О стратегических подходах Израиля к сирийскому урегулированию

В СМИ и экспертных отчетах не раз анализировались позиции и возможности различных внешних игроков, задействованных в сирийском конфликте или имеющих в нем свои интересы: США, России, Ирана, Саудовской Аравии, Турции, Катара. В то же время относительно непроясненной оставалась позиция Израиля, несмотря на то, что эта страна обладает крупнейшим военным потенциалом на Ближнем Востоке, непосредственно граничит с Сирией и имеет с ней крайне непростую историю взаимоотношений, включая территориальные споры за регион Голанских высот. Таким образом, ситуация в Сирии напрямую затрагивает национальную безопасность Израиля. Судя по официальным заявлениям, израильское руководство официально соблюдало нейтралитет в сирийском конфликте. При этом говорилось о том, что для Израиля равно нежелательными являются как победа правительства Башара Асада, так и приход к власти в Дамаске радикальных исламистов (джихадистов). Израильские ВВС периодически подвергали бомбардировкам аэропорт Дамаска и другие сирийские объекты, мотивируя это необходимостью перекрыть каналы снабжения современным оружием ливанского шиитского движения «Хизбалла».  При этом стратегические цели Израиля и желательные для него результаты развития конфликта в Сирии проговаривались не до конца.

Определенную ясность в израильские подходы по отношению к гражданской войне в Сирии и ее завершению внес министр обороны Израиля Моше Яалон, выступивший 11 декабря в Институте Брукингса в Вашингтоне. Есть все основания считать доклад этого авторитетного представителя израильского руководства выражением взглядов нынешней израильской политической элиты, знаковым лидером которой является премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Основные мысли доклада М.Яалона укладываются в несколько главных тезисов. Во-первых, по мнению руководителя израильского оборонного ведомства, Россия в настоящее время играет более значительную роль в сирийском конфликте, чем США. Данное обстоятельство не удовлетворяет Израиль, так как местный истеблишмент считает, что Россия поддерживает «шиитскую ось», в которую входят Иран, Ирак, правительство Асада в Сирии, движение «Хизбалла», хоуситы Йемена.

Во-вторых, Израиль недоволен нынешним процессом сирийского урегулирования, проходящим в рамках Венских переговоров. Недовольство израильской элиты вызвано тем, что Венская конференция ведет к признанию ключевой роли Ирана в сирийском урегулировании, что будет усиливать позиции ИРИ в регионе. В-третьих, по словам М.Яалона, геополитика современного Ближнего Востока группируется вокруг трех центров силы. Первым из них является шиитская ось, пользующаяся поддержкой со стороны России. Отношение Израиля к этому блоку крайне негативное. Вторым является ось «Братьев-мусульман» в составе Турции, Катара и палестинского движения ХАМАС. Интересы этого блока, по мнению израильского министра, противоположны интересам Израиля и США. Третьим является «умеренный суннитский арабский лагерь», которому симпатизирует Израиль. В него входят Саудовская Аравия, Египет, Иордания и Марокко. К сожалению, этот лагерь испытывает дефицит лидерства.

В-четвертых, по убеждению, М.Яалона, США должны возглавить умеренный суннитский арабский лагерь. На практике это означает, что решающая роль в разгроме «Исламского государства» (ИГ) должна принадлежать курдам и арабам-суннитам. Вашингтон должен их «поддерживать, финансировать и вооружать». Вообще-то США нужно было заниматься этим с самого начала, но и сейчас, по мнению израильского министра, «еще не все потеряно».

По словам М.Яалона, одним из опасных последствий договоренностей по иранской ядерной программе является то, что Иран все больше рассматривается как «часть решения ближневосточных проблем». Эта тема приобретает все более угрожающий, с точки зрения Израиля, характер, так как Иран все больше наращивает свою военную мощь. Так, поставленные Россией системы ПВО С-300 могут быть развернуты в течение ближайших недель. По оценке Моше Яалона, военные действия России в Сирии в целом не достигли своих результатов. Их целью было помочь сирийской армии достичь  подавляющего превосходства и отвоевать новые территории, однако этого не случилось. Поэтому внимание Москвы сейчас сосредоточено на политическом урегулировании. Его перспективы М.Яалон оценивает крайне скептически. По его мнению, в течение ближайших лет обстановка в Сирии будет оставаться нестабильной и никакого урегулирования не предвидится.

Интересны оценки, данные Моше Яалоном нынешнему иранскому государству. По его мнению, режим, существующий в Иране режим стабилен и будет и дальше наращивать свою мощь и влияние. Нынешнюю политическую систему в Иране израильский министр охарактеризовал как «апокалиптическую и мессианскую». По его мнению, в нынешних условиях «с большим количеством денег, без внешнего давления и выйдя из политической изоляции, Тегеран будет иметь больше пространства для маневра». Таким образом, не стоит ожидать перемен в иранской политике в ближайшем будущем. «Я не предвижу в скором времени открытия «Макдональдсов» в Тегеране», — сказал М.Яалон.

Израильский министр обороны, в частности, отметил: «Мы верим, что «Исламское государство» в конце концов будет разгромлено. Иное дело Иран. Это нарождающаяся сверхдержава. Это вселяет в нас большое беспокойство. В той мере, в которой все связывают с Ираном надежды на борьбу с ИГ, Иран будет усиливать свои позиции в регионе. В той мере, в которой ИРИ будет участвовать в сирийском урегулировании, она будет утверждаться на нашей границе и это не может нас не тревожить».

Выступление израильского министра обороны отражает коренные сдвиги, произошедшие в ближневосточной геополитике на протяжении последних четырех лет. К ним относятся фактор суннито-шиитских противоречий, усиление позиций России, превращение Ирана в региональную сверхдержаву, постепенное сокращение роли и влияния Соединенных Штатов, нерешительность американской политики и отсутствие у Вашингтона стратегических планов. В то же время в израильском истеблишменте отдают отчет в том, что американцы в ближайшее время не будут предпринимать никаких масштабных мер не только для решительного противодействия Ирану, но и для его сдерживания. Решение иранской ядерной проблемы является одним из немногих внешнеполитических успехов администрации Барака Обамы. Достигнув прорыва в этом вопросе, он встал вровень с Генри Киссинджером, нормализовавшим в свое время   отношения между США и КНР. Исходя из этого никаких антииранских мер от Вашингтона в ближайшее время ждать не предвидится. А значит Израилю придется справляться с новыми угрозами «своими средствами».

52.27MB | MySQL:103 | 0,476sec