Сирия: что не могут сделать США и может Турция

Концепция Вашингтона по созданию единого фронта противников Б.Асада в Сирии начинает очевидно буксовать. Мы уже сообщали о том, что, в общем-то, какой-то реальной силы, которая могла бы в одиночку претендовать на такую роль, просто не существует. Все серьезные военные группы носят жестко исламистский и джихадистский характер. Проект создания некой независимой военной силы путем подготовки специально отобранных и свободных от радикальных идей добровольцев благополучно провалилась (хотя мы по-прежнему уверены, что за этой программой в реальности стояли тайные поставки вооружения и амуниции «Джабхат ан-нусре» и «Ахрар аш-Шам»); сирийские туркоманы и курды имеют очень ограниченный локальный радиус своей военной активности, которая лимитирована зоной их традиционного проживания и очень неровным отношением к ним со стороны собственно арабского населения. В этой связи претендовать на роль какой-либо общесирийской военной оппозиционной силы они не могут по определению. Частями этой силы быть могут, но не более. Поэтому американцы достают «из кармана» и пробуют различные варианты действий. И все они, в конечном счете, ведут только к выбору приемлемой исламистской группировки. Пока это «Джунд аш-Шам», которая укомплектовывается, в том числе, бывшими иорданскими военными и получает американское оружие. В их числе и противотанковые системы TOW. В общем-то, индикатором этих усилий будет процесс согласования в женевском формате списка «террористических организаций», который покажет на кого ставят США. Эти попытки пока натыкаются на жесткое противодействие со стороны различных группировок, которые не стремятся под единое командование, а также позицией их зарубежных спонсоров в лице КСА, Катара и Турции. Они стремятся сохранить определенную автономность в своих действиях и противятся попыткам Вашингтона подчинить себе все направления оппозиционного сегмента. Таким образом, «столбятся» площадки распространения своего влияния в Сирии с прицелом на послеасадовский период.

Четким проявлением такого положения дел стали ожесточенные столкновения в северной части провинции Алеппо между отрядом Сирийской свободной армии», который еще называют «Мереа» (по имени района его дислокации), который формально противостоит отрядам «Исламского государства» (ИГ) в северном Алеппо, и группировкой «Джейш ат-Туавар». Последняя входит в недавно созданный американцами Альянс демократических сил». Версии возникновения столкновений у этих группировок, естественно, разнятся. По версии «Джейш ат-Туавар», они подверглись нападению связанных с просаудовской «Джабхат ан-нусра» сил неподалеку от города Азаз в северной части провинции Алеппо. 23 ноября с.г. в «Мереа» в свою очередь утверждали, что подверглись нападению со стороны «Джейш ат-Туавар», курдских отрядов Партии демократического союза (ПДС) при поддержке российской авиации. Это заявление представители «Джейш ат-Туавар» категорически отрицают. Тем не менее, верх в вооруженном противостоянии одержали боевики именно «Мереа» при поддержке подошедших отрядов «Ахрар аш-Шам». В результате формально ориентированные на Вашингтон силы были из северной части Алеппо выдавлены. Таким образом, попытки американцев стимулировать военную активность курдов и лояльных им группировок в провинции Алеппо успехом не увенчались, что само по себе означает серьезный провал нынешней политики Вашингтона. Курды, как мы уже говорили ранее, не горят желанием воевать в «чужих» районах. Жесткая реакция просаудовских (и протурецко-прокатарских) групп на попытки экспансии отрядов Альянса демократических сил объясняется именно тем, что Алеппо является стратегическим узлом для внешних спонсоров сирийской оппозиции, и делиться своим влиянием в этом районе они не собираются. Кроме того, Азаз является одним из ключевых пунктов на каналах торговли контрабандной нефттью и материально-технической помощи исламистскому сегменту сопротивления. Та же «Ахрар аш-Шам» является полностью подконтрольной МИТ Турции организацией и используется согласно договоренности между Анкарой, Дохой и Эр-Риядом для сбора разведданных в интересах этого триумвирата. Как показывают последние по времни события, и не только для этого, но и для оказания силовой поддержки тому или иному отряду в случае необходимости. По оценке американских военных, ситуация совершенно оправданно может рассматриваться, как серьезные риски для вновь созданной под своей эгидой коалиции сирийской оппозиции в силу того, что существует реальная возможность атаки курдских отрядов уже по всему фронту.

Для Вашингтона это должно стать отрезвляющим звонком в отношении комплиментов Анкаре, с которыми США явно перестарались в последнее время. Как и для Берлина и Парижа, которые также в силу своей завязанности на турецкие базы, начали всячески подыгрывать турецким властям, выпячивая роль Анкары в разрешении сирийского конфликта. Турция в лице президента Р.Т.Эрдогана всеми доступными способами (соответственно, при поддержке Катара и КСА) старается выжать «иностранные силы» из зоны своих «национальных интересов». И именно в рамках этих попытках надо рассматривать и атаку на наш авиалайнер на Синае, и гибель Су-24, и нынешние столкновения в Алеппо. В пользу этого утверждения говорит и факт того, что именно турки использовали группу в «Мареа» для распространения своего влияния, и до поры до времени не возражали против участия «Джейш ат-Туарар» в операциях против отрядов ИГ. Но как только им на помощь подтянулись курдские  отряды ПДС, эта ситуация перестала их устраивать, и они предприняли необходимые меры воздействия. То есть турки действуют жестко в отношении попыток любых сил установить контроль над городами Азаз и Джараблус, которые имеют стратегическое значение для материально-технического снабжения лояльных им отрядов и контрабанды нефти. Собственно, теперь понятны недавние критические замечания Вашингтона в отношении Анкары в связи с турецкой помощью ИГ. И связаны они были не с трагедией с Су-24. Но главное — это полностью подтверждает ранее высказанные нами выводы о том, что т.н. «зона безопасности» между двумя этими городами необходимы для контрабанды нефти и помощи лояльным Турции группировкам. Эту «ахиллесову пяту» Анкары, похоже, нащупали российские военные, которые резко интенсифицировали в последнее время удары именно по позициям боевиков в этом районе, тем самым обеспечивая поступательное продвижение сирийской армии в северном Алеппо. По данным американских аналитиков, перед Анкарой сейчас стоит очень непростой выбор. Ей необходимо решить главный вопрос — каким образом обеспечить функционирование этого коридора в дальнейшем. И, судя по всему, надежды в этом ключе на США и ЕС не оправдываются. Они на создание бесполетной зоны не готовы. Это вынуждает турецкую сторону действовать самостоятельно в случае необходимости. То есть подготовиться к вводу своего сухопутного контингента в пределы «зоны безопасности» между Азазом и Джараблусом. Для этого в приграничных районах уже концентрируются силы и подразделения турецкой армии с участием танковых и артиллерийских частей. Военная операция России в Сирии и пассивность США просто не оставляют Анкаре иного выбора. Сдерживает Турцию от этого шага пока только военное присутствие России и большие репутационные и политические риски такого шага.

62.88MB | MySQL:102 | 0,451sec