Ситуация в Турции: ноябрь 2015 г.

«Весна в российско-турецких отношениях. Новое направление во взаимодействии России и Турции. Медовый месяц между Москвой и Анкарой. Сотрудничество России и члена НАТО Турции – удивительный пример взаимовыгодного партнерства».  Такие заголовки в комментариях и аналитических материалах известных политологов, в т.ч. западных, сопровождали все события политического, торгово-экономического, гуманитарного, военного, а также по линии спецслужб динамичного диалога двух стран в течение 13 последних лет. И это не было звонким и пустым словцом, это подкреплялось реальными шагами, уникальными проектами и событиями во всех сферах взаимоотношений двух евразийских государств.

Многих в России и Турции, других странах они искренне радовали, так как российские и турецкие руководители, народы двух стран прошли, несмотря на препятствия и острые разногласия, сложный путь укрепления взаимного доверия, подняли его планку на небывалую за всю более чем 500-летнюю историю межгосударственных отношений высоту. Народная дипломатия практически разрушила сформированное столетиями учеными и политологами утверждение о том, что русские и турки за этот период больше воевали, чем жили в мире. Укрепилось мнение о возможности решать любые спорные вопросы в российско-турецких отношениях за столом переговоров. И это неоднократно реализовывалось на практике.

Вспоминается декабрь 2002 года. Р.Т.Эрдоган в начале своей политической карьеры. Он еще не премьер-министр страны, а пока лишь лидер накануне впервые победившей на парламентских выборах молодой Партии справедливости и развития (ПСР) запрашивается на визит в Россию и встречу с президентом РФ В.В.Путиным. Москва, вопреки дипломатическим и протокольным канонам дает добро на переговоры амбициозному партийному лидеру, обещающему построить новую Турцию, твердо называющему российское направление приоритетным в своей внешней политике.

Так происходит первая встреча лидера ПСР и российского президента, которая не только заложила основу изменения конфигурации двусторонних отношений, но указала на их значимость с точки зрения обеспечения стабильности в регионе и мире в целом, сыграла важную, если не решающую на тот период, роль в повышении рейтинга и создании имиджа Р.Т.Эрдогана как серьезного политика и перспективного государственного деятеля.  Было положено начало формированию доверительных личных отношений двух лидеров.

Надо признать, что немало было и тех, кого раздражало такое развитие двусторонних российско-турецких отношений. Союзники по НАТО, прежде всего США, не скрывали негативного отношения к динамичному взаимодействию России и члена альянса Турции на всех направлениях, включая военное и по линии спецслужб, использовали любую возможность для внесения в механизм многопланового партнерства деструктивных моментов. Была, например, отработана специальная система демонстрации Анкаре пагубных последствий для турецкой стороны газовой зависимости Турции от России.

Однако Москва и Анкара упорно шли своим путем, понимая региональную и глобальную значимость своего взаимодействия. Негативных последствий от т.н. «газовой зависимости» от России Анкара так ни разу и не ощутила.  Об этом неоднократно заявляли турецкие руководители на самом высоком уровне. В зимние месяцы, когда другие поставщики газа в Турцию (например, Иран) уведомляли Анкару, что в связи с похолоданием расход газа на внутреннем рынке увеличился, а потому его поставки турецким потребителям они вынуждены существенно сократить. Это могло иметь очень серьезные последствия для турецкой экономики и требовало оперативного, не терпящего ни малейшего промедления выхода из очень сложного положения.

Проблема решалась на высшем уровне запросом Р.Т.Эрдогана на телефонный разговор с российским президентом. И Москва оперативно значительно увеличивала газовые поставки, не предусмотренные ранее достигнутыми договоренностями, обеспечивая, таким образом, бесперебойное функционирование ряда секторов турецкой экономики, а также отопление жилых зданий и промышленных предприятий. И это был не единичный случай, а регулярные чрезвычайные ситуации, после которых Министерство энергетики и природных ресурсов Турции, представители компании «Боташ» благодарили Россию за братскую помощь доброго соседа и надежного партнера за оперативную, без каких-либо условий, помощь в решении проблемы.

И таких примеров много. Вспомним турецкие большегрузные автомобили, которые очень быстро выбирали годовые оговоренные двусторонним соглашением квоты на перевозку грузов по российским дорогам, а товары необходимо было перевозить, так как производители в Турции несли огромные убытки. И снова телефонный звонок Р.Т.Эрдогана на высшем уровне, и снова с учетом партнерских, дружеских отношений Москвой оказывалась помощь в незамедлительном, без бюрократических проволочек, урегулировании вопроса. Также и при решении таможенных процедур, при осуществлении которых турецкой стороне оперативно после просьбы Р.Т.Эрдогана создавался режим наибольшего благоприятствования.

Была создана прочная договорно-правовая база двусторонних отношений, включающая более 80 договоров и соглашений, реализация которых позволила ставить амбициозные, однако вполне реальные цели, такие как, например, взаимный товарооборот в объеме 100 млрд долл. США, реализовывать уникальные проекты ( один из них газопровод «Голубой поток»), весомо поддерживать друг друга в международных организациях. Один из основателей правящей ПСР, нынешний министр иностранных дел М.Чавушоглу был избран в январе 2010 года на пост председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы во многом благодаря голосованию российской делегации. Впервые турецкий чиновник возглавил европейскую организацию такого уровня. Был создан и эффективно работал Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ). Впервые Турция вошла в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН и также благодаря скоординированным действиям с Москвой, которая, как постоянный член СБ, оказала поддержку Анкаре на этом направлении, что существенно повысило международный имидж Турции.

Перечень таких примеров на внешнеполитическом треке российско-турецкого многопланового сотрудничества можно еще продолжать. 13 ноября с.г. российский президент в интервью российскому и турецкому информационным агентствам «Интерфакс» и «Анадолу» заявил, что независимая внешняя политика Турции на фоне санкций США и ЕС заслуживает глубокого уважения. «На фоне введения США и Евросоюзом односторонних санкций Турция заняла самостоятельную позицию. Проведение Анкарой независимой, отвечающей национальным интересам внешней политики заслуживает глубокого уважения. Такой прагматичный подход открывает новые горизонты для развития российско-турецкого сотрудничества, прежде всего его деловой составляющей», — сказал российский лидер.

Он отметил также, что Турция является приоритетным внешнеэкономическим партнером России. «В прошлом году двусторонний товарооборот превысил 31 млрд долларов. Мы укрепляем промышленную кооперацию, реализуем крупные проекты в строительстве, легкой промышленности, металлургии, сельском хозяйстве. Приоритетное внимание уделяем наукоемким, высокотехнологичным отраслям, энергетике, включая атомную, телекоммуникациям. Тем не менее, потенциал торгово-экономических связей РФ и Турции раскрыт далеко не полностью», — заявил в этом же интервью президент В.Путин. Он назвал также туризм важным направлением многопланового партнерства. «В прошлом году турецкие курорты посетило более 3,3 млн российских граждан», — отметил он.

Президент России затронул в этом интервью и тему реализации проекта газопровода «Турецкий поток». «Не могу согласиться с мнением о том, что «Турецкий поток» теряет динамику. Столь масштабный проект нельзя проработать и согласовать в одночасье. Слишком много юридических, технико-экономических, технологических, организационных вопросов, включая количество ниток газопровода с учетом реальных потребностей по объемам закупки и прокачки газа, предстоит решить вместе с нашими турецкими коллегами. Главное, что данный проект в полной мере соответствует интересам России и Турции. В этом мы едины с моим турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом», — подчеркнул В.Путин.

Оба президента В. Путин и Р.Эрдоган договорились 15 ноября с.г. на двусторонней встрече на полях саммита лидеров стран G20 в Анталье о том, что российско-турецкий Совет сотрудничества высшего уровня состоится в России 15 декабря. «Политические разногласия не повлияют на проекты России и Турции в энергетике. Стороны работают строго в рамках контрактов», — считал тогда и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Однако все планы и договоренности, результаты огромного труда тысяч людей по выстраиванию многопланового российско-турецкого партнерства были мгновенно разрушены ракетой, выпущенной 24 ноября турецким истребителем по российскому самолету.  Президент РФ В.Путин назвал этот выстрел в Су-24 над Сирией «ударом в спину, который был нанесен России пособниками террористов». «Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя и не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов. По-другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось», — сказал В.Путин на встрече с королем Иордании Абдаллой II. «Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ (прежнее название «Исламского государства» (ИГ)-авт.) территорий. Отсюда и большая денежная подпитка бандформирований», — заявил президент России В.Путин.

После этого СМИ запестрели совсем другими заголовками. «Тупик в российско-турецких отношениях. Горький кофе по-турецки. Отношения России и Турции: зима будет долгой». Напомним, ведь буквально накануне Орденом Дружбы В.Путин наградил депутата турецкого парламента, руководителя парламентской группы дружбы с РФ Великого национального собрания Турции 23 и 24 созывов Салиха Капусуза. Эта награда отмечает его особые заслуги в укреплении сотрудничества между народами двух стран и популяризации культурного и исторического наследия России.

А президент Турции Р.Эрдоган направил соболезнования в связи с терактом против российского лайнера в Египте. «Дорогой друг. Я испытал глубокое горе, когда узнал о трагической авиакатастрофе, которая произошла на Синайском полуострове, где погибло большое количество российских граждан. Я выражаю глубокие соболезнования и желаю терпения людям, потерявшим родных и близких в этой катастрофе», — говорилось в обращении Р.Эрдогана. Свои соболезнования российским коллегам Дмитрию Медведеву и Сергею Лаврову направили также премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу и министр иностранных дел страны Феридун Синирлиоглу.

И всего через несколько дней это же политическое руководство Турции отдает приказ об уничтожении российского военного самолета. Министр иностранных дел С.Лавров отменил визит в Турцию для переговоров по вопросам проведения заседания ССВУ. В беседе с журналистами он выразил сомнения в том, что это был «непреднамеренный акт», но сказал, что Россия не собирается воевать с Турцией. Послу Турции в России был выражен решительный протест. Кроме этого, Сергей Лавров говорил по телефону с госсекретарем США Джоном Керри, ведь США, по российско-американскому меморандуму об избежании инцидентов в воздухе, несут ответственность за безопасность полетов и действия своих союзников. Американцы знали все об этом полете российского Су-24.

Ростуризм рекомендовал туроператорам приостановить продажу туров в Турцию, все российские компании отменили чартеры, путевок больше не продают. Россельхознадзор с 1 декабря запретил поставки мяса птицы с одного из 16 (6 из них были запрещены ранее) имеющих на это право турецких предприятий. Роспотребнадзор 26 ноября отчитался о введении усиленного контроля за турецкой продукцией. Ведомство сомневается в соответствии российским требованиям продовольствия (мяса, рыбы, фруктов, орехов и кондитерских изделий) и детской одежды, моющих средств и мебели. Минсельхоз заявил, что каждый шестой турецкий товар не соответствует российским требованиям. Исполком Российского футбольного союза рекомендовал отечественным клубам отказаться от проведения зимних сборов в Турции. Санкции будут расширяться и конкретизироваться.

После трагедии со сбитым турками в воздушном пространстве Сирии российским самолетом появились сотни статей и комментариев об отношениях России и Турции. Нет смысла их цитировать и анализировать. Хочется лишь обратить особое внимание на неуклюжие попытки высшего турецкого руководства объяснить случившееся незнанием того, что это был российский самолет, на мгновенные телефонные звонки в Брюссель и Вашингтон, а не в Москву, куда и Р.Эрдоган, и А.Давутоглу все последние десять лет звонили гораздо чаще и получали на самом высоком уровне позитивные ответы на все просьбы и предложения.

Российский президент обоснованно и оправдано дал жесткую оценку действиям турецких властей. Конечно, в складывающейся ситуации обе стороны потеряют определенную, немалую часть позитива, наработанного годами усилиями миллионов людей как в Турции, так и в России. Турецкие власти прорабатывают ответные меры на российские санкции, но это выбор не России, это результат решения, принятого высшим политическим руководством Турции. Ракета, выпущенная по российскому самолету – это «контрольный выстрел» в находящуюся в длительном нокдауне турецкую политику «ноль проблем с соседями», архитектор которой нынешний премьер А.Давутоглу, к сожалению, не понимает, что именно российское направление его внешней политики в значительной степени держало до сих Турцию на ринге большой политики.

Информационная картина, создаваемая пропагандистскими заявлениями властей и публикациями в СМИ, оказывает негативное влияние на общественное мнение, поднимает националистическую волну, которая, как показывает 500-летний опыт российско-турецких отношений, плохой советчик в подобных ситуациях.   Вот один из результатов недавнего опроса, опубликованного консалтинговой компанией МАК Danismanlik. На вопрос – «поддерживаете ли вы действия турецкой армии, которая сбила российский самолет, нарушивший границу страны?» положительно ответили 65%, отрицательно – 18%, 17% затруднились с ответом.

Последующие после этого, мягко говоря, задиристые и совсем не подкрепленные реальным положением дел заявления турецкого президента прозвучали как   плохо завуалированная угроза России о том, что Турция является крупнейшим покупателем российского природного газа и это может измениться. Однако, по мнению аналитика Волкана Оздемира (Volkan Özdemir) из анкарского Института по изучению энергетических рынков и политики, турецкий лидер заходит слишком далеко. «Это невозможно. Турция импортирует из России 55% газа и 10% нефти. В газовой сфере невозможно диверсифицировать поставки в одночасье. На это уйдет время. Эта реальность не представляется особо приятной для Турции», — отметил он.

«Если вдуматься, то в уязвимом положении находится сама Турция», — сказал Соли Озель (Soli Ozel), эксперт по международным вопросам в стамбульском университете Кадир Хас. Это Россия может воспользоваться поставками энергоресурсов с целью давления на Анкару». «Турции не стоит переходить определенные рамки в конфронтации с русскими, потому что трубопроводы могут вдруг сломаться дней на 20 в самую стужу», — предупредил он.

Тем не менее, сторонники Р.Эрдогана стараются представить довольно сложную для Турции ситуацию в максимально позитивном свете. «В некоторых сферах у нас налажено отличное сотрудничество, а в некоторых есть разногласия. Отношения между странами многогранные», — заявил представитель ПСР, человек из ближайшего окружения президента Омер Челик (Ömer Çelik), общаясь с иностранными журналистами по поводу отношений с Россией в сложившихся условиях.

Сегодня очевидно то, что Россия и Турция отброшены на годы назад в торговле, энергетике, безопасности и региональных проектах. Возвращение к прежнему уровню отношений станет возможным лишь спустя определенное время. Москва и Анкара утратили вырабатываемую годами доверительность в своих отношениях, и в случае дальнейшей эскалации кризиса политика многих стран региона, от Северной Африки, Центрально  Азии и до Балкан, станет претерпевать структурные изменения. Ноябрьское турне госсекретаря Дж.Керри по пяти государствам Центральной Азии и его итоги подтверждает этот тезис.

Необходимо отметить и тот факт, что, по неофициальным данным, в России проживает около 50 тысяч турецких граждан, в Турции — около 300 тыс. россиян. На сегодняшний день число смешанных российско-турецких браков превысило 100 тысяч. Обе страны нуждаются друг в друге во многих отраслях — от туризма и строительства до продовольствия и энергетики.

Из событий на внутриполитическом поле отметим победу 1 ноября на досрочных всеобщих парламентских выборах правящей ПСР, которая получила большинство голосов – за нее проголосовали 23,6 млн избирателей (49,48%). Результаты остальных партий выглядят так. Народно-республиканская партия (НРП) получила голоса 12,1 млн. избирателей (25,31%), Партия националистического движения (ПНД) получила поддержку 5,6 млн. человек (11,90%). Партия демократии народов (ПДН) получила 10,71% голосов, сумев таким образом в очередной раз стать четвертой партией в парламенте.

В выборах участвовало 27 политических партий, а также 165 независимых кандидатов. По всей стране было установлено 179 тыс. урн для голосования, при этом турецкие избиратели, проживающие за рубежом, смогли отдать свои голоса в 54 странах в 113 дипломатических миссиях и на 30 пограничных пунктах. Явка составила более 84,3% (48 млн избирателей).

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что победа возглавляемой им ПСР спустя 14 лет после прихода к власти является беспрецедентным случаем в истории мировой демократии. «Наш народ впервые 3 ноября 2002 года с 34,5% голосами доверил власть нам — партии в возрасте 1,5 года. После тех выборов наши голоса постоянно росли. Мы на многих выборах одерживали победы с высоко поднятыми головами. Это беспрецедентный случай в истории мировой демократии: через 14 лет пребывания у власти народ вновь выбрал нас», — заявил А.Давутоглу.

На выборах в парламент Турции 26-го созыва ПСР получила 310 мест в парламенте, что позволило ей сформировать однопартийное правительство. Напомним, по итогам прошлых выборов 7 июня с.г. количество депутатских мандатов ПСР составляло 258. Сторонники ПСР в Анкаре и Стамбуле праздновали победу. Участники митинга, собравшиеся у дома президента Турции Р.Эрдогана в Стамбуле, скандировали: «Турция гордится тобой». Президент в нарушение конституции (он должен быть нейтрален и не поддерживать ни одну из партий) страны оказывал поддержку ПСР в ходе предвыборной кампании, а затем принимал активное участие с решающим голосом в формировании нового кабинета министров.

Лидеры прокурдской ПДН заявили, что несправедливые условия выборов и преднамеренная политика президента Р.Эрдогана по дискредитации партии объясняют снижение ее поддержки со стороны избирателей на парламентских выборах. Следует отметить, что ПДН была вынуждена отменить предвыборные митинги в связи с двумя крупными терактами, прогремевшими на встречах представителей прокурдской партии со своими избирателями. Кроме этого, по причине правительственных заявлений о том, что партия является политическим крылом террористической Рабочей партии Курдистана (РПК), телевизионные каналы предоставили ПДН недостаточно эфирного времени.

Сопредседатель ДПН С.Демирташ заявил журналистам, что «эти выборы нельзя назвать справедливыми или равными». «Мы не смогли провести полноценную избирательную кампанию. Мы пытались защитить наших людей от нападений», — отметил он. Сопредседатель ПДН Ф.Юксекдаг сказала, что они непременно подробно проанализируют причины снижения их поддержки с момента последних парламентских выборов в июне с.г. Тем не менее, по ее словам, тот факт, что партия вновь смогла преодолеть 10-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент, уже сам по себе является успехом ПДН.

Ф.Юксекдаг заявила также, что в ходе предвыборного процесса ПДН столкнулась с самыми сложными условиями ведения избирательной кампании, напомнила, что за последние пять месяцев погибли 258 гражданских лиц, из них 33 — дети. «Тем не менее сегодня мы добились успеха благодаря тем нашим сторонникам, которые выстояли перед лицом этих нападений», — сказала она. ПДН, добившись 7 июня наибольшего успеха — 13% голосов, лишила ПСР поддержки значительного числа избирателей и возможности сформировать однопартийное правительство.  На выборах 1 ноября прокурдская партия пыталась привлечь внимание избирателей новым лозунгом «Мир вопреки всему, ПДН вопреки всему», и он позволил ей, хотя и с некоторыми потерями, снова пройти в парламент.

Пресс-секретарь президента Турции Р.Эрдогана Ибрагим Калын заявил, что в ближайшем будущем Турция может провести референдум по изменению Конституции с целью создать условия для скорейшего перехода на президентскую форму правления. «Мы не можем решить вопрос о переходе на президентскую систему без участия народа. Если будет необходимо, мы проведем референдум. Переход на президентскую систему не является вопросом личного будущего нашего президента. Он и без того уже вошел в историю. Основная цель – сделать государственную систему Турции еще более эффективной», – сказал И.Калын журналистам.

Заместитель генерального председателя основной оппозиционной НРП Гюрсель Текин заявил, что его партия поддержит проект создания новой Конституции при условии, что ее целью не станет переход на президентскую систему. «Если ПСР говорит, что они хотят принять новую Конституцию, которая укрепит права и свободы каждого гражданина Турции и будет способствовать развитию демократии, мы готовы им помочь. Однако если они надеются разработать новый основной закон только для того, чтобы удовлетворить амбиции президента Р.Эрдогана, то в этом деле мы им не помощники. ПСР сама понимает, что мечты о президентской системе не более чем заблуждение», — рассказал он в интервью газете Today’s Zaman.

Напомним, что конституционный опыт Турции насчитывает более 140 лет с момента принятия Османской конституции в 1876 году, известной также как Kanûn-u Esâsî. Следует отметить, что на протяжении всего этого периода парламентская система была определяющей особенностью всех принятых позже в стране конституций. За последние 60 лет многопартийности, пережив четыре военных переворота и даже казнь премьер-министра, Турция никогда не стремилась к смене системы государственного управления.

В прошлом Р.Эрдоган не раз говорил о преимуществах президентской системы, подчеркивая, что он хочет сменить неэффективную нынешнюю парламентскую на сильную и эффективную президентскую форму правления. Заявив, что наиболее развитые страны уже давно совершили переход на президентскую систему, он констатировал: «Опыт других стран говорит о том, что эта форма более функциональна и позволяет добиться лучших результатов. Учитывая это, почему мы должны ограничивать наши действия и придерживаться парламентской формы правления?»

На турецком внешнеполитическом треке в бурном потоке информации по сирийской проблематике и кризису в российско-турецких отношениях осталось практически незамеченным одно событие, о котором следует, на наш взгляд, напомнить. 15 ноября Турция отменила международный тендер в 3,4 млрд долл. США на систему ПРО. Тендер был объявлен Анкарой еще в 2009 году. Его выиграла китайская компания CPMIEC в 2013 году. Сообщается, что турецкая сторона приняла решение создать свой собственный проект системы ПРО и в связи с этим тендер отменен. Это решение было подписано премьер-министром А.Давутоглу.

Напомним, что 26 сентября 2013 года тендер на поставку ВС Турции систем противовоздушной и противоракетной обороны дальнего действия (Turkish Long Range Air And Missile Defence System) неожиданно завершился победой китайской компании. Решение об этом было принято на заседании Секретариата оборонной промышленности Турции, на котором председательствовал бывший тогда премьер-министром Р.Эрдоган.

Претендентами на победу в тендере являлись американский консорциум «Локхид Мартин» с комплексом, созданным на базе ЗРК «Пэтриот», китайская компания CPMIEC с комплексом HQ-9, «Рособоронэкспорт» с ЗРС С-300В «Антей-2500», а также французско-итальянский консорциум «Евросам» с ЗРК SAMP/T на базе ЗУР «Астер-30». Следует отметить, что «Локхид Мартин» уже наладила на турецких предприятиях «Рокетсан» и «Асельсан» выпуск компонентов для ЗРК «Пэтриот». Предполагалось, что, если Анкара выберет американское предложение, в Турции в рамках проекта будут выполнены работы на 2 млрд долл. Американская компания «Рейтеон» обещала изготовить в стране около 80% комплектующих комплекса.

Представители американского и европейского консорциумов постоянно убеждали Анкару в том, что, несмотря на хорошие тактико-технические характеристики российского и китайского комплексов, их интеграция в систему ПРО НАТО невозможна. Более того, в феврале 2013 года США, не представив конкретных доказательств, объявили о введении санкций в отношении китайского конкурента, обвиняя его в поставках вооружений в Иран, Северную Корею и Сирию.

Китайская же сторона предложила минимальную стоимость среди всех претендентов – 3 млрд долл. Это чрезвычайно привлекательная цена. К примеру, стоимость американского предложения составляла около 4 млрд долл. Анкара одобрила китайский проект, несмотря на опасения по поводу несовместимости китайского комплекса с системами раннего предупреждения о ракетном нападении стран НАТО. Для ВС Турции планируется приобрести 12 ЗРК сообщили в турецком правительстве.

Это решение Анкары вызвало серьезное раздражение со стороны США и попытки надавить на Турцию с целью отмены решения о приобретении китайских ЗРК. Рынок ЗРК большой дальности являлся традиционной сферой монополии со стороны США (система «Пэтриот») и России (система С-300). Турецкий тендер показал, что впервые в истории эта монополия нарушена.

Эксперты Института Ближнего Востока прогнозировали тогда продолжение давления на Турцию с целью заставить турок отказаться от сделки, обращали внимание на ее странный характер. Ведь действительно страна НАТО не может позволить себе строить систему, которая несовместима с комплексом раннего предупреждения всего альянса. Тем более Турция, которая всегда очень серьезно и скрупулезно относится к своим союзническим обязательствам и соблюдению принципа блоковой солидарности. Р.Эрдоган тогда своим решением в пользу Китая существенно укрепил свой имидж самостоятельного политика, который руководствуется, прежде всего, национальными интересами, принимает решение, не взирая на давление и требования партнеров по альянсу.

Однако все оказалось не так просто. И мы обращали внимание на тот факт, что ситуация с победой китайской системы противовоздушной и противоракетной обороны дальнего действия очень напоминает тендер на поставку в Турцию боевых вертолетов, который в свое время вчистую выиграла Россия, предложив туркам максимально льготные условия для подобных сделок. Мы даже назвали наш вертолет «Эрдоган». Россию точно также официально объявили победителем, но потом Анкара вдруг отменила этот тендер, на обслуживание которого Москва в течение длительного времени потратила несколько миллионов долларов.  Баллы самостоятельного политика не только на внутриполитическом поле, но и перед НАТО, и США вновь набрал Р.Эрдоган, который будучи тогда премьер-министром единолично принимал такое политическое решение.

Он мастерски создавал конкурентную среду в объявленном Турцией тендере, сбивал таким образом цену, а потом отказывался от принятого решения. Справедливости ради, следует заметить, что после случая с вертолетом «Эрдоган» Москва на самом высоком уровне жестко предупредила Р.Эрдогана о том, что, с учетом партнерских отношений, не стоит использовать российские предложения лишь для создания конкурентной среды, заранее зная, что они не будут приняты.  Тем не менее, такой же трюк, как показало реальное развитие событий, был проделан турками и с китайским комплексом ПРО.

52.32MB | MySQL:103 | 0,439sec