Новые реалии российско-иранского диалога

Россия и Иран являются традиционными  партнерами,  обладая  достаточно протяженным по времени опытом двусторонних дипломатических отношений, установленных еще в 1586 г. Обе страны важны друг для друга как  испытанные веками взаимоотношений соседи, сотрудничающие в самых различных сферах, своего рода гиганты среди окружающих друг друга небольших государств. Годы отношений двух стран, как отмечал иранист-историк М.Володарский, отмечены «периодами активности и спадов, естественным взаимным тяготением двух соседних народов и взаимным же недоверием намерениям противной стороны». В Иране отношения между новой Россией и ИРИ трактуют как следствие двух важных событий, имевших место в мировой истории последних десятилетий – победы Исламской революции в Иране и распада СССР.  С декабря 1991 г. Иран развивает отношения с Россией как государством – преемником СССР. Отметим, что трудно констатировать последовательное развитие политического диалога между двумя странами. В ельцинский период сущность внешней политики России могла быть охарактеризована как преимущественно прозападная. Оглядка на США мешала реально оценить плюсы диверсификации российского внешнеполитического диалога. С приходом после А.Козырева востоковеда Е.Примакова на пост главы российского МИДа ближневосточное направление вышло из забвения, и в нем довольно скоро нашлось подобающее место и Ирану, причем как в превалирующей торгово-экономической плоскости, так и в постепенно складывавшейся политической сфере. Зарождавшееся антинатовское направление российской внешней политики  как реакция на внутриполитические изменения в стране закономерно совпало  с формированием  антинатовского блока. В нем определенное нашлось место Ирану, которому, как справедливо отметил С.Саруханян, «не меньше, чем России, угрожало усиление западных структур, прежде всего – НАТО». Постепенно начала складываться получившая к настоящему времени свое доктринальное  оформление идея российско-иранского военно-политического альянса,  мыслимого в качестве противовеса НАТО. Она поддерживается в России многими политиками. Так, лидер ЛДПР В.Жириновский считает «главной заботой для России в исламском мире…стратегическое партнерство с Ираном».

Важно отметить, что в течение всех лет пребывания В.Путина на президентском посту шло поступательное развитие двустороннего диалога с Ираном, причем, на всех направлениях – в сферах политики, экономики, торговли, культуры, образования, энергетики, транспорта и др. Основой договорно-правовой базы двусторонних отношений на нынешнем этапе является подписанный в марте 2001 г. в Москве президентами России и Ирана — В.Путиным и  С.М.Хатами —  Договор  об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который вступил в силу 5 апреля 2002 г.  Он и определяет существо активно реализуемого политического диалога. На нынешнем этапе его основой  является совпадение или близость  позиций двух стран по главным проблемам глобальной и региональной повестки дня, в том числе — противодействию актуальным вызовам и угрозам, путям урегулирования ситуации в Сирии, Ираке и Афганистане. Как пишет иранская праворадикальная газета  «Ресалат», Иран и Россия достигли сходного представления о ситуации в Сирии и движутся в одном направлении в отношении урегулирования сирийского кризиса. «Тегерану и  Москве хорошо известны причины сирийского кризиса, и они понимают, что Запад никогда не стремился к уничтожению террористических и экстремистских движений, включая ИГ, а корни сирийского кризиса кроются в двуличной политике Запада в отношении мусульманского мира. Война в Сирии является показателем истинных намерений Запада и других международных игроков в отношении событий на Ближнем Востоке».  Как резюмирует издание 15 ноября 2015 г., Соединенные Штаты, отдельные европейские страны и их арабские союзники пытаются управлять ИГ и сохранять наличие этой террористической угрозы в регионе в своих интересах, поэтому политика Тегерана и Москвы противоположна подобным замыслам.

Практически схожа позиция российских аналитиков: сегодняшняя ситуация на Ближнем Востоке  является достаточно опасной и напряженной, и напрямую угрожает безопасности и Ирана, и России,  и поэтому обе страны – естественные союзники в регионе. Именно в этой связке, может быть, нам удастся как-то если не решить проблему ближневосточных конфликтов, то, по крайней мере, ограничить ее негативное влияние на наши интересы, — считает iran.ru. С другой стороны, российская точка зрения состоит в том, что взаимодействие с Ираном является важным условием обеспечения национальных интересов страны, укрепления стабильности в Закавказье и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Однако  динамика такого взаимодействия в течение ряда лет тормозилось санкциями Совета Безопасности ООН, ЕС, мешавшими полноценному диалогу. Дорогу к их снятию открыло подписание в июле 2015 г. окончательного Соглашения между «шестеркой» международных посредников и Ираном, которое должно было вступить в этап имплементации после закрытия иранского ядерного досье. 15 декабря 2015 г. высший орган Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ) – Совет управляющих, в который входят представители 35 стран, принял на своем экстренном заседании резолюцию, которая как раз и закрыла это досье  ИРИ и сопутствующую ей тему возможного военного компонента иранской ядерной программы. Одновременно аннулированы все ранее выпущенные резолюции МАГАТЭ на иранском направлении. Данной резолюцией МАГАТЭ выполнило свою часть  «дорожной карты»,  в рамках которой следовало прояснить вызывающие много лет яростные дискуссии спорные вопросы развития иранской ядерной программы. Иран надеется на то, что выпуск этой резолюции приведет к снятию со страны санкций политического и экономического характера.

На таком фоне представляется вероятным, что послесанкционный период может стать временем  существенного расширения сотрудничества двух стран в максимально  возможных сферах. В этой связи серьезные решения были приняты по итогам визита в Тегеран президента России В.Путина в ноябре 2015 г. В частности, в Москве изъявили готовность выделить Ирану экспортный кредит на 5 млрд долл. Обе страны определили 35 приоритетных проектов в различных областях экономики для ускоренной реализации. Во время встречи президента России В.Путина с президентом Ирана Х.Роухани подписаны семь меморандумов о взаимопонимании и других документов, касающихся сотрудничества между Ираном и Россией. Интенсивное сотрудничество намечено в нефтегазовой области. В интервью СМИ один из руководителей Министерства нефти ИРИ с оптимизмом отозвался о шансах российских нефтегазовых тяжеловесов «Газпрома» и ЛУКОЙЛа на возобновление контрактов в Иране. Сам министр нефти Ирана Бижан Зангене  заявил, что Иран смотрит на Россию как на долговременного и стратегического партнера и надеется на то, что после отмены санкций сотрудничество между Ираном и Россией в области энергетики получит дальнейшее развитие. По словам иранского министра, его страна надеется на то, что российская сторона решительно настроена на то, чтобы между Ираном и Россией были установлены прочные и долгосрочные связи в области нефти и газа. «Настало время для практической реализации ранее достигнутых договоренностей и для расширения сотрудничества между иранскими и российскими компаниями» По словам его российского коллеги, министра энергетики А.Новака,  Россия заинтересована в том, чтобы Иран был ее долговременным партнером: «Перед двумя странами открываются самые широкие горизонты».

На основе межправительственного протокола  интенсивное сотрудничество намечено в сфере атомного взаимодействия двух стран. Оно касается  дальнейшего обслуживания АЭС в Бушере. В частности, Россия и Иран пришли к соглашению о дальнейшей организации технической поддержки для безопасной эксплуатации первого энергоблока АЭС «Бушер». Достигнута договоренность в сфере  проведения подготовительных работ по строительству АЭС «Бушер-2». Решено в дальнейшем создавать новые энергоблоки по всей стране. Взаимодействие в рамках проектов «мирного атома» будет вестись на основе меморандума о взаимопонимании между ГК «Росатомом» и Организацией по атомной энергии Ирана. Намечено расширение сотрудничества России  с Ираном и в области промышленности и реализации совместных проектов. По заявлению министра промышленности и торговли России  Д.Мантурова,  двустороннее сотрудничество может с успехом развиваться в таких областях, как автомобилестроение, самолетостроение и судостроение: «Россия в полной мере готова к продолжению реализации совместных с Ираном промышленных проектов после отмены антииранских санкций».  Намечены новые контракты и в военной сфере, причем — на миллиарды долларов. Как пишут СМИ, в Иране отмечена острая заинтересованность в российском оружии: «Они действительно нуждаются в серьезном обновлении практически всех своих вооруженных сил. По всем направлениям. Все требует модернизации, обновления. Учитывая, что это крупная страна с крупными вооруженными силами, конечно, речь пойдет об очень крупных контрактах, речь пойдет о миллиардах».

На пользу интенсификации российско-иранского торгово-экономического сотрудничества  играет и кризис в отношениях России с Турцией. С учетом последних инцидентов на этом направлении Иран может заработать как минимум 35 млрд долларов за счет активизации присутствия на российском рынке. Учтем, что в 2014 г. Турция импортировала из России газа, нефти и зерновых на общую сумму в 25 млрд долларов. Эта страна за счет поставок из России обеспечивала до 30% своих потребностей в нефти и до 55% потребностей в газе. Разумеется, в новых условиях Турция может потерять значительную часть поставок энергоносителей из России. Кроме того, Россия ежегодно импортировала из Турции овощей и фруктов на общую сумму в 1,5 млрд долларов. Учитывая санкции России против Турции, Иран может активизировать поставки своей продукции, в том числе фруктов и сухофруктов, на российский рынок. Многое уже делается: в одну  лишь первую неделю нового 2016 г. в Россию из Ирана отправлено 500 грузовиков с продуктами питания и фруктами. Между иранским портом Амирабад и российской Астраханью установлено регулярное судоходное сообщение, и по этому маршруту могут с успехом осуществляться экспортные поставки в Россию в возросших объемах. Важным импульсом для интенсификации двусторонним отношением станет упрощение визового режима. Межправительственное соглашение о безвизовом проезде для отдельных категорий граждан двух стран подписано в Тегеране 23 ноября 2015 г. во время пребывания в Иране президента России В.Путина. Оно значительно упрощает условия взаимных поездок граждан Российской Федерации и Исламской Республики Иран.

52.27MB | MySQL:103 | 0,618sec