Российско-саудовская выставка-форум в Москве

27-29 ноября 2015 г. в московском Гостином дворе прошла Российско-саудовская выставка-форум инвестиционных и деловых возможностей, организованная (при широком финансовом участии Совета саудовских торгово-промышленных палат) Российско-арабским деловым советом (и его структурой Российско-саудовским деловым советом).

Сообщая об этом мероприятии еще в середине ноября текущего года, Российско-саудовский деловой совет отмечал что оно «будет организовано … по инициативе Генеральной саудовской инвестиционной организации и Совета торгово-промышленных палат Королевства Саудовская Аравия». В распространенном этим же Советом сообщении подчеркивалось, что «в саудовской экспозиции выставки будут представлены все ключевые министерства и ведомства королевства, а также крупнейшие государственные и частные компании», в российской же экспозиции «крупнейшие отечественные экономические операторы государственного и частного сектора экономики». Речь шла и о том, что саудовская сторона «декларирует серьезную заинтересованность в перспективные проекты, реализуемые на территории РФ», но, равным образом, и перед российскими компаниями открываются «отличные перспективы», связанные с реализуемой в Саудовской Аравии «амбициозной программой инфраструктурного развития» ‒ «строительство дорог, мостов, жилых домов» и « целых “экономических городов”», а также «сельскохозяйственными инициативами Хранителя Двух Исламских Святынь (Служителя Двух Благородных Святынь, короля Сальмана бен Абдель Азиза ‒ Г.К.) по инвестированию аграрных проектов за рубежом».

Открывая Российско-саудовскую выставку-форум, председатель «российской части Совместной межправительственной Российско-саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству», российский министр энергетики Александр Новак говорил не только о «несоответствии» российско-саудовского товарооборота (в 2014 г., по его словам, он составил лишь 1,2 млрд долларов Соединенных Штатов) «возможностям двустороннего сотрудничества», но и о готовности российской стороны «на правительственном уровне рассмотреть и … устранить препятствия, возникающие на пути расширения торгово-экономических связей». По его словам, «после подписания межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений», а также «меморандума о взаимопонимании в области сельского хозяйства», откроются «новые горизонты для расширения межкорпоративного взаимодействия». Наконец, выступление А.Новака на открытии выставки-форума содержало и важное послание саудовской стороне: «Приглашаю саудовских коллег к инвестированию в российские проекты. Мы будем стараться создавать для этого все необходимые условия. Россия, в свою очередь, готова инвестировать в перспективные проекты на территории королевства».

Итак, московская Российско-саудовская выставка-форум состоялась по инициативе саудовской стороны. В свою очередь, слова российского министра энергетики (исполняющего, в том числе, и обязанности российского куратора торгово-экономических и научно-технических связей с саудовской стороной) о предстоящем «подписании межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений» и «меморандума о взаимопонимании в области сельского хозяйства» стоило бы рассматривать как часть все той же саудовской инициативы. Иная ситуация, скорее всего, менее вероятна. По крайней мере, цитировавшееся 28 ноября 2015 г. газетой «Аль-Хайят» заявление находившегося в российской столице главы Совета торгово-промышленных палат Саудовской Аравии Абдель Рахмана аз-Замиля  содержало в себе и обращение к российской стороне с просьбой ускорить подписание обоих межправительственных соглашений, упоминавшихся А.Новаком. В свою очередь, также находившийся в конце ноября 2015 г. в Москве глава Генеральной саудовской инвестиционной организации Абдель Латыф аль-Усман говорил корреспонденту того же саудовского издания, что, ведя переговоры с представителями российской стороны, он подчеркивал: «С нашей стороны нет никаких проблем. Мы готовы [к подписанию]». Столь же важно и то, что все эти инициативы были выдвинуты (и реализуются) в то время, когда российско-турецкие отношения переживают беспрецедентный кризис, хотя в Эр-Рияде и видят в Турции важнейшего союзника в деле решения внутрисирийского конфликта.

Несмотря на то, что Саудовскую Аравию и Россию разделяют глубокие противоречия в отношении путей и методов урегулирования конфликта в Сирии (отношение к Башару Асаду, открытая саудовская поддержка тех групп сирийской оппозиции, которые не приемлемы в России, серьезная настороженность в отношении действий российских военно-космических войск на сирийской территории и, наконец, участие Саудовской Аравии в действующей против «Исламского государства» проамериканской коалиции), как и неприятие российского сближения с Ираном и вдохновляемым им шиитским организациям («Хизбалла», в этой связи, выступает как наиболее яркий показатель), в саудовской столице не исключают экономического взаимодействия обеих сторон. Более того, это взаимодействие (устремленность к которому продемонстрировал состоявшийся в июне 2015 г. визит принца Мухаммеда бен Сальмана в Санкт-Петербург) принимается Москвой. Для этого существуют не только экономические, но и политические основания, — в российской столице, вне сомнения, положительно рассматривают саудовский «нейтралитет» в отношении российско-украинского противостояния (включая и вопрос Крыма), как и саудовскую позицию отказа от поддержки введенных против России экономических санкций (несмотря на то, что Эр-Рияд был и остается стратегическим партнером Вашингтона).

Посвящая 24 ноября 2015 г. свою редакционную статью «Эр-Рияд и Москва: заметное экономическое сближение», крупнейшее саудовское издание, специализирующееся на анализе хозяйственных вопросов, газета «Аль-Иктисадийя» писала: «Очевидно, что расхождение точек зрения Эр-Рияда и Москвы по целому ряду проблем региона (Ближнего Востока ‒ Г.К.)  далеко от того, чтобы негативно влиять на все увеличивающееся экономическое и инвестиционное взаимодействие обеих сторон». Далее «Аль-Иктисадийя» продолжала: «В круг саудовско-российских противоречий входит и вопросы нефти и энергетики, которые, в свою очередь, нисколько не тормозят общую направленность инициатив, направленных на более плодотворное сотрудничество обеих сторон». В силу этого, как считала цитируемая газета, обращаясь к Российско-саудовской выставке-форуму, его проведение осуществляется не только «в обстановке принципиальных региональных и международных изменений, но и в ситуации, когда Россия заранее знает, что Саудовская Аравия не отступится от своего курса на реформу мирового рынка нефти, … когда ей заранее известно, что позиция Королевства по наиболее значимым [региональным] проблемам принципиальна и неизменна», но и в ситуации, когда «Россия более, чем когда бы то ни было раньше, нуждается в стабильном сотрудничестве, потому, что в отношении нее применятся ныне (как и будут применены в будущем) значимые международные санкции из-за того, что ее политика не соответствует большинству позиций, занятых международным сообществом».

Если таково положение России, продолжала «Аль-Иктисадийя», если Москва в полной мере отдает себе отчет в неуступчивости Эр-Рияда, то для саудовского государственного и частного бизнеса настает этап, когда он способен установить «торгово-инвестиционное партнерство с российской стороной». Главное, подчеркивала редакционная статья этого издания, состоит в том, что «основой двустороннего сотрудничества должны стать взаимные интересы, что же до политических разногласий, то они либо исчезнут, либо станут менее острыми, главное ‒ чтобы они не оказывали отрицательного влияния на итоги экономического развития». Позиция была выражена более чем откровенно!

Вместе с тем, говоря о возможности и желательности саудовско-российского торгово-инвестиционного партнерства, саудовская пресса неизменно подчеркивала, что эта возможность стала реализовываться (хотя с российской стороны «медленно и непоследовательно», если цитировать публикацию «30 российских компаний желают вести инвестиционную деятельность в Саудовской Аравии в сфере инфраструктуры портов и энергетики», появившуюся 27 ноября 2015 г. в «Аш-Шарк Аль-Аусат») только после поездки принца Мухаммеда бен Сальмана в Санкт-Петербург. Более того, подчеркивая все еще остающийся незначительным уровень двусторонних экономических связей, 27 ноября 2015 г. «Аль-Иктисадийя» приводила данные Саудовского департамента статистики. Если в 2005 г. объем саудовского экспорта в Россию составил 46 млн риалов (саудовский риал составляет 0,26 долларов Соединенных Штатов ‒ Г.К.), а российского в Саудовскую Аравию 1499 млн риалов, то в 2006 г. те же показатели составили, соответственно, 20 млн и 2653 млн риалов. В дальнейшем же эти показатели, конечно же, росли (хотя относительный рост и не был правилом), но этот рост был чрезвычайно медленен ‒ 48 и 4033 млн риалов в 2008 г.; 63 и 2634 млн риалов в 2009 г.; 67 и 3368 млн риалов в 2010 г.; 151 и 4582 млн риалов в 2011 г.; 174 и 5495 млн риалов в 2012 г.; 143 и 6348 млн риалов в 2013 г. Наконец, в 2014 г. объем саудовских поставок в Россию составил 1273, а российских в Саудовскую Аравию 7107 млн риалов.

Сообщая же о взаимодействии сторон в сфере инвестиционной деятельности, «Аль-Иктисадийя» отмечала, что, по данным Генеральной саудовской инвестиционной организации, общий объем выданных вплоть до 2014 г. российским компаниям лицензий на ведение инвестиционной деятельности в Саудовской Аравии составил более 21,2 млн долларов США. Российская инвестиционная активность особенно заметна в сфере перерабатывающей промышленности (более 15 млн долларов) и услуг (5 млн долларов). Эти объемы практически незаметны, если иметь в виду, как отмечала все та же Генеральная саудовская инвестиционная организация, к 2014 г. общий объем всех иностранных инвестиций в саудовскую экономику достиг 200 млрд долларов США, а к 2020 г. их объем должен составить 300 млрд долларов.

Подписанные в ходе работы московской Российско-саудовской выставки-форума 12 соглашений о сотрудничестве либо меморандумов о взаимопонимании между саудовскими и российскими (в основном, частными) компаниями, работающими в сферах здравоохранения, хранения и переработки зерна, нефти и газа, кораблестроения и производства эфирных масел, стали, если обратиться к корректным высказываниям официальных представителей саудовского предпринимательства, находившихся в конце ноября 2015 г. в российской столице, «важным шагом на пути углубления экономического взаимодействия между обеими сторонами». Но, вместе с тем, эти же корректные высказывания не были подчеркнуто оптимистичны, — по словам А.Р.аз-Замиля, выставка-форум пока еще только «способ познакомить обе стороны с условиями инвестиционной деятельности в каждой из них».

Иными словами, и Россия, и Саудовская Аравия только в начале пути к пока еще только предполагаемому экономическому сотрудничеству. Однако насколько это даже предполагаемое сотрудничество застраховано от колебаний в области российско-саудовского политического взаимодействия? Но, видимо, саудовская устремленность к экономическим контактам с Россией призвана исключить эти колебания, тем более, что на проведение московского мероприятия саудовский бизнес был «благословлен» королем Сальманом бен Абдель Азизом. Тем не менее, даже это «благословение» не выглядит сегодня способным изменить общий настрой российской ближневосточной политической линии.

52.38MB | MySQL:103 | 0,525sec