Президент Р.Т.Эрдоган и армия Турецкой Республики: некоторые размышления

Еще 15 ноября с.г. в интервью журналисту «Анатолийского агентства» (в статье газеты «СЁЗДЖЮ») командующий ВВС генерал Абидин Унал, комментируя аудио- и видеоматериалы по инциденту в воздухе против российского Су-24, указал, что, несмотря на правильные действия турецкого летчика по пресечению вторжения российского Су-24 на турецкую территорию, компетенция принятия решения на уничтожение нарушителя принадлежит только трем лицам в Турции: президенту страны, премьер-министру и начальнику Генерального штаба. Далее (по его словам), вооруженные силы Турции в лице начальника Генерального штаба нашли бы способ выйти из столь затруднительного положения, если бы не президентское вмешательство («президентский ресурс»). По его словам «…нашу страну еще ждут трудные времена…».

Автор статьи, комментируя ситуацию на границе с Сирией, позволил сделать прогноз, что у Турции возникнут проблемы с курдскими группами (оппозицией, сепаратистами). Особое беспокойство вызывает возможность выживания оппозиционных Б.Асаду отрядов и групп. У политиков вариантов решения этой проблемы нет. «Может они имеются у военных? Но без непосредственно боевых действий».

Как представляется, в ближайшее время и Хулуси Акару (наряду с МИД) будет поручена проработка вопроса урегулирования отношений с Россией.

Начальник Генерального штаба армейский генерал Хулуси Акар был назначен Р.Т.Эрдоганом в августе 2013 г. Это назначение вызвало у многих политиков и военных слабо скрываемое недоумение: почему именно Акар? Акар не был замешан в попытке военного переворота в 2003 году (или не выявлены связи с ним). Но до событий 2003 г. Акар просто отсутствовал в Турции (находился на должности командующего турецким миротворческим контингентом в Боснии и Герцеговине). Кроме того, он самый молодой в истории турецких вооруженных сил начальник Генерального штаба.

Хулуси Акар еще два года назад был потенциальным лидером турецких военных, однако уже сегодня он является приверженцем политики Эрдогана в установлении гражданского контроля над военными в демократическом государстве (Турции).

Его богатый профессиональный опыт и международные контакты, а также его умение работать с правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и правительством без особых хлопот сделали его хорошим кандидатом, способным возглавить турецкую армию. В то время президенту Турецкой Республики Абдуллаху Гюлю и премьер-министру Эрдогану необходимо было выбирать нового начальника Генерального штаба из двух кандидатов: Акара (протеже Гюля и бывшего начальника Генерального штаба генерала Недждета Озеля (Özel) и Бекира  (Kalyoncu) протеже Эрдогана). Победу одержал Гюль, пригрозив наложить вето на кандидатуру Калйонджу.

Калйонджу, как и весь руководящий состав жандармских войск, не пользовался авторитетом у высшего звена управления турецких вооруженных сил. Но жандармы поддержали в 2003 году президента Н.Эрбакана, не подчинившись распоряжениям Генерального штаба провести плановые и неплановые мероприятия оперативной и боевой подготовки по всей территории Турции[1].

Эрдоган, в свою очередь, извлек урок из противостояния с военными и назначил несколько высших офицеров жандармских войск на должности в Генеральном штабе.

Как представляется, Акар, в свою очередь, преподносит себя как связывающее звено между военными и Эрдоганом, за что в офицерском корпусе пользуется авторитетом. Будучи командиром 3 АК в Стамбуле и начальником стамбульского гарнизона, он значительно облегчил тюремный режим осужденным по делу «путчистов» офицеров. С другой стороны, он постоянно сопровождал Эрдогана в зарубежных поездках (еще будучи вторым начальником Генерального штаба) и отвечал за связи с MИT (Национальной разведывательной организацией Турции) и правительством.

По нашему представлению, в настоящее время не должно возникнуть напряженных моментов в отношениях между Эрдоганом и армией. По информации некоторых турецких СМИ, обострение отношений не рассматриваются. Что касается остановки и досмотра «гуманитарного» конвоя с оружием на турецко-сирийской границе, то здесь в большей степени были задействованы пограничные батальоны (хоть и в армейских соединениях, но в плане пограничной деятельности подчиненные МВД) и жандармские пограничные подразделения (также из структур МВД).

К тому же Эрдоган убыл с официальным визитом в Катар. А это был бы очень удобный случай (вариант) отстранения от власти неугодного руководителя. Но Акар заявил, что «военные будут соблюдать изменений в закон» (источник – «Тодейс Заман»).

 

[1] Как такового «заговора», «путча» и т.п. в 2003 году не было. Просто армия в ответ на «попытки» Эрбакана пересмотреть некоторые положения Конституции «клацнула затворами» и провела по всей стране военные учения и командно-штабные игры. Эрбакан все «понял» и подал в отставку.

52.18MB | MySQL:103 | 0,537sec