Разведывательное сообщество Турецкой Республики

Часть 1.

Национальная разведывательная организация

image001

Задачи, полномочия и ответственность НРО

Национальная Разведывательная Организация была создана 6-то июля 1965 года во исполнение закона № 644 в качестве ведомства, подчиняющегося премьер-министерству. По прошествии более чем 18 лет, этот закон, в связи с необходимостью преодоления проблем практического характера, заполнения правовых лакун и приведения его в соответствие с требованиями стремительно развивающегося мира, 1 января 1984 года был заменен законом № 2937 «О государственной разведывательной деятельности и Национальной Разведывательной Организации».

В законе № 2937 в общих чертах прописаны принципы создания, деятельности и задачи НРО. В то же время число подразделений и департаментов, их названия, детальные характеристики их функций и прочие аспекты, связанные с внутренней структурой НРО, определяются секретными регламентами и инструкциями, утверждаемыми премьер-министром, что позволяет как держать эти сведения в секрете, так и действовать возможно оперативно в быстро меняющихся условиях.

Еще одно обстоятельство, отличающее новый закон от закона № 644, заключается в том, что согласно Закона № 2937, Организация перешла в непосредственное подчинение премьер-министра. Подчинение НРО непосредственно премьер-министру следует рассматривать исходя из того, что согласно Конституции, за общие направления правительственной политики отвечают кабинет министров и премьер-министр. 

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ И КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ

Национальная Разведывательная Организация, осуществляющая свою деятельность от имени Турецкого Народа с соответствующими задачами и полномочиями, призвана:

осуществлять в государственном масштабе сбор разведывательных сведений, информации и данных, касающихся национальной безопасности, и тем самым вносить вклад в оказание противодействия руководимой и направляемой извне и изнутри страны реализуемой или замышляемой деятельности, покушающейся на:

унитарный характер Республики Турция, само ее существование, на ее независимость и безопасность, ее конституционный строй и все составляющие ее национальной мощи.

ПЕРЕДАЧА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛНОМОЧНЫЕ ИНСТАНЦИИ

Передавать собранную информацию полномочным на принятие решений инстанциям, как-то:

президенту;

премьер-министру;

начальнику Генштаба;

генеральному секретарю Совета национальной безопасности;

другим министерствам и ведомствам (по их запросу).

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПЛАНАМИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В рамках разработки и реализации планов, связанных с государственной политикой в области национальной безопасности, обеспечивать потребности президента, премьер- министра. начальника Генштаба, генерального секретаря Совета национальной безопасности и министерств по вопросам разведывательных данных, исполнять связанные с этим их поручения;

КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Контрразведывательная деятельность против разведывательной деятельности иностранных государств, направленных по отношению к стране, входит в прямые обязанности Национальной Разведывательной Организации. Перед Национальной Разведывательной Организацией не могут быть поставлены какие-либо иные задачи, кроме тех. которые приведены выше, и деятельность Национальной Разведывательной Организации не может быть переориентирована на выполнение каких-либо иных задач, связанных с обеспечением безопасности государства, кроме как разведывательных и контрразведывательных.

ПОЛНОМОЧИЯ

Для успешного осуществления разведывательной деятельности в государственном масштабе и незамедлительной передачи в соответствующие инстанции полноценной и проверенной информации, большое значение имеет использование НРО центров обработки информации и архивов государственных ведомств и организаций, равно как и учреждений, оказывающих услуги государственным структурам; налаживание прямой и непосредственной связи с ответственными лицами, координирование с ними различных действий, получение всех необходимых документов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕДОМСТВ

Национальная Разведывательная Организация имеет полномочия на налаживание прямых и непосредственных отношений с руководителями других государственных ведомств и организаций, с лицами, курирующими в этих учреждениях деятельность по сбору информации в том, что касается указания направлений получения этой информации, иных аспектов процесса сбора информации, а также осуществления контрразведывательной деятельности и координации усилий в данном направлении; использование центров обработки информации и архивов государственных ведомств и организаций, равно как и учреждений, оказывающих услуги государственным структурам, в том, что входит в сферу деятельности НРО; а также устанавливать связи с ними.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВ И ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ

При выполнении задач, указанных в 4-й статье закона № 2937, сотрудники НРО могут использовать права и полномочия, предоставленные сотрудникам правоохранительных органов, в том, что касается защиты объектов и своих коллег, а также осуществления контрразведывательной деятельности. Принципы и условия, касающиеся предоставления сотрудникам НРО прав и полномочий, закрепленных за сотрудниками правоохранительных органов, перечислены в Инструкции о порядке функционирования НРО.

Наряду с тем, что при использовании означенных прав и полномочий сотрудники НРО в принципе должны действовать во взаимодействии с работниками правоохранительных органов, при осуществлении контрразведывательной деятельности сотрудники организации могут вне вышеуказанного принципа в полной мере и непосредственным образом реализовывать права и полномочия, закрепленные за их коллегами из правоохранительных органов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ

Согласно статье 13 закона № 2937, руководитель Национальной Разведывательной Организации, чья кандидатура после обсуждения на заседании Совета национальной безопасности представляется премьер-министром на утверждение президента, несет ответственность лишь перед премьер-министром.

ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО НАПРАВЛЯТЬ В НРО ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Министерства и другие государственные ведомства и организации обязаны:

  • собирать информацию, соответствующую характеру и сфере их деятельности:
  • добывать информацию по поручению НРО;
  • противостоять разведывательной деятельности других государств;
  • незамедлительно направлять в НРО информацию, касающуюся национальной безопасности.

Министерства и другие государственные ведомства и организации обязаны оказывать всяческую помощь сотрудникам НРО в ходе выполнения ими своей работы, а также облегчать ее. Действия, идущие вразрез с этим, влекут за собой уголовной ответственностью.

СЕКРЕТНОСТЬ разведывательной ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ 

ЛЮБОГО РОДА ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАДАЧ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРО, НОСЯТ СЕКРЕТНЫЙ ХАРАКТЕР

Исходя из того, что сохранение в тайне действий по реализации задач, указанных в законе № 2937. имеет, безо всяких исключений и вне любого рода соображений и интерпретаций, большое значение (в противном случае уровень разведывательной деятельности вряд ли окажется высоким), статус секретности информации и документов, касающихся задач и деятельности НРО. дополнительно к иным способам обеспечения искомой секретности подкреплен содержащимся в законе о НРО положением об уголовной ответственности за разглашение тайны. Статья 27 закона о НРО предусматривает тюремное заключение за получение документов и информации, касающихся задач и деятельности Национальной Разведывательной Организации, обнародование этих документов и информации, и допущение по неосторожности их попадания в руки иных лиц.

НРО использует в своей деятельности самые современные достижения техники, успешно выполняет поставленные перед ней законом задачи благодаря неустанной и самоотверженной работе своих сотрудников — опытных профессионалов, при помощи современной организационной структуры, в соответствии с принципами демократии и права, на основе беспристрастности и уважения прав человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово «intelligence», означающее в английском и французском языках «интеллект, «ум», но, кроме того, и «разведка», в турецком языке означает «получение или сбор сведений». Однако в разведывательной терминологии слово «сведения» (иначе говоря, та же информация в ее общепринятом значении, выражаемом словом «haber») несет в себе смысл, подразумевающий получение необработанных известий, данных, материалов. Слово же «istihbarat (разведка) подразумевает информацию, получаемую в рамках государственных нужд в результате сбора и обработки сведений, поступающих в самых различных формах из опять же самых различных источников.

Разведывательная деятельность, существующая испокон веков, и в наши дни, как и в прошлом, представляет собой один из факторов, в значительной и первостепенной мере влияющих на будущее государства. Связано это с тем, что целью разведывательной деятельности является выявление возможных намерений, возможностей, степени оснащенности лиц групп или группировок, организаций или государств, представляющих собой объект или объекты приложения этой деятельности.

Определение тех или иных перспектив, получение информации о грядущих событиях или проблемах задолго до их окончательного вызревания, о реалиях, скрывающихся за теми или иными происшествиями и событиями, становится возможным лишь благодаря продуктивной разведывательной деятельности. Однако для этого вовсе не достаточно осуществление сбора информации в различных ее формах: необходима сколь систематизированная, столь и систематическая обработка получаемой информации. Важная информация, не проанализированная должным образом, может привести к ошибочным выводам и последствиям.

Разведывательные сведения, касающиеся тех или иных событий, и получаемые в первичном виде, подвергаются осмыслению, классификационному анализу, оценке степени важности, обобщению, приведению в состояние, в котором они должны или может быть использованы, иными словами, проходит все необходимые стадии обработки.

Разведка представляет собой сферу непрерывной деятельности, напоминающей некое подобие безостановочно вращающегося мельничного колеса или, если угодно, перпетуум мобиле. Деятельность НРО состоит из четырех основных фаз:

image002

Определение нужд и целей разведывательной деятельности и ее направлений:

Первая фаза включает в себя разработку и реализацию планов, связанных с государственной политикой в области национальной безопасности, определение приемлемых сфер сбора разведывательных сведений, информации и данных, отвечающим нуждам и требованиям президента, премьер-министра, начальника Генштаба, генерального секретаря Совета национальной безопасности, членов кабинета министров, и направлений этой работы согласно положениям закона № 2937.

Сбор разведывательных сведений, информации и данных:

Источники, используемые для получения информации, представляющей собой краеугольный камень процесса реализации разведывательной деятельности, подразделяются на две группы — открытые и закрытые источники информации. Источниками получения открытой информации являются СМИ, книги и иные издания подобного рода, интернет. Закрытыми же источниками служат разного рода объекты, доступ к которым осуществляется посредством различных методов, технических и технологических средств, а также лица, обладающие теми или иными возможностями, необходимыми для сбора разведывательной информации.

Обработка информации:

Информация, поступающая из других ведомств и организаций благодаря работе подразделений, занимающихся ее сбором, подвергается осмыслению, классификационному анализу, оценке степени важности, комментированию, приведению в состояние, в котором она должна и может быть использована, иными словами, проходит все необходимые стадии обработки. Классификация в этой работе является первой ее стадией. На этой стадии сводятся воедино сведения одного и того же рода. На второй стадии проводится оценка качества и достоверности информации, степени надежности источника получения информации. Затем следует обобщение, то есть на основе полученных данных проводится работа по осознанию сути и значения происходящих событий, создающихся ситуаций

Приведение информации в состояние, необходимое\приемлемое для ее использования; использование этой информации:

Информация, прошедшая через необходимые стадии обработки, в результате принимает форму докладов, после чего своевременно и немедленно направляется в этом виде в заинтересованные ведомства. Последние, не ограничиваясь исключительно этими докладами, передают в НРО пожелания о снабжении их новой необходимой разведывательной информацией, постоянно получаемой и обрабатываемой организацией. Тем самым подходит к своему логическому завершению полный цикл процесса, состоящего из четырех основных, последовательно сменяющих друг друга фаз.

КАРЬЕРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В НРО

В общих чертах штат НРО состоит из сотрудников, служащих в основных подразделениях; подразделениях, выполняющих консультативные и контрольные функции; а также в службах, наделенных вспомогательными функциями.

Помимо сотрудников, занимающихся непосредственно разведывательной деятельностью, и составляющих основу штатного расписания организации, в НРО служат также специалисты самого разного профиля: инженеры, технические аналитики, компьютерные программисты, специалисты в области человеческих ресурсов, переводчики, хозяйственные работники, врачи, психологи.

Место работы сотрудников, зачисленных в штат НРО, и завершивших испытательный срок, включающий в себя и обучение базовым принципам работы, определяется путем жеребьевки. Места, в которые распределяются сотрудники, ежегодно определяются исходя из текущих нужд организации. Районы прохождения службы подразделяются на внутренние и внешние (зарубежные); во многих провинциях Турции имеются отделения НРО.

НРО обеспечивает всем своим сотрудникам справедливые и равные возможности для карьерного роста. В организации две разные карьерные иерархии — связанная с непосредственным характером работы в виде регулярного получения разряда, и административно-управленческая. В соответствии с Положением о деятельности НРО, определяющим объективные критерии служебного роста, сотрудники могут получать повышения по обеим карьерным лестницам — административно-управленческой или сугубо профессиональной, сотрудники которой обладают ровно теми же социальными правами, что и сотрудники, задействованные в первом эшелоне штатного расписания.

ПРОЦЕДУРА ПРИЕМА НА РАБОТУ

С целью выполнения поставленных перед НРО задач согласно требованиям нашего времени, в организации воплощается в жизнь политика, предусматривающая отбор на работу сотрудников, получивших хорошее образование, и обладающих способностями, позволяющими им работать в разведке и контрразведке.

Тем самым НРО ставит перед собой задачу формирования профессионального разведывательного аппарата, наилучшим образом обеспечивающего потребности государства в искомой информации в свете требований современности.

Сфера деятельности организации требует обладания сотрудниками глубоких познаний и способностей.

Прием на работу в НРО осуществляется исходя из потребностей организации. Для осуществления эффективной деятельности требуются не только люди, специализирующиеся в ее профильном направлении, но и специалисты, представляющие иные, самые разные сферы приложения труда — инженеры, технические аналитики, компьютерные программисты, специалисты в области человеческих ресурсов, переводчики, хозяйственные работники, врачи, психологи.

Заявления с просьбами о трудоустройстве в организацию отправляются по почте, заполняя предназначенные для этого общие формы приема на работу. При этом требования к кандидатам варьируются в зависимости от специфики направления, на котором они могут быть предположительно задействованы. Результаты рассмотрения заявлений отсылаются кандидатам либо по электронной, либо по обычной почте.

Процедура приема на работу в НРО зависит от специфики направления, на котором предполагается трудоустраивать кандидатов. Процедура отбора представляет собой поэтапный процесс, и на каждом из этапов происходит отсеивание претендентов. В общих чертах данный процесс включает нижеследующие этапы:

  • письменные и устные экзамены;
  • сочинение;
  • выявление и проверка индивидуальных характеристик;
  • прикладные испытания;
  • тесты на состояние здоровья;
  • собеседование;
  • назначение.

ПРИМЕЧАНИЕ: в силу наличия таких факторов, как мнение руководства НРО и учет потребностей организации в новых сотрудниках, кандидаты, оставшиеся вне квоты приема, на работу не принимаются.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сотрудники НРО на протяжении всего срока службы в организации находятся в процессе непрерывного обучения и повышения квалификации, что представляет собой реальное воплощение в жизнь культивируемого здесь философского принципа «Век живи, век учись».

Внутриведомственное обучение

Базовое обучение и первичная подготовка

Претенденты, успешно сдавшие экзамены, проходят базовое обучение и первичную подготовку в учебном центре НРО. Срок обучения меняется в зависимости от направления, на котором задействован новый сотрудник.

В процессе базового обучения сотрудникам преподаются основы государственной службы. Первичная же подготовка представляет собой теоретические и практические занятия, в ходе которых сотрудникам прививают навыки, необходимые для достижения успеха на избранном поприще.

Обучение ведется высококлассными специалистами, накопившими за долгие годы работы в НРО богатый теоретический и практический опыт в самых различных направлениях деятельности, а также приглашаемыми извне учеными, специализирующимися в разнообразных отраслях.

Повышение квалификации

Сотрудники организации на регулярной и периодической основе обучаются на курсах повышения квалификации, организуемых в направлениях, на которых эти сотрудники работают.

Вневедомственное обучение

Повышение уровня образования и профессиональной подготовки

Параллельно выполняемой работе сотрудники НРО принимают участие в учебных программах, организуемых государственными и частными организациями в Турции и за ее пределами.

Магистратура и докторантура

Сотрудники организации имеют возможность обучения в магистратуре и докторантуре в Турции и за ее пределами по специальностям, связанным с выполняемой ими работой.

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЦИРД)

В последние десять лет практически все элементы, составляющие предмет разведывательной деятельности, стали демонстрировать динамику развития, в неизмеримо большей степени превосходящую показатели, наблюдавшиеся в течение любого из отрезков предыдущего периода. По мере ускорения процесса получения и обработки информации, а также ее диверсификации, формат сбора разведывательных данных, облачающих принятие властными структурами тех или иных решений, принял доселе невиданно сложный характер. Наряду с этим, масштаб и характер изысканий, проводимых в последнее время в области разведывательной деятельности, способствовали трансформации этой сферы приложения умственного труда в отдельное направление научно — исследовательских работ, свою очередь, привело к появлению в указанной сфере разнообразию трудов, посвященных означенной тематике.

В свете вышеотмеченных тенденций, проявляющихся в наши дни в вышеупомянутой области во всемирном масштабе, в 2011 году при Центре Обучения Национальной Разведывательной Организации (ЦОНРО, в турецкой аббревиатуре — MITEM) был создан исследовательский центр, задачей которого является мониторинг за ходом развития актуальных событий в мире. Этот Центр, получивший название «Центр Исследований Разведывательной Деятельности» (ЦИРД), в своей деятельности ставит перед собой задачу, сформулированную следующим образом: «осуществлять при помощи специалистов, имеющих опыт научной работы, и способных изучать разнообразные подходы к разведывательной деятельности, аналитические изыскания, разрабатывать передовые, прогрессивные и применимые на практике методы, способствующие развитию прикладных направлений разведывательной деятельности».

Основная организационная цель ЦИРД — превращение в государственный научный центр, пользующийся большим авторитетом в области непрерывно развивающихся исследований разведывательной деятельности, методологии и методик этой деятельности, представляющий собой структуру, с которой станут брать пример разведывательные службы всего мира и в которую они станут обращаться для получения рекомендаций.

В рамках ЦИРД проводится нижеследующая деятельность:

изучение открытых мировых источников в области разведывательной деятельности;

разработка и издание научных публикаций в области разведывательной деятельности;

организация семинаров, конференций, рабочих заседаний и круглых столов;

осуществление анализа и оценки процессов, касающихся разведывательной деятельности;

налаживание сотрудничества с исследовательскими учреждениями и организациями, занимающимися стратегическими разработками, с учеными, факультетами и схожими структурами, подвизающимися на национальном, региональном или общемировом уровне на ниве изысканий в области разведывательной деятельности;

налаживание с зарубежными спецслужбами координированных действий и сотрудничества в том, что касается обучения и исследований в области разведывательной деятельности;

участие в национальных и зарубежных семинарах, конференциях, учебных мероприятиях, касающихся известной сферы деятельности, а также организация подобных мероприятий на международном уровне.

СТРУКТУРА НРО

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

доктор наук Хакан ФИДАН

image004

В УПРАВЛЕНИЕ НРО входят:

Руководитель НРО;

Заместитель руководителя – начальник внешней разведки;

Заместитель руководителя – начальник внешней и внутренней контрразведки;

Заместитель руководителя – начальник технической разведки и контрразведки;

Заместитель руководителя – начальник информационно-аналитической службы;

Заместитель руководителя – начальник штаба (администрации);

Начальник управления внутренней (собственной) безопасности;

ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УПРАВЛЕНИЕ КОНТРРАЗВЕДКИ

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ОПЕРАЦИЙ

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВЕДКИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (КИБЕРРАЗВЕДКА)

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

внутренние;

внешние:

официальные;

под прикрытием государственных и частных структур.

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

image005

УСА выполняет задачи по выработке ближне-, средне- и долгосрочных прогнозов для удовлетворения нужд Турции в сфере стратегической разведки. В этих целях управление постоянно наблюдает за региональными и глобальными процессами развития обстановки, прогнозирует общественную динамику, выявляя причинно-следственные связи между событиями, происходящими независимо друг от друга, и делает свои прогнозы.

 

УПРАВЛЕНИЕ КОНТРРАЗВЕДКИ

image006

УК выполняет задачи по выявлению и пресечению направленной против Турции шпионской деятельности иностранных государств, спецслужб, ведомств\институтов и лиц. В этих целях управление, ведя контрразведывательную работу, взаимодействует и организует координацию с государственными и частными предприятиями\организациями, являющимися объектами контрразведывательной деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ОПЕРАЦИЙ

image007

УВО выполняет задачи по защите и развитию стратегических интересов Турции. Оно ведет работу совместно с подразделениями, функционирующими как в стране, так и за рубежом. Управление работает в направлении, которое поддерживает стратегии Турции по национальной безопасности и параллельна политической конъюнктуре.

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

image008

УВБ выполняет задачи по сбору разведывательных сведений и разведывательной информации в области внутренней безопасности и выявлению внутренних угроз, направленных на национальный суверенитет Турции, и в первую очередь исходящих от террористических организаций и деятельности террористического характера.

УПРАВЛЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

image009

УРЭТР выполняет задачи по контролю в информационно-коммуникационном пространстве Турции и разведываемых стран с использованием геоинформационных сетей, телекоммуникаций открытого и закрытого контура, а также ведет радиотехническую разведку.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВЕДКИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (КИБЕРРАЗВЕДКА)

image010

УРИКП ведет сканирование радиосигналов во всех диапазонах радиоволн. Включает в себя, радиоразведку, телевизионную, оптико-электронную, звуковую электронную, параметрическую, компьютерную разведку. Управление предназначено для защиты государственной тайны, несанкционированному проникновению в телекоммуникационные системы Турции и пресечению террористической и сепаратистской деятельности.

40.92MB | MySQL:76 | 0,994sec