Ситуация в Ливии: ноябрь 2015 г.

В Ливии месяц начался с того, что один из сыновей бывшего ливийского руководителя М.Каддафи – Саади – обвиняемый в организации репрессий при подавлении народного восстания в 2011 году, предстал перед судом Триполи. Процесс тут же был отложен до 6 декабря. Председатель суда не сделал каких-либо заявлений о причинах переноса процесса.

Нигер выдал Ливии Саади Каддафи в марте 2014 года. В сентябре 2015 года с ним встретились представители правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч». Понятно, что он не стал говорить то, что могло повредить его здоровью, однако сообщил, что его допросы проводились в отсутствие его защиты. Ранее, в августе, в интернете появились видеозаписи того, что было расценено как плохое обращение с С.Каддафи, после чего «Хьюман Райтс Уотч» потребовала начать расследование фактов плохого обращения с Саади.

3 ноября очередная новость пришла из Триполи. Там было объявлено, что неизвестные вооруженные лица похитили «министра планирования»непризнанного мировым сообществом правительства Ливии Мухаммеда аль-Гаддара. По данным Комиссии по обороне и безопасности Всеобщего национального конгресса (ВНК – непризнанный парламент Ливии), похищение «министра» совершили боевики, номинально зачисленные в штат МВД Ливии, формально подчиняющегося «правительству» в Триполи. При этом дата похищения не сообщалась.

Со своей стороны представитель происламистской коалиции «Рассвет Ливии», которая контролирует Триполи, сообщил, что «министр планирования» был похищен в Триполи 2 ноября.

4 ноября в Лондоне президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси призвал НАТО действовать с  тем, чтобы способствовать восстановлению Ливии, где в настоящее время сложились три центра силы – Триполи, где сидят непризнанные мировым сообществом правительство и парламент, продвинутые «Рассветом Ливии», Тобрук, где базируются международно признанные правительство и парламент, и «Исламское государство» (ИГ), окопавшееся в Сирте.

Заметим, что именно НАТО содействовал свержению режима Каддафи и формально альянс несет ответственность за все то, что там происходит. «Ливия в настоящее время являет собой опасность, которая угрожает всем нам. Если в этой стране не будет правительства, это создаст пустоту, в которой будут процветать экстремисты, — заявил президент АРЕ в интервью газете «Дейли Телеграф». – Миссия (НАТО-авт.) не была завершена. Все мы должны поддержать усилия, направленные на помощь ливийскому народу и ливийской экономике. Все страны – члены НАТО, включая Великобританию, которые принимали участие в свержении Каддафи, должны оказать такую помощь».

4 ноября стало известно, что германский дипломат Мартин Коблер сменит испанца Бернардино Леона на посту эмиссара ООН в Ливии. Именно М.Коблеру предстояло завершить инициированный его предшественником переговорный процесс между сторонами внутриливийского конфликта относительно формирования правительства национального единства. 62-летний Коблер с 2011 по  2013 год занимал пост специального представителя ООН в Ираке, затем ввозглавлял Миссию ООН в ДРК.

5 декабря прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда заявила, что джихадисты из ИГ убили в Ливии больше гражданских лиц, чем какая-либо другая группировка из числа действующих в стране. По ее оценке,  все они без исключения несут ответственность за «широкомасштабные преступления». Это касается как формирований, входящих в контролирующий  Триполи альянсс «Рассвет Ливии», так и правительственных сил, лояльных правительству в Тобруке. По данным прокурора МУС, из 37 терактов с использованием боевиков — смертников, совершенных в Ливии в 2015 году, 27 были исполнены боевиками ИГ.

5 ноября действующий в Триполи ВНК подверг критике деятельность бывшего эмиссара ООН в Ливии Б.Леона по формированию правительства национального единства после того, как тот получил назначение на должность главы Дипломатической академии в ОАЭ. Эту страну в Триполи считают участником внутриливийского конфликта, поскольку эмираты поддерживают в нем Тобрук. Как утверждал в письме на имя генсека ООН Пан Ги Муна «спикер» ВНК Нури Абу Сахмейн, «назначение на дипломатический пост в ОАЭ главного посредника, которому была поручена миссия  требовавшая от него нейтралитета», создает «более чем двусмысленную ситуацию». «Этим назначением признается, что Б.Леон был близко связан со страной, которая позиционирует себя в качестве одного из главных действующих лиц в конфликте», — утверждал он.

За почти год переговорного процесса с участием Б.Леона между делегациями Триполи и Тобрука ему не удалось добиться согласия сторон на формирование правительства национального единства.

17 ноября М.Коблер приступил к исполнению своих новых обязанностей.

8 ноября в Белграде было объявлено о похищении в Триполи двух сотрудников посольства Сербии в Ливии. МВД Сербии ничего не сообщило о том, кто мог совершить похищение мужчины и женщины. Оба сотрудника находились в машине в момент похищения и следовали в кортеже машин сербского посольства в направлении Туниса. Машина посла Сербии в Ливии также передвигалась в составе кортежа, но ее похитители не тронули.

В Ливии издавна работали многие сербы — врачи, медсестры, инженеры, строительные рабочие. Многие из них не выехали из страны после падения режима М.Каддафи в 2011 году.

11 ноября представитель ливийской армии Милуд аз-Зави сообщил о гибели в Бенгази по меньшей мере 13-ти солдат правительственной армии в результате атак «террористов». По его данным, большинство убитых погибли в результате подрывов на взрывных устройствах, установленных в ряде районов вокруг города, в которых велись бои между воеными и формированиями исламистов. По словам М.аз-Зави, в ходе боев правительственным силам удалось продвинуться на ряде направлений и установить контроль над одним из военных городков.

11 ноября в ходе международной конференции в Дакаре по вопросам безопасности в Африке стало очевидным, что Франция и США все больше озабочены ведением разведки совместно с африканским партнерами с тем, чтобы парировать угрозу со стороны джихадистов в Западной Африке и странах Сахеля. В частности, начальник Генштаба французской армии генерал Пьер де Вилье настаивал перед своими африканским коллегами на необходимости «улучшения сотрудничества в сфере разведки и обмена информацией, а также подготовки военнослужащих для сил спецопераций». «Иметь разведывательную информацию, быть способным следить за целью и нейтрализовать ее, это — триединая задача для такого обширного театра военных действий, как Сахель», — заметил он. Генерал признал, что хотя Франция располагает высокотехнологичными техническими средствами, такими как беспилотники, разведывательные самолеты и спутники, она по прежнему нуждается в том, что называется агентурной разведкой, которую в Сахеле невозможно вести без местного персонала.

Франция за последнее время резко интенсифицировала взаимодействие по линии разведок с Египтом и Тунисом — двумя странами, на которых непосредственно влияет хаос в Ливии.

Как ранее заявил в свою очередь командующий силами специальных операций США в Африке генерал Дональд Болдак, в настоящее время в 23-х странах континента с местными военными взаимодействуют около 1400 американских спецназовцев.

15 ноября начались бои к югу от города Дерна на востоке Ливии между боевиками ИГ и другими формированиями бывших «повстанцев», включая исламистские. Они вспыхнули два дня спустя после первого американского авиаудара удара по боевикам ИГ в Ливии. По данным Пентагона, в результате этого удара был уничтожен видный полевой командир ИГ иракец Абу Набиль (боевой псевдоним). Ливийские официальные источники ничего не сообщили об этом. Как сообщил ливийский телеканал «Ан-Набаа», позиции ИГ атаковали боевики «Совета муджахидинов Дерны». ИГ подтвердило факт боестолкновения с «еретиками».

Ранее, в июле, боевики «Совета муджахидинов Дерны» выбили из этого города формирования ИГ.

18 ноября глава МИД Ливии Мохамммед Дайри (Тобрук) заявил, что  его страна рискует превратиться в «новое убежище» для ИГ, если мировое сообщество не включит Ливию в число стран, где оно ведет борьбу с «халифатом». Он утверждал, что  его правительство располагает «достоверной информацией, согласно которой руководство ИГ требует от новых рекрутов направляться в Ливию, а не в Сирию, особенно после того, как 30 сентября там начала работать российская авиагруппа». По его данным, на тот момент численность боевиков ИГ в Ливии составляла до 5 тысяч человек, большинство из них — выходцы из Туниса, Судана и Йемена. Они контролируют город Сирт, а также ряд районов в окрестностях городов Дерна и Бенгази. После потери Дерны их новым оплотом стал город Адждабия.

25 ноября Тунис объявил о закрытии границы с Ливией после атаки террориста-смертника в центре Туниса, ответственность за которую взяло на себя ИГ. В результате той атаки погибли по меньшей мере 12 человек из числа сотрудников охраны президента. До этого тунисские власти ввели чрезвычайное положение в стране, а также ночной комендантский час в столице. Как заявил 27 ноября госсекретарь Туниса по вопросам безопасности Рафик Хелли, все теракты, которые потрясли Тунис в этом году, готовились и планировались в Ливии. «Ливия представляет собой опасность, поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры безопасности», — подчеркнул  он.

В целом,  мировое сообщество обречено на принятие в самом ближайшем будущем неких военных мер в отношении действующих в Ливии исламистских формирований. Как и в Сирии, ему неизбежно придется определяться, кого кроме ИГ считать своим противником. В любом случае это будет трудный выбор, но его придется сделать.

52.25MB | MySQL:103 | 0,473sec