Сирийская «шахматная доска» для Израиля

Мировую политику и отдельные события, характеризующие ее развитие с течением времени неоднократно сравнивали с шахматной доской.  Пожалуй, самым известным автором, мыслившим в данном ключе, был З.Бжезинский, подразумевавший под ареной  геополитической борьбы Евразию. Динамика международных отношений последнего времени показывает, что территорией, вызывающей пристальный интерес и определяющей влияние государств, сегодня является Ближний Восток. Если для США и России такого рода взаимодействие традиционно строится по принципу «белые начинают и проигрывают», то Израиль, объединивший на своей земле немало известных шахматистов, как никто иной должен знать правила этой игры с поправкой на сочетание искусства дипломатии и военных методов.

Пока в отношениях с Россией многое действительно напоминает шахматную партию, в которой стороны делают ход за ходом. Во многом первым ее начал министр обороны М.Яалон, одним из первых заявивший о переброске российских вооруженных сил в Сирию. Затем, по всей вероятности опасаясь закончить игру, так и не начав, он сделал заявление, в котором предпочел свести все рассуждения по данному вопросу к интересам России в Латакии. Эти события стали своего рода «вступительной игрой», предшествующей чему-то более глобальному.  Практически одновременно стала формироваться линия политических и военных фигур, способствующих ограждению истинных интересов сторон от посягательств. К таковым, прежде всего, можно отнести дипломатов. Приводя примеры из недавнего времени, можно остановиться на нескольких случаях. В их числе следует особо отметить две встречи посла Государства Израиль Ц.Хейфеца и специального представителя  президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л.Богданова. Состоялись они 10 и 21 декабря по инициативе израильской стороны. В дальнейшем глава израильской дипмиссии в Москве заявил о поддержке усилий России по борьбе с организацией «Исламское государство». 27 декабря 2015 г. ведущие СМИ сообщили о состоявшейся несколькими днями ранее встрече недавно назначенного Специального посланника президента РФ по урегулированию в Сирии А.Лаврентьева с советником премьер-министра Израиля по национальной безопасности Й.Кохеном. В качестве основной темы беседы было заявлено обсуждение соглашения, посредством которого можно будет остановить сирийский конфликт. Есть предположения, что переговоры были согласованы в телефонном разговоре Б.Нетаньяху и В.В.Путина.

По мере развития ситуации стали усложняться тактики, которые стороны используют. Чего стоит, к примеру, недавнее уничтожение одного из известных командиров «Хизбаллы» С.Кунтара. Напомним, в 1980 г. он был приговорен в Израиле к 5 пожизненным заключениям и 47 годам в заключении за теракт в Нагарии, а в 2008 г. вместе с четырьмя другими боевиками помилован с целью обмена на тела двух израильских военнослужащих. Операция по уничтожению боевика, явно являвшаяся возмездием террористам, была проведена филигранно. По некоторым данным самолеты ВВС Израиля выпустили ракеты, не входя в воздушное пространство Сирии. Эта операция получила особый резонанс в связи с российским военным присутствием в регионе. Впрочем, исчезновение одной «пешки» со стола явно не изменит общего хода партии. Более того, Кремль во многом заинтересован в применении аналогичного приема, пусть и с иными мотивами. Примером тому служит ликвидация лидера «Джейш аль-Ислам» З.Аллюша. Надо отметить, сама израильская сторона свою причастность к уничтожению С.Кунтара не подтверждает. С весьма пространным заявлением выступил лишь министр строительства страны Й.Галант. Остальные члены правительства по данному вопросу не высказались, а с открытым обвинением в адрес Израиля выступила лишь «Хизбалла».

За время, прошедшее с начала российской военной операции в Сирии, среди израильских государственных деятелей выделилось несколько знаковых фигур. В их числе, прежде всего, необходимо назвать министра обороны М.Яалона. Надо отметить, что в своих выступлениях последнего времени он довольно часто высказывает точку зрения, далекую от мнения израильских партнеров за рубежом. Сирийское направление в этом контексте также не стало исключением. В частности, выступая на форуме Сабана он отметил, что активность России в Сирии по сравнению с американской гораздо более результативна. В этой характеристике есть определенная доля объективности. С одной стороны успех Москвы может объясняться нынешним положением дел на Ближнем Востоке, и достигается он за счет сближения с Ираном, которое М.Яалон также упомянул. С другой стороны, в пользу России играет и фактор времени. По сравнению с США, вовлеченными в череду операций в регионе, опыт войны в Афганистане остался в прошлом и по большому счету имеет отношение к несколько иной стране.

Вторым человеком в правительстве, вовлеченным в решение данной проблемы был министр внутренних дел Государства Израиль С.Шалом. В декабре он встретился с министром иностранных дел России С.В.Лавровым в рамках переговоров, состоявшихся на полях саммита «Средиземноморье: римский диалог». Информации по данной встрече опубликовано мало. Известно лишь, что стороны сделали сирийскую проблематику одним из ее акцентов. В дальнейшем С.Шалому была уготована роль «отсталой пешки» по причине его ухода из правительства в связи с разбирательствами, начавшимися после его обвинения в сехсуальных домогательствах.

Вместе с тем, не стоит забывать, что помимо официальной точки зрения, которая обнародуется от лица правительства, в Израиле крайне сильно влияние СМИ. На протяжении последних витков противостояния с палестинцами и особенно операции «Нерушимая скала» они уже успели зарекомендовать себя как своего рода аналог шахматных часов, контролирующих время, за которое государственные деятели смогут или не смогут принять ответственное решение. Если тогда, с их точки зрения, премьер-министру Б.Нетаньяху не удалось выбрать правильный момент для начала операции, сейчас местные издания и телевидение предпочитают, наоборот, отслеживать ситуацию, косвенно не побуждая стороны к какому-либо действию. Лишь изредка возникают комментарии, авторы которых пытаются «вскрыть» истинные мотивы сторон.

В целом, из заявлений, сделанных израильскими государственными деятелями, вовлеченными в процесс принятия решений в области обороны, безопасности и внешней политики, следует, что страна занимает некую выжидательную позицию, которая позволяет ей сохранить пространство для маневра в отношениях с Россией и США. Самым категоричным в своих высказываниях оказался М.Яалон, четко отдавший приоритет действиям России. Насколько результативна эта тактика, покажет время. Именно оно решит, стал ли Израиль действительно полноценным участником этого «сеанса одновременной игры», к которому в итоге свелся сирийский конфликт, или, наоборот, сам превратился в пешку, интересами которой пожертвуют ради достижения очередного дипломатического прорыва. С одной стороны, следуя избранному плану, Израиль не только имеет возможность в случае необходимости сделать шаг в сторону, но и приобретает некое прикрытие для реализации собственных целей. На них комплекс С-400, который, по мнению главнокомандующего воздушно-космическими силами РФ, принесли в сирийское небо порядок, предпочитают смотреть с «широко закрытыми глазами». С другой стороны, краткосрочный успех не гарантирует, что эта тактика не станет для страны «иллюзорным решением», скрывшим от израильских властей истинное положение дел.

52.21MB | MySQL:103 | 0,530sec