Визит лидера курдской автономии в Ираке Масуда Барзани в Анкару

На прошедшей неделе, на фоне растущей напряженности между Анкарой и Багдадом, визит в Турцию нанес лидер курдской автономии в Ираке Масуд Барзани. Данный визит является одним из ставших регулярными в последнее время свидетельств стремления двух сторон к развитию полноценных отношений. Несмотря на то, что курды и турки исторически находятся в конфликте с глубокими корнями и слабо видимыми перспективами нахождения взаимовыгодного решения, партнерство между Анкарой и Эрбилем является уже давно свершившимся фактом.

В аэропорту М.Барзани был встречен заместителем министра иностранных дел Турции Феридуном Синирлиоглу. В ходе двухдневного визита М.Барзани провел ряд встреч с высшим руководством Турции, включая президента Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Ахмета Давутоглу. Тем не менее, обращает на себя внимание то, что первым пунктом в визите М.Барзани стало посещение штаб-квартиры Национальной разведывательной организации Турции (MIT). Этот визит, повестка которого, естественно, является закрытой, наводит на мысли о растущей активности турецких спецслужб в Иракском Курдистане, которая и могла потребовать согласования с руководством региона при личном визите в Анкару.

На встречах с высшим руководством Турции Барзани обсудил не только внешнеполитическую повестку – борьбу с «Исламским государством» (ИГ) и отношения с Багдадом, но и ситуацию внутри самой Турции, где продолжаются столкновения армии и полиции со сторонниками курдского национального движения и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК). На встрече с журналистами М.Барзани заявил, что видит перспективы в мирном процессе урегулировании противоречий. «Начало мирного процесса стало надеждой для всех в регионе, в том числе и для нас. Этот процесс должен продолжаться, и все проблемы должны решаться мирным путем. Я полагаю, что нам необходимо время для этого»,- заявил М.Барзани [1].

М.Барзани подчеркнул, что Курдистан разделяет общие интересы с Турцией, Ираном и другими странами в борьбе против террористов ИГ. Он пояснил, что джихадистская группировка деградирует, но еще не побеждена, и по-прежнему представляет угрозу для соседних стран. «Мы должны бороться вместе против ИГ единым фронтом»,- сказал он.

Что касается недавнего развертывания войск Турции в районе Башика на севере Ирака, Барзани отметил, что Багдад и иракское правительство были проинформированы о нем заранее. «Мы также не позволим любого нарушения нашего суверенитета», — сказал М.Барзани. «Но наша политика такова: мы приветствуем любую страну, которая вступает в борьбу с «Исламским государством»»[2].

Отдельным важным пунктом программы стала встреча с руководством Партии демократии народов (ПДН), являющейся сейчас одной из основных оппозиционных партий и выразителем интересов курдского меньшинства и руководством иных прокурдских политических групп. На встречу с ними М.Барзани прибыл сразу после встреч с Р.Т.Эрдоганом и А.Давутоглу. Как было сообщено, стороны обсудили отношения между разделенными частями курдского народа в регионе, а также развитие событий в Сирии и борьбу с ИГ. На встрече также обсуждалась и судьба лидера турецких курдов – Абдуллы Оджалана. Как сообщают СМИ, М.Барзани попросил турецкое правительство о переводе А.Оджалана под домашний арест из заключения в тюрьме на острове Имралы.

Визит М.Барзани в Турцию является своего рода символом расширения политического партнерства элит курдской автономии и Турции. В ходе нынешнего конфликта между Анкарой и Багдадом, столь резкая позиция иракских властей, поставивших перед Турцией ультиматум о выводе войск с территории Ирака, была не в последнюю очередь связана именно с тем, что партнерство Анкары с Эрбилем может иметь весьма негативные последствия для территориальной целостности Ирака. Участие М.Барзани в переговорах с прокурдской оппозицией демонстрирует, что иракские курды могут стать универсальным инструментом для решения не только внешнеполитических задач, но и проблем внутренней политики. Турция делает ставку на формирование относительно контролируемого курдского движения в противовес радикалам из РПК. Это весьма удобно, поскольку таким образом проблема возможного независимого Курдистана перекладывается на плечи руководства Ирака. С другой стороны, М.Барзани получает серьезные политические дивиденды, играя роль лидера курдского движения. А.Оджалан, играющий на настоящий момент роль главного идеолога курдского движения в Турции, находясь в заключении, имеет возможность лишь посредством своих регулярных писем к М.Барзани и лидеру ПСК Дж.Талабани высказывать им свою позицию, пытаясь своим авторитетом повлиять на их решения. Тем временем, как мы видим, М.Барзани все активнее претендует на роль переговорщика между турецкими курдами и правительством Турции.

Участие М.Барзани во внутриполитических переговорах может быть выгодно использовано правительством Турции. Естественно, М.Барзани заинтересован в подавлении своих политических противников, в число которых входит и руководство РПК. В то же время, стремление Барзани к мирному урегулированию противоречий между РПК и правительством Турции подтвердил и Осман Оджалан, брат заключенного лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана. В интервью Bas News он заявил, что М.Барзани пытается урегулировать напряженность в отношениях между РПК и турецким правительством и перезапустить мирный процесс в Турции. «Он в полной мере осознает возможные неблагоприятные последствия длительного конфликта между РПК и Турцией для курдов»[3].

Однако, в данном случае стоит учесть тот факт, что напряженность в курдских районах Турции за последнее время скорее сыграла на руку РПК. К курдской проблеме было привлечено внимание, а курдские силы оказались способны установить фактический контроль над отдельными районами территории Турции. Мирный процесс, конечно, будет иметь положительные гуманитарные последствия для населения курдских районов, но и будет означать определенные политические потери для РПК, которая, будучи в первую очередь военизированной, а не политической структурой не сможет извлечь из него максимальное количество дивидендов. Таким образом, стремление М.Барзани к развитию мирного политического диалога в Турции может косвенно трактоваться и как желание ограничить расширение влияния РПК.

 

[1] http://www.hurriyetdailynews.com/barzani-discusses-stalled-peace-process-with-govt-hdp.aspx?pageID=238&nID=92370&NewsCatID=352

[2]  http://kurdistan.ru/2015/12/11/news-25467_Prezident_Kurdistana_dal_press-konferenciyu_v_Turcii.html

[3] http://basnews.com/index.php/en/news/247535

52.22MB | MySQL:103 | 0,486sec