объявлял о достижении успеха, и каждый раз все срывалось. Справедливости ради надо сказать, что и со стороны их оппонентов единства в стремлении достичь наконец-то какого-то результата тоже не наблюдается. Там существуют свои «ястребы», такие как лидер «светской коалиции» Махмуд Джибриль и Ареф Али Найем. Одним из явных признаков того, что инициативы ООН провалились, стали активные попытки правительства Абдуллы ат-Тани в Тобруке  прервать все связи с Центральным банком Ливии и Национальной компанией Ливии, которые контролируются западным правительством, и создать автономные собственные структуры.

Среди основных целей М.Коблера на сегодняшний день — синхронизация усилий международных посредников в лице Марокко и Алжира, которые выстроили собственные форматы посреднических функций и зачастую действуют разновекторно. Что, безусловно, объясняется еще и моментом традиционной региональной конкуренции между двумя этими странами. Алжир хочет получить некое преимущество в период смены спецпредставителей ООН и организовать, седьмую уже по счету, встречу представителей противоборствующих сторон на своей площадке. При этом алжирский президент А.Бутефлика планирует среди своих основных задач достигнуть определенной договоренности о намерениях с египетским президентом А.Ф.ас-Сиси. Такая договоренность в принципе является ключевой для успеха переговорного процесса с учетом степени влияния Каира на основного «ястреба» в лице «главнокомандующего вооруженными силами Тобрука» генерала Х.Хафтара.

При этом в ЕС никакой активной позиции по ливийскому переговорному процессу нет. Особенно сейчас, когда Брюссель, как и большинство европейских столиц, находится на осадном положении в связи с недавними терактами в Париже и Мали и занят выработкой единой позиции и принятия скоординированных мер по вопросам борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Особняком в данном случае стоит только Рим, который на протяжении всего времени ливийского кризиса всегда выделялся из основного ряда ЕС своей активной позицией. По крайней мере, сейчас итальянское руководство старается сделать все возможное, чтобы ливийское досье осталось в списке приоритетов повестки дня ЕС. В этой связи Рим рассчитывает на активизацию действий по линии European External Action Service во главе с Ф.Могерини в тесной координации с М.Коблером. Офицером по связи в данном случае выступает советник Коблера по военным вопросам итальянец П.Серра. Лейтмотив его деятельности сконцентрирован в настоящее время на военных точечных ударах по позициям местных сторонников ИГ, что находит понимание в Вашингтоне. В ночь с 14 на 15 ноября с.г. американские бомбардировщики нанесли удары по позициям ИГ в г.Дерна.

При этом в самой исламистской коалиции «Рассвет Ливии» продолжается перманентный кризис, который в настоящее время резко усилился. Он вызван тем, что ряд руководителей вооруженных ополчений в Триполи потребовали от отрядов мисуратовцев покинуть столицу. За этим последовала организация блокпостов на дороге между Триполи и Мисуратой, особенно в окрестностях городов Туджура и Аль-Хумс. Среди подписавших ультиматум мисуратовцам командиры полевого ополчения Хайтам Таджури, Г.аль-Кикли и пресс-секретарь Абдерауф Кара Рада. Ополченцы этого племенного ополчения на днях по невыясненным до сих пор мотивам арестовали 54 мисуратовцев. Это в свою очередь вызвало ряд локальных столкновений в родовом гнезде Г.аль-Кикли пригороде Триполи Абу Салим.

Как полагают эксперты, причины нынешних событий гораздо более глубинны, нежели чем амбиции и недопонимание между разными полевыми командирами исламистской коалиции. Они связаны с сепаратистской и автономной позицией клана Мисураты, который фактически вышел из коалиции «Рассвет Ливии» в начале ноября с.г. с целью выступать на переговорах в марокканском и алжирском форматах самостоятельно для получения себе отдельных преференций. В этой связи пока хранят молчание ключевые фигуры исламистской коалиции «Рассвет Ливии», такие как муфтий Аль-Садык Шариани, мисуратовский влиятельный полевой командир Салах Бади, военный лидер из Триполи А.Бельхадж и его заместитель Халед аль-Шариф, спикер Всеобщего народного конгресса Нури Абу Сахмейн.

По нашей оценке, последние по времени события, тем не менее, демонстрирует нам процесс дальнейшей фрагментации исламистской коалиции, что, безусловно, будет только затруднять переговорный процесс и делать его фактически бесконечным. Справедливости ради надо отметить, что и в рядах Тобрука очень сильны центробежные настроения, что также не внушает большого оптимизма и заводит переговорную ситуацию в тупик.

52.3MB | MySQL:103 | 0,482sec