О конкуренции за углеводородные рынки Европы. Часть 2

На фоне стран Западной Европы экономика Португалии характеризуется как слабая по многим показателям, а темпы ее роста ниже средних значений по странам ЕС.

Внутренний рынок углеводородов страны не рассматривается как перспективный в плане роста, хотя спрос на газ в конце девяностых и нулевых увеличивался очень быстрыми темпами, что было обусловлено его широким внедрением в секторе производства электричества. В конце нулевых годов показатели спроса стабилизировались.

Сегодня доля природного газа  в общей структуре энергоносителей страны колеблется на уровне 17-18 % (4,5 млрд куб. м) что ниже среднего показателя по странам ЕС (23 %).

К достижениям можно отнести высокую долю производства энергии из возобновляемых источников: ветряных, солнечных и гидроэлектростанций.  В стране также функционируют две геотермальные электростанции. Португалия – одна из немногих стран ЕС, где объемы произведенной энергии из возобновляемых источников превышают объемы производства из газа. Это объясняется способствующими климатическими условиями, особенно наличием сильных ветряных потоков в районе Атлантического побережья, и почти полным отсутствием собственных месторождений энергоносителей. В планах Лиссабона дальнейшее увеличение объемов производства энергии из возобновляемых источников.

Использование голубого топлива в Португалии началось достаточно поздно, в конце 1990-х годов. Причина — ограниченные возможности страны по импорту энергоносителей с использованием газопроводов ввиду относительной географической удаленности от основных добывающих стран, а так же экономическая нестабильность в 1970-х годах, в период формирования газового рынка Европы. Лишь начиная с 1996 года, когда был введен в эксплуатацию газопровод «Магриб-Европа», соединяющий Алжир и Испанию, стали возможны поставки голубого топлива в Португалию транзитным маршрутом с территории Испании.  Первым и главным его потребителем стала электростанция Tapada do Outeiro в городе Коимбра мощностью около 1 000 МВт, запущенная в 1998 году. В то время она обеспечивала 20 % от общего спроса на электроэнергию в Португалии.

Принятие решения о внедрении газа и начале его импорта обуславливалось растущим внутренним спросом на электроэнергию и экологическими соображениями (в те годы страны ЕС принимали усилия по отказу от угольных электростанция с целью снижения выброса загрязняющих веществ в атмосферу).

В Португалии имели место опасения по вопросу безопасности такого импорта из-за волатильности цен на углеводороды.

Непросто было и положиться на газопровод «Магриб-Европа», который тянется из Алжира, в те годы еще охваченного гражданской войной с исламистами, а затем через Марокко – страной, находящейся в далеко не дружественных отношениях с Алжиром из-за проблемы территории Западной Сахары.

Понятно, что в случае осложнения обстановки Рабат теоретически мог перекрыть поставки голубого топлива в Европу.

В соответствии с межгосударственным соглашением, за транзит газа по своей территории Рабат имеет право на получение 7 % доли от ежегодной выручки, получаемой Алжиром за счет этого газопровода. В первые годы это компенсация осуществлялась денежными средствами, затем марокканская сторона стала получать натуральные поставки газа. За почти 20 лет функционирования газопровода «Магриб-Европа» серьезных сбоев в поставках сырья не произошло, страны выполняют свои договорные обязательства, а политические разногласия удалось оставить в стороне от экономических договоренностей.

За счет Алжира Португалия покрывает сегодня более 50 % от объема своих потребностей, значительная часть которых поступает по упомянутому газопроводу.

С начала нулевых было запущено строительство нескольких новых электростанций, работающих на газе, общей мощностью более 2 500 МВт. С целью удовлетворения растущего спроса была сделана ставка на СПГ, который первоначально экспортировался из Испании путем реэкспорта сырья из порта Ферроль, где расположен регазификационный терминал. В 2003 году запущен португальский терминал в городе Синиш мощностью 5,2 млрд куб. м/год. Португальская компания GALP Energia владеет 100 % акций этого терминала. В первые годы основным экспортером СПГ в Португалию была Нигерия на основании 20-ти летнего контракта, затем поставщики были диверсифицированы.

Сегодня Португалия приобретает СПГ в Нигерии, Омане, Алжире, Малайзии и Катаре. Последний удовлетворяет 8 % внутренних потребностей страны.

Очевидно, что в ближайшие годы спрос на голубое топливо в Португалии не будет подвергаться значительному снижению: экономика страны и без того в застое, рост потребностей в энергоносителях минимальный. А развитие возобновляемых источников, на которые возлагаются большие надежды, вряд ли будет способствовать снижению объемов потребления газа: сокращаться будут в первую очередь нефтяные и угольные мощности, которые, в отличие от газовых, являются более устаревшими и менее рентабельными.

Страна продолжит импортировать алжирский трубопроводный газ, а также СПГ, для чего имеется вся необходимая инфраструктура. В случае возникновения серьезных сбоев и даже прекращения поставок алжирского трубопроводного газа это не будет значимой угрозой для энергетической безопасности Португалии: терминал в Синише сегодня позволяет импортировать объем для удовлетворения всех потребностей страны в голубом топливе. Кроме того, возможен реэкспорт газа из Испании, что уже имело место. Однако, для Лиссабона предпочтительнее продолжать сотрудничество с Алжиром, так как стоимость СПГ значительно дороже трубопроводного. Возможности для ценового маневра при заключении соглашений значительно ниже чем у крупных покупателей (например, Испании): португальский газовый рынок не выглядит привлекательным ввиду ограниченного потенциала, поэтому  серьезные ценовые уступки могут не иметь экономического смысла.

По этой же причине страна не является объектом серьезной конкуренции между поставщиками.

52.18MB | MySQL:103 | 0,510sec