Перспективы отношений в треугольнике Россия-Израиль-Турция

В беседе с журналистами, ставшей своего рода финальной точкой визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Туркменистан, им было сделано интересное заявление. Касалось оно перспектив улучшения отношений с Израилем. Залогом воплощения на практике данной инициативы должны стать два условия: снятие блокады с сектора Газа и компенсации семьям жертв инцидента с «Флотилией свободы» 2010 г. По словам турецкого лидера, растиражированным мировыми СМИ, данный процесс должен принести значительные выгоды Ближнему Востоку. Надо отметить, что в последнем он, безусловно, был прав. Экскурс в недавнее прошлое турецко-израильских отношений доказывает состоятельность данной точки зрения. Более того, США в своей ближневосточной политике также делали ставку на такого рода альянс. Следует принять во внимание и то, что в конце ноября Р.Т.Эрдоган уже делал похожее высказывание для израильского радио, не уточнив, что именно потребуется для возвращения контактов на прежний уровень.

До недавнего времени власти Израиля проявляли интерес к вопросу восстановления двусторонних отношений с Турцией. К примеру, аналогичное заявление, основным мотивом которого было стремление вновь пойти на сближение ради будущего столь нестабильного и противоречивого региона, делал в 2012 г. глава правительства Израиля Б.Нетаньяху, однако, добиться желаемой цели он тогда не смог. Слова, прозвучавшие из уст Р.Т.Эрдогана, не являются в полной мере сигналом к примирению. Между тем, то, как поступит в данной ситуации Израиль, покажет, какие именно цели наиболее выгодны для страны на нынешнем этапе.

Вопрос сближения с Турцией будет оказывать влияние на израильскую внешнюю политику в трех плоскостях. Прежде всего, речь идет о ближневосточной политике, возведенной нынешним правительством в ранг приоритетного направления деятельности. Возвращение к тесным отношениям с Турцией в этой связи станет своего рода знаковым событием в этой области международных контактов. Впрочем, те условия, которые выдвинул турецкий лидер, явно не способны стать отправной точкой для действительно конструктивных переговоров, поскольку содержат в себе необходимость пойти на уступки сразу в двух принципиальных направлениях. Между тем, сам факт заявления об отношениях с Израилем, вероятно, может привести к инициированию контактов представителей сторон, направленных на выяснение принципиальных позиций друг друга. Этому процессу уже был дан старт. Так, заместитель директора департамента Западной Европы МИД Израиля А.Ширан успел посетить Стамбул, где встретился с представителями парламента страны.

Вторым направлением, на котором существенно отразится процесс нормализации турецко-израильских отношений, станет стратегия Израиля в области природного газа. Эта тема неоднократно становилась предметом обсуждения в рамках заседаний кабинета министров страны. Однако пока основная ставка на развитие израильского потенциала в данной области была сделана на европейские государства Средиземноморья. Как следствие, тесное взаимодействие с Турцией по данному вопросу укрепило бы геополитические позиции Израиля в регионе.

Наконец, третьим компонентом внешней политики страны, который окажется под влиянием изменений на турецко-израильском треке, станет партнерство с Россией, стремительно отдалившейся от Турции в свете инцидентов, произошедших в рамках военной операции, проводимой РФ в Сирии. До настоящего момента Израиль предпринимал все возможные шаги для выяснения позиций своего партнера посредством т.н. механизма «сверки часов», характеризующегося периодическими личными контактами или телефонными переговорами на разных уровнях. Широкий резонанс вызвала позитивная оценка президентом РФ В.В.Путиным российско-израильского сотрудничества в рамках встречи, состоявшейся на площадке саммита ООН по изменению климата. В случае стремительного сближения с Турцией данные усилия могут быть нивелированы. Интересно, однако, то, что Россия сама выдвинула Турции аналогичные условия сближения, включающиеся требования наказать виновных в инциденте с Су-24 и выплатить компенсацию.

Таким образом, для израильской внешней политики сейчас характерна ситуация выбора между двумя направлениями. Если руководство страны предпочтет экономическую выгоду и дальнейшее продвижение своей газовой стратегии в Средиземноморье, то приоритетное значение будет отдано нормализации отношений с Турцией. При этом политические последствия данного шага будут иметь двоякий результат. С одной стороны, правительство сможет показать состоятельность своей ставки на  региональное сотрудничество. С другой, — поставит себя в зависимость от очередного пакета нежелательных условий, которые являются тем, чего страна стремится всеми силами избегать в отношениях с палестинским руководством. Выбор в пользу политики, основанной на учете интересов России, будет означать смещение акцентов с региональной на мировую повестку дня, что в будущем может принести положительные результаты при решении политических вопросов. Многое в данном случае будет зависеть от позиции США, уже некогда оказавших существенное влияние на турецко-израильские отношения путем убеждения Израиля в необходимости принести извинения за инцидент с «Флотилией свободы».

62.81MB | MySQL:102 | 0,377sec