О формировании правительства в Турецкой Республике

17 ноября текущего года практически без промедления, после официального оглашения итогов парламентских выборов и приведения депутатов Меджлиса к присяге, президент Турции Р.Т.Эрдоган уполномочил лидера Партии справедливости и развития (ПСР) А.Давутоглу подготовить и передать на утверждение список 64-го по счёту правительства.

Невзирая на то, что подводных камней не ожидалось, обнародование списка откладывалось несколько раз. Обозреватели усмотрели в этом «тяжбу» между президентом страны и главой ПСР по кандидатурам будущих министров. Разумеется, все задавались вопросом, сколько А.Давутоглу удастся провести своих креатур с тем, чтобы сделать вывод об изменении его веса, в ту или иную сторону, в связке с президентом страны. Убедительная победа ПСР на выборах давала, по идее, А.Давутоглу моральное право на большее, чем просто находится в президентской тени. Однако, тут кроется известная доля противоречия: вряд ли, когда говорят о победителе, рассуждают о том, получит ли он президентское «добро» на проведение трёх своих министров или одного. Неожиданностей, в общем-то, не произошло: спустя недельную задержку, 24 ноября утрясённый, после недельных дебатов между президентом и будущим премьер-министром страны, список был обнародован.

Остановимся на некоторых назначениях, которые представляются ключевыми.

Имея в виду те экономические трудности, с которыми страна столкнулась в последние месяцы, главное внимание было обращено на «экономического царя» страны Али Бабаджана, практически насильно возвращенного в политическую жизнь страны Ахметом Давутоглу. Напомним, что ранее он неоднократно заявлял об отсутствии намерений баллотироваться в депутаты на выборах 1 ноября. А.Бабаджан, бывший министр иностранных дел и министр экономики, оценивается многими в качестве архитектора турецких экономических реформ и одного из самых авторитетных турецких экономистов  на международной арене. В этом контексте нередко можно было слышать, что возвращение А.Бабаджана на пост в правительстве (в качестве помощника премьер-министра или с министерским портфелем) пойдёт экономике Турции на пользу и улучшит образ страны в глазах инвесторов. Однако, вопреки ожиданиям, Али Бабаджан в правительство не вошёл, а министром экономики стал Мустафа Элиташ, имеющий репутацию серьёзного профессионала и, что не менее важно в условиях жёсткой вертикали власти, дисциплинированного бюрократа, осторожного в своих высказываниях.

Министром финансов, вместо Мехмета Шимшека, стал Наджи Агбал. Однако, им предстоит работать в связке, поскольку Мехмет Шимшек получил должность заместителя руководителя правительства. О Наджи Агбале говорят как о бюрократе с «хорошими манерами», серьёзном и дисциплинированном, и ориентированном на фискальную дисциплину.

Министром транспорта, мореходства и связи стал Бинали Йылдырым – ветеран ПСР, неизменно занимавший эту должность в четырех правительствах правящей партии, начиная с 58-го и по 61-е. Министерство транспорта традиционно играет одну из важнейших ролей в Турции, с учётом того внимания, которое уделяется дальнейшему развитию инфраструктуры страны. Министерство и подчиненные ему государственные корпорации, включая в частности, TCDD (Железные дороги Турции) – одни из крупнейших получателей бюджетных средств. С другой сторон, турецкая инфраструктура во многом развивается через реализацию моделей государственно-частного партнёрства на деньги частного сектора. Таким образом, важнейшим направлением деятельности станет продолжение работы с частными инвесторами и финансовыми структурами с целью обеспечения финансирования на должном уровне, в частности, по реализации масштабной программы строительства скоростных линий железных дорог.

Заметным событием стало назначение Берата Альбайрака (зятя президента Турции Р.Т.Эрдогана) на должность министра энергетики и природных ресурсов. Ряд обозревателей уже охарактеризовал его в качестве «кокона», ввиду его молодости. Его возраст – конечно, не секрет, но и не особо акцентируется. Так на сайте правительства, в отличие от коллег-министров, в случае Б. Альбайрака не указано ни место рождения, ни его возраст, а лишь отмечено, что он начал свою профессиональную жизнь в 1996 году. С другой стороны, семейное положение даёт Берату Альбайраку однозначную «политическую идентичность». Здесь стоит отметить, здесь три обстоятельства. Во-первых: возможно, что в ближайшее время министерство будет разделяться на два, одно из которых будет отвечать за энергетику, а второе за природные ресурсы. Таким образом, Б.Альбайраку, очевидно, придётся сыграть заметную роль в предстоящей реформе. Во-вторых: предшественнику Альбайрака – Танеру Йылдызу – нередко приходилось выступать в роли не столько министра, сколько антикризисного управленца. Вспомним ряд аварий последнего времени, включая многочасовое веерное отключение электроэнергии в стране (причины не были обнародованы), а также крупнейшую аварию на угольном месторождении «Сома». Как себя в этом качестве проявит молодой министр, пока у обозревателей есть вопросы, зато в этом качестве Танер Йылдыз, по оценкам наблюдателей, проявил себя достойно (что позволяло говорить о нём как о потенциальном кандидате на должность). И третье, министр энергетики – ключевая фигура при контактами с рядом зарубежных стран, включая Россию, по отношению к которой он может стать сопредседателем Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Разумеется, когда и если, замороженная из-за инцидента со сбитым российским бомбардировщиком, деятельность двусторонней комиссии будет возобновлена.

Министром науки, промышленности и технологий стал Фикри Ышык, ветеран ПСР. Очевидно, что вызовом для министра станет наметившееся падение темпов роста промышленного производства и остро стоящая необходимость по повышению добавленной стоимости турецкой продукции, то есть по переводу Турции на инновационный путь развития.

Перед вновь назначенным министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу и министром по делам ЕС Волканом Бозкыром – непростая повестка отношений с США, ЕС и Российской Федерацией. В фокусе их внимания уже оказался кризис в российско-турецких отношениях, гражданская война в Сирии и миграционный кризис. Можно ожидать, что в складывающихся новых условиях отношения со своими ключевыми партнёрами Турции придётся переосмысливать, не исключено,  что самым серьёзным образом. Первые попытки наладить контакт с РФ после инцидента со сбитым российским самолётом по линии глав внешнеполитических ведомств были предприняты в ходе балканского Саммита, состоявшегося накануне. Однако, сотворить чудо у М.Чавушоглу не получилось, а его визави С. Лавров заявил о том, что «ничего нового от турецкой стороны услышано не было». Отметим, что при поддержке Российской Федерации Мевлют Чавушоглу занял должность председателя ПАСЕ, где он трудился в период с 2010 по 2012 год, а, следовательно, он сохраняет хорошие неформальные связи с российскими коллегами.

30 ноября согласованный президентом Р.Т. Эрдоганом и премьер-министром Ахметом Давутоглу проект состава правительства был передан на голосование в Меджлис и был утвержден, получив 315 голосов «за» (представительство ПСР в Меджлисе – 317 депутатов).

Очевидно, что перед сформированным только что правительством стоит целый ряд серьёзных вызовов. По объёму стоящих задач для него вполне подходит определение – «антикризисное».

55.96MB | MySQL:116 | 0,697sec