О развитии военно-политической ситуации в Йемене

В результате взрыва на западе крупного йеменского города Аден погиб его губернатор Джафар Мухаммед Саад. По данным СМИ, по кортежу губернатора был сделан выстрел из гранатомета. В результате атаки также погибли шесть охранников губернатора. Необходимо отметить, что Д.М.Саад являлся в прошлом одним из центральных фигур в военном командовании бывшей «социалистической» НДРЙ, членом ЦК Йеменской социалистической партии (ЙСП), активным участником скоротечной гражданской войны между Севером и Югом в 1994 году. После поражения южнойеменцев он долгое время проживал в эмиграции в Лондоне. В Йемен вернулся по личному приглашению президента А.М.Хади уже в процессе гражданской войны с хоуситами. При этом надо отметить, что личные отношения между двумя этими фигурами, в общем-то, были непростыми, но А.М.Хади все-таки смог переступить через этот момент и пригласить Д.М.Саада для усиления своего влияния, прежде всего, среди южнойеменцев. И Д.М.Саад такое приглашение принял, и сыграл одну из ключевых ролей в освобождении Адена от войск хоуситов и бывшего президента А.А.Салеха. Просто фактом своего присутствия. После освобождения Адена Д.М.Саад был назначен губернатором Адена в октябре этого года. И этот момент ни в коей мере А.А.Салеха не устраивал. Прежде всего, с точки зрения укрепления влияния А.М.Хади на юге страны. Проводником и одним из основных фигур распространения и укрепления такого влияния был, безусловно, Д.М.Саад. Сам А.М.Хади большой популярностью в Южном Йемене не пользуется. В Адене сейчас распространяются слухи о том, что за гибелью Д.М.Саада стоит сам А.М.Хади. В качестве подтверждения этого тезиса приводится факт того, что автомобили «скорой помощи» добирались до места происшествия два часа. Мы с этими утверждениями не согласимся, смерть Д.М.Саада сейчас была абсолютно невыгодна президенту Йемена. Ему необходима стабильность на юге страны. И основным проводником этой политики и гарантом «восприятия» А.Хади, в принципе, был как раз Д.М.Саад. Как, собственно, и мифическое йеменское «Исламское государство» (ИГ) здесь не при чем. Подчеркнем, что ИГ в Йемене — это хорошая «крыша» для различных политических групп и кланов по решению своих узкокорыстных задач. Опять же подчеркнем, что самым реальным организатором данного покушения является А.А.Салех, который не простил Д.М.Сааду его активной роли в освобождении Адена, а также заинтересован в сохранении постоянного очага нестабильности в Южном Йемене.

Что же касается ситуации на фронтах, то отметим, что никакого перелома положения в свою пользу силам аравийской коалиции добиться до сих пор не удалось. Сменив основное направление удара с Мариба на Таиз, в Эр-Рияде планировали организовать освобождение города на первом этапе, и создать тем самым плацдарм для наступления на Сану. Вообще, взятие Таиза и зачистка от сил зейдитов этой провинции открывает оптимальные, с точки зрения военной стратегии, перспективы наступления. Мариб в этом плане много хуже, прежде всего с точки зрения горного рельефа местности, что естественным образом лимитирует логистику для тяжелой техники и эффективность применения авиации. Кроме того, все немногочисленные транспортные артерии в Марибе заминированы зейдитами, что в условиях дефицита квалифицированных саперных частей, является для сил аравийской  коалиции непреодолимым препятствием. Но самое главное — местные племена не оказывают силам аравийской коалиции никакого содействия до тех пор, пока Эр-Рияд не согласится выплатить значительную финансовую компенсацию за пребывание войск коалиции на территории провинции. Саудовская аравия платить не хочет, что снова навевает всякие нехорошие мысли о состоянии бюджета КСА. В этой связи отметим следующие. Ряд российских политологов и экспертов в этой связи утверждают, что финансовая подушка безопасности КСА значительна, и готова выдержать любые падения нефтяных цен в течение десяти лет. В качестве доказательства этого довода приводится значительный объем золотовалютных накоплений королевства и такие же по объему авуаров частных благотворительных фондов. Логика в данном случае следующая — авуары этих частных фондов также в принципе являются государственными средствами, поскольку во главе этих фондов стоят члены королевской семьи. Скажем сразу, что расходовать свои средства для поддержки национальной экономики члены королевской семьи не будут. Вся эта система благотворительных фондов королевства создавалась лишь с одной целью — распространения своего влияния в мусульманском мире за счет взносов, прежде всего, в систему исламского образования и строительства мечетей. Через эти же фонды финансируются и лояльные Эр-Рияду группы и политические партии. «Частный» характер этих фондов нужен саудовскому руководству лишь с одной целью — официального дистанцирования государства от их деятельности с учетом того, что очень часто эти фонды работают на грани фола. Ровно такая политика была применена в свое время в России, где на все претензии правоохранительных органов саудовская сторона обычно отвечала одним и тем же — «государство к работе частных фондов отношения не имеет». При этом в системе этих фондов «крутятся» в основном государственные средства, взятые из бюджета. Таким образом, мы имеем классическую «двойную бухгалтерию» и полагать, что фонды обладают дополнительными финансовыми возможностями, было бы натяжкой. Собственно, мы уже видим, как саудовский бюджет начинает напрягаться, что не совсем соответствует данным о значительных объемах золотовалютных запасов. Есть все основания полагать, что в финансовой статистике королевства не все так однозначно прозрачно. Тайные операции по материально-техническому снабжению подконтрольных Саудовской Аравии группировок в Сирии, снабжение и финансовое стимулирование различными формами «льготных ссуд и займов» своих союзников по аравийской коалиции в статистике бюджета не указываются. При этом ни переброска 1,5 тыс марроканских военных, ни переориентация основных сил на таизское направление ситуацию в Йемене к лучшему не меняет. На сегодняшний день силам коалиции не только не удалось выбить части Республиканской гвардии из старой цитадели Таиза, но они явно утеряли стратегическую инициативу. Это выразилось в том, что отряды хоуситов оседлали фактически все господствующие высоты в провинции, что позволяет им держать под огнем основные транспортные артерии.

И это вынуждает Эр-Рияд, скрепя сердце, идти на мирные консультации с врагом в лице зейдитов. Именно этим объясняется новая мирная инициатива А.М.Хади. Он «проинформировал» международную коалицию во главе с Саудовской Аравией о том, что в стране планируется прекращение огня сроком на семь дней, начиная с 15 декабря. Об этом сообщило агентство Рейтер, ссылаясь на письмо президента генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. «Я проинформировал руководство коалиции о том, что мы намерены начать режим прекращения огня в течение семи дней, с 15 по 21 декабря, что совпадает с проведением консультаций», — цитирует агентство слова президента Йемена. Понятно, кто кого «проинформировал» в первую очередь, но это не имеет сейчас значения. По нашей оценке, эти консультации и перемирие вряд ли приведут к каким-либо прорывным результатам. Рискнем расценивать это, как очередную мирную паузу, которая необходима коалиции для перегруппировки сил.

52.1MB | MySQL:103 | 0,565sec