О деятельности частной охранной компании Falcon Security в Ираке

Одной из основных сил, которая обеспечивает гарантии личной безопасности президента курдской автономии в Ираке Масуда Барзани и его клана является частная охранная фирма Falcon Security (Empire Business Complex, Building C4, Erbil). Она была основана в 2003 году курдским магнатом Пешрау Маджидом Агджой, который тесно связан по бизнесу с сыном М.Барзани Масруром и премьер-министром регионального правительства Нечирваном Барзани. Отметим, что последний курирует и курдские спецслужбы. Частная компания укомплектована исключительно бывшими американскими военными, а исполнительным директором является ветеран войск спецназа США Гарри Гавендер, который присоединился к компании в 2004 году. Его заместителями являются бывшие американские военные из войск специального назначения, среди которых необходимо отметить специалиста по партизанской войне и борьбе с террором Фила Хадикурта. Еще одной значимой фигурой в командной структуре компании является южноафриканец Кобус Шейман, ранее руководивший охранной структурой «Террасис» в Афганистане. Начиная со своей регистрации в министерстве внутренних дел Ирака в апреле 2003 года охранный бизнес  Falcon Security значительно укрепился и вырос в объемах. Falcon Security является частью фирмы Falcon Group. Последняя занимает лидирующие позиции в охранном бизнесе не только в курдской автономии, но Ираке в целом. Компания является многопрофильной и занимается начиная от нефтяного бизнеса и до туризма, сельского хозяйства и строительства. Количество охранников в охранном секторе компании составляет порядка 600 человек. Наиболее сильные позиции имеет в курдской автономии благодаря своим связям с кланом Барзани, но активно действует и в других частях Ирака.

На настоящий момент времени Falcon Security играет ключевую роль в логистическом обеспечении курдских формирований пешмерга, хотя сама в непосредственных боевых действиях против отрядов «Исламского государства» (ИГ) участия не принимает. Основной базой является хорошо укрепленный лагерь в непосредственной близости от линии фронта с ИГ в районе Макмура. Из него идет снабжение отрядов пешмерга продовольствием, боеприпасами и медикаментами. Сотрудники Falcon Security при этом не только формируют караваны, но и занимаются их силовым сопровождением. Общее количество бойцов пешмерга, которые таким образом получают материально-техническое снабжение составляет 3000 человек. Все сотрудники охранной компании имеют богатый военный опыт, большинство из них участвовали в боях в составе американских войск в Ираке. Сама компания во многом также появилась в период американского присутствия в стране, как универсальное средство поддержки курдского регионального правительства. По данным ряда экспертов, многие американские военные продолжают оказывать на частной основе «содействие» военной разведке США, прежде всего с точки зрения сбора актуальной развединформации или ее перепроверки. Еще ряд данных свидетельствует о том, что вполне возможно под вывеской компании скрывается филиал Разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США. Сотрудники компании также на регулярной основе привлекаются к охране корреспондентов и съемочных групп американских компании CNN и Fox News, в период их командировок в Ирак. Помимо этого, сотрудники Falcon Security также оказывают поддержку отрядам пешмерга в охране инфраструктуры и персонала международных нефтяных компаний, которые имеют бизнес в Иракском Курдистане. Это, прежде всего, Exxon Mobil, Total, Hess, Repsol и Marathon Oil. Компания имеет свои представительства в Киркуке, Басре и Багдаде, а также ряде районов на юге страны. За все время существования структуры, не было зафиксировано ни одного нападения на охраняемые объекты или персонал, что свидетельствует о хорошей агентурной работе среди местного населения и племенной верхушки в местах дислокации.

Ряд экспертов в этой связи утверждают, что указанная охранная структура является своеобразным филиалом Пентагона в Ираке, через которую американское командование получает значительную часть развединформации не только в отношении военной активности ИГ, но и о ситуации в шиитских районах страны. При этом в последнее время структуры компании стали активно использоваться и для снабжения отрядов американского спецназа, которые сейчас дислоцированы в курдской автономии. В самих боевых операциях сотрудники компании вместе с регулярными отрядами армии США участия не принимают, так как это может нарушить созданный ими фон нейтралитета и сотрудничества с различными племенными группами. Сотрудники Falcon Security также оказывают по выбору гуманитарную помощь той или иной группе населения, дабы завоевать ее лояльность. Отметим, что такая схема является классической методикой действий американских «зеленых беретов» во время войны во Вьетнаме. На компанию также возложена задача по обеспечению логистической поддержки действий Пентагона по организации и обучению отрядов пешмерга с целью трансформации иррегулярных формирований в полноценную армию с тремя родами войск. Курс на это Вашингтон взял осенью прошлого года, что фактически будет означать государственное отделение Иракского Курдистана. Использование в данном случае частной охранной компании должно официально дистанцировать вооруженные силы США от этого процесса, дабы лишний раз не раздражать официальный Багдад. Кроме того, на Falcon Security возложены задачи по обеспечению личной безопасности клана Барзани, которого американцы рассматривают, как своего основного союзника в регионе. Собственно, во многом благодаря именно жесткому вмешательству США на различных уровнях курдских политических сил и партий, полномочия М.Барзани, как президента курдской автономии, были пролонгированы региональным парламентом в декабре прошлого года. В этой связи сотрудники компании дислоцированы в различных районах Эрбиля таким образом, чтобы максимально быстро прикрыть ключевые пункты в городе. Но личная охрана президента М.Барзани набирается при этом только из курдов собственного клана. Одним из основных рисков для М.Барзани американцами рассматриваются не сторонники ИГ, а представители конкурирующих курдских группировок. Это, прежде всего, отряды еще одного патриарха курдской политики Джалаля Талабани. В настоящее время их активно тренируют специалисты из иранского КСИР. При этом каких-то активных подрывных действий ни от них, ни от отрядов Рабочей партии Курдистана (РПК) американцы в настоящий период времени не ожидают. Проблемы могут возникнуть, по их оценкам, только после окончательного политического и государственного обособления Иракского Курдистана и решения проблемы контроля над нефтеносным Киркуком, право на который также оспаривают иракские шииты и сунниты.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec