Алжир: процесс принятия решений на современном этапе

Очередная госпитализация презитента АНДР Абдельазиза Бутефлики во Франции после его длительного исчезновения из поля зрения вновь делает актуальными рассуждения относительно процесса принятия решений в Алжире на высшем уровне.

Официально именно президент страны считается главным отвечающим за это лицом. Разумеется, до недавнего времени на данный процесс оказывали существенное влияние «силовики» в лице начальника штаба вооруженных сил генерал Ахмеда Гаида Салаха и уже бывший глава спецслужбы DRS генерал Мухаммед Медьен («Тауфик»).

Во всяком случае, Бутефлике до недавнего времени так или иначе приходилось при принятии решений учитывать их мнение. Особенно если речь шла о важнейших вопросах безопасности страны и распределении денежных потоков внутри ее и в частности, когда речь шла о финансировании силовых структур.

Они же, особенно Медьен, с разной степень успешности, пытались влиять и на экономико-финансовую сферу, в том числе на распределение контрактов с иностранными партнерами и их конечный отбор.

Попытки расширить это влияние сыграли не последнюю роль в его последующем устранении и замене на менее авторитетного и опасного для президента Атмана Башира Тартага. Тем более, что на последнего имеется компромат относительно непосредственного участия в резонансных ликвидационных миссиях 1990-х гг. в период активной борьбы против радикальных исламистов и чистки DRS от «нелояльных» с точки зрения того же Медьена, фигур.

Одновременно с уходом «Тауфика» и фактическим переподчинением президенту DRS позиции Ахмеда Гаида Салаха в образовавшемся после этого властном «дуумвирате» ослабли. И, несмотря на все более осязаемые проблемы со здоровьем главы государства, внешне выглядит так, что именно в руках Бутефлики теперь сконцентрированы практически все основные нити принятия важнейших решений.

Тем не менее, вопрос о том, кто именно заменяет действующего президента на время его «медицинских отлучек», становится все более актуальным. Следует заметить, что на этот раз он отсутствовал в Алжире два дня (с 4 по 6 декабря), что не является, казалось бы, фатальным для управления страной сроком.

Однако в любом случае, кто-то должен был его заменять. Ведь существует ряд вопросов, решать которые должен непосредственно сам глава государства.

Эта проблема становится особенно актуальной по мере все большего увеличения сроков, когда президент находится вне досягаемости алжирских журналистов и политиков.

Так, например, перед прохождением президентом обследования в Париже так называемой «группе 19», состоящей из влиятельных общественных и политических деятелей страны, в течение достаточно длительного срока не удавалось добиться с ним встречи, чтобы, по их версии, выразить опасения относительно готовящегося к принятию законопроекта «О финансах» на 2016 г., имеющего, по их мнению, «антинародный» и даже «антигосударственный» характер.

Это обстоятельство лишь усилило спекуляции в обществе относительно все более прогрессирующей недееспособности главы АНДР.

Учитывая отсутствие как такового в Алжире поста вице-президента, формально страна остается «без власти». Однако это не так. По части военной его замещает в таких случаях (как заместитель Бутефлики в руководстве Минобороны) Ахмед Гаид Салах.

Однако по части административных решений по гражданской части такие люди (в юридическом плане) просматриваются слабо. Во всяком случае, высшие представители президентской администрации АНДР на данную роль явно не годятся.

По сути, там лишь вырабатываются «каркасы» будущих правительственных решений и законопроектов, чисто формально утверждаемых парламентом ради соблюдения необходимых «демократических приличий».

Прежде всего наличие таких властных институтов нацелено показать Западу стремление развиваться в «направлении управленческого прогресса» в соответствии с западной же политической моделью.

Соответственно, реального влияния на ситуацию этот сугубо технический аппарат президента, зачастую служащий для пристраивания отправленных в отставку министров и вообще людей президентского клана, имеет достаточно слабое влияние.

Учитывая все вышеизложенные соображения, нельзя исключать правдоподобности обвинений, которые выдвигаются в отношении главы государства, «слабеющей рукой» которого якобы правит его брат Саид Бутефлика, по сути, являющегося своего рода «серым кардиналом» Алжира и оказывающего на его управление как в политическом, так и экономическом плане самое серьезное влияние.

Судя по всему, остальные фигуры, допущенные к реальному управлению страной (включая премьер-министра Абдельмалека Селлаля), явно находятся в «курсе событий» и одобряют сложившееся положение вещей в силу тех или иных причин.

В первую очередь, они занимают отведенные им должности, не претендуя на президентские функции и порой смирившись с тем, что глава государства тормозит их собственные инициативы.

В случае с Селлалем – это фактический отказ запустить отмену «антиинвестиционного» закона «51/49», согласно которому иностранные компании могут работать в Алжире лишь в составе совместных с алжирскими структурами объединениях и иметь в них долю не более 49 процентов.

Однако совершенно ясно, что подобная система ущербна и что в таком положении она может функционировать если не считанные месяцы, то годы.

И дело не только в усилении экономико-финансового кризиса. Ситуация во многом определяется чисто физиологическими причинами. Ясно, что «президент в инвалидном кресле» может и не доработать свой президентский срок и просто стать полностью недееспособным для руководства государством.

И на повестке дня страны уже сейчас встает вопрос относительно выработки новых правил игры и поиска кандидатуры для замены Абдельазиза Бутефлики, которая бы могла устроить всех ключевых представителей алжирских правящих кланов.

Совершенно ясно, что эта схема должна гарантировать стоящему за его спиной брату Саиду, оказывающему как минимум самое серьезное влияние на процесс принятия важнейших решений в стране, не просто гарантии неприкосновенности, но и официального закрепления его в алжирской властной иерархии.

Однако в условиях «приглушенной» «арабской весны» в Алжире это представляется мало вероятным. Прямое же создание «наследственной монархии Бутефлика» в условиях прогрессирующего кризиса означало бы провоцирование мощных народных выступлений и протестов среди самих представителей властей АНДР.

Таким образом, в Алжире наблюдается появление серьезных противоречий при дальнейшем разделении власти. Не исключено, что данная тенденция получит последующее продолжение в виде достаточно заметных внутренних потрясений. Особенно, если при замене нынешнего президента предоставляемые остальным представителям политических сил и олигархата страны гарантии не будут в полной мере их устраивать.

52.1MB | MySQL:103 | 0,630sec