Об инфраструктуре по экспорту/импорту СПГ в странах Ближнего и Среднего Востока

Государства Ближнего Востока поставляют на мировой рынок 40% сжиженного природного газа. Вторым доминирующем регионом является Океания. Надо отметить, что ближневосточные страны были в свое время одними из первопроходцев в сфере производства и продажи СПГ. Но сейчас, рассматривая потенциал Ближнего Востока в этой сфере, как это ни казалось бы непривычным, необходимо говорить не столько о росте производства этого вида топлива, сколько о потенциале роста его потребления.

Это вписывается в общемировую тенденцию на рынке СПГ: количество стран-импортеров растет, и обеспеченный ими спрос компенсирует снижение потребления СПГ в Западной Европе и Северной Америке.

Производством СПГ в мире пока занимаются 19 стран. Ближний Восток в этом списке представляют Катар, Египет, ОАЭ, Алжир, Ливия, Оман, Йемен. Действующие терминалы по приему природного газа находятся в Турции, Египте, ОАЭ, Иордании, Кувейте и Пакистане.

Экспортеры СПГ

Катар является безусловным мировым лидером по объемам производства и экспорта сжиженного природного газа. На его долю приходится 32% общемирового экспорта, при том что доля всего региона Ближнего Востока — 40%.

Инфраструктура по производству, хранению и экспорту СПГ в Катаре появилась в 1999 г. после введение в эксплуатацию первого завода по сжижению природного газа. При этом особое развитие она получила в 2009-2011 гг. За эти два года производственные мощности выросли более чем в два раза — с 30,2 млн т/год до 77 млн т/год.

Все производство расположено в г. Рас Лафан. 12 установок с 13 производственными линиями принадлежат национальной компании Qatar Petroleum, она через свои дочерние предприятия Qatargas и Rasgas владеет контрольными пакетами акций каждого проекта. Комплекс Рас Лафан включает и 18 хранилищ СПГ общей вместимостью 2,34 млн куб. м. В проектах также участвуют международные компании — ExxonMobil, Total, ConocoPhillips, Shell и др.

Для экспорта своего сырья Катар традиционно использовал долгосрочные контракты, стоимость газа в которых формировалась, исходя из средних значений справочной цены на нефть за несколько лет. Это во многом помогло смягчить удар от снижения нефтяных цен. С другой стороны, некоторые импортеры ресурсов оказались в крайне невыгодном положении, ведь цена на СПГ на спотовом рынке оказывается в два раза ниже тех, что заложены в их долгосрочных договорах. Давление со стороны потребителей, желающих пересмотреть условия контрактов, растет. Многие из них не исполняют взятые на себя обязательства по покупке газа.

К примеру, на протяжении последних месяцев индийская Petronet вела переговоры по пересмотру условий своего соглашения с Катаром: газ для нее стоил $12,7 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ) вместо спотовых $6-6,5 за 1 млн БТЕ. Цена формировалась из расчета средней цены на нефть за 60-месячный период. При этом 60% объемов законтрактованного сырья подпадали под условие «бери или плати». В итоге 31 декабря 2015 г. пришла новость о том, что компании достигли новых договоренностей: цена для Petronet была снижена вдвое, а платить за не купленный в этом году газ на сумму $1,8 млрд вообще не придется (их Petronas согласилась выкупить в будущем). Эксперты Credit Suisse Group считают, что это решение может стать прецедентом для действий других компаний-потребителей катарского СПГ — южнокорейской Korea Gas Corp. и китайской CNOOC Ltd.

На спотовом рынке Катар продает порядка 25% своего сырья. При этом порядка 90% СПГ, который будет произведён в период с 2014 по 2021 гг. уже законтрактовано, что может ограничить влияние страны на спотовом рынке.

Транспортировкой катарского СПГ занимается национальная компания Nakilat. В Азию направляется 72% сырья, в Европу — 23%. Спрос в Азии растет быстрыми темпами, в то время как в Европе наоборот падает.

При этом важно отметить, что несмотря на то, что Катар продолжает вкладывать с отрасль СПГ, в стране в ближайшее время не планируется запуск или строительство новых заводов, которые бы позволили повысить объемы экспорта. Зато серьезные планы есть у Австралии, США, Малайзии, где строится сразу несколько заводов по сжижению газа. Поэтому позиции, которые Катар занимает на данном рынке сегодня, далеко не гарантированы ему в будущем.

Алжир стал одной из первых в мире стран (вместе с США), начавших производить сжиженный природный газ. В стране есть достаточные мощности для производства СПГ, однако они загружены лишь на 50%. Алжир является еще одной страной с постоянно падающей добыче углеводородов, поэтому сырья для сжижения у него попросту не хватает. В 2014 г. эта страна повысила объемы производства СПГ (на 4,7 млн т) по сравнению с 2013 г. Это было сделано за счет модернизации оборудования. Однако общая тенденция по снижению добычи углеводородов в этой стране сохраняется.

В Алжире функционируют два СПГ-завода (всего четыре установки) общей производительностью 24 млн т в год и вместимостью для хранения 1,2 млн т. Кроме введенной в 2014 г. установки, остальные мощности были введены в эксплуатацию в 70-80-х гг. прошлого века. Управляет ими национальная алжирская компания Sonatrach.

Две ближневосточные страны — Египет и ОАЭ — имеют как заводы по сжижению газа, так и по его регазификации. В такой ситуации страны оказались по разным причинам. Египет ранее экспортировал значительные объемы газа, однако его экспортные возможности значительно снизились за последние годы из-за роста потребностей внутреннего рынка и снижения объемов добычи «голубого топлива». Поэтому в Египте инфраструктура для экспорта СПГ появилась еще в 2004 г. Тогда был построен первый из двух заводов по сжижению газа (в порту Думъят). Его мощность составила порядка 5,5 млн т в год. Однако в 2012 г. объект по сути прекратил подготовку топлива для экспорта, потому что сырья просто не хватало.

Второй египетский завод находится в районе города Идку на севере страны, он способен перерабатывать порядка 7,2 млн т сырья в год. В основном оно экспортируется в страны азиатского региона.

Всего за период с 2008 г. по 2013 г. объемы экспорта газа из Египта упали в шесть раз. Интересно, что ранее объемы экспорта природного газа СПГ-танкерами превышали трубопроводный экспорт в пять раз (14 млн куб м в год против 2,8 млрд куб м).

Импорт СПГ Египет начал совсем недавно — весной 2015 г., сразу после получения первой плавучей установки по регазификации и хранению газа. На сегодняшний день эта арабская республика имеет уже две таких установки и в конце 2016 — начале 2017 г. планирует получить в аренду третью. Первые две установки взяты в аренду у норвежских компаний Hoegh и BW Gas (базируется в Сингапуре). Срок аренды — пять лет. При этом первая установка способна хранить 170 тыс. куб м сырья, вторая — 160 тыс. куб. м.

В 2015 г. Египет подписал соглашения с международными компаниями на 33 поставки СПГ. Кроме того, было заключено соглашение с российским «Газпромом» о 35 танкерах СПГ в ближайшие пять лет. В конце октября парламент Египта одобрил подписанный между египетской компанией EGAS и российской «Роснефть» договор о поставках в Египет 24 танкеров с сжиженным газом (3,5 млн тонн сырья в течение двух лет).

Несмотря на такое количество подписанных контрактов по импорту газа, будущее Египта теперь уже как импортера этого топлива не очевидно. Во-первых, после того, как итальянская компания Eni в августе 2015 г. обнаружила у берегов этой страны огромное (по предварительным оценкам) месторождение газа «Аз-Зор», некоторые заговорили о возвращении Египта к роли экспортера природного газа. Так или иначе, необходимо дождаться окончательных результатов оценки извлекаемых запасов этого месторождения, чтобы судить об экспортном потенциале Египта.

Во-вторых, ранее, до обнаружения «Аз-Зор», Египет рассматривал возможность строительства трубопровода для импорта газа с также недавно обнаруженного кипрского месторождения. Глава компании EGAS говорил о том, что Египет планирует, начиная с 2018 г., импортировать из Кипра порядка 20 млн куб. м/день. По его словам, кипрский газ обходился бы Египту дешевле, чем СПГ: $6 за 1 млн БТЕ при покупке сырья из Кипра, против $10 при покупке СПГ.

В Объединенных Арабских Эмиратах также растет потребление природного газа, причем доля этого топлива в энергобалансе страны уже очень высока (90% производства электроэнергии страны). Страна является нетто-импортером газа, даже несмотря на то, что обладает значительными запасами этого сырья (порядка 6 млрд куб. м — шестой показатель в мире).

В ОАЭ функционирует один терминал по приему СПГ (Джебель-Али в Дубае). Запланировано строительство еще одного терминала (в Фуджейре). Через существующий терминал ежегодно поступает 3 млн тонн сжиженного газа из Катара. Причем мощность терминала планируют расширить. В 2016 и 2017 гг. Дубай планирует закупить по 4-6 танкеров с СПГ.

Пропускная способность запланированного терминала в Фуджейре — 3 млн тонн сырья в год. Он должен быть готов к 2018 г. В тендере на строительство терминала участвовали нидерландская BAM International совместно с корейской Samsung C&T и другие компании.

Оман пока является экспортером СПГ, который он продает в Испанию и некоторые страны Азии. Однако, как и во многих других странах региона, потребление «голубого топлива» там растет. Поэтому в местной прессе говорят о том, что, возможно, Оман в скором времени начнет импорт СПГ. Выгодным для него может быть покупка СПГ у соседних ОАЭ или Катара при продолжении экспорта своего сырья на дорогие азиатские рынки.

Ливия перестала нетто-экспортировать СПГ в начале 2011 г., после начала гражданской войны. Ее единственный СПГ-завод был серьезно поврежден. Объект находится в районе Эль-Бурайка (Марса эль-Брега). Стоит отметить, что завод был запущен в далеком по меркам СПГ-индустрии 1971 г. По данным американского агентства EIA, с тех пор его не модернизировали, он работал на половину мощности из-за изношенности оборудования и устаревания используемых технологий.

Похожая судьба постигла инфраструктуру Йемена. Разгоревшийся в 2014 г. конфликт в этой стране привел к остановке функционирования ее нового СПГ-завода Бальхаф (находится на юго-востоке). Объект перестал функционировать в апреле 2014 г. Он был способен перерабатывать 6,9 млн т газа в год. О сегодняшнем состоянии завода говорить сложно. После эвакуации персонала и бегства охраны заговорили о попытках хоуситов захватить объект. Летом 2015 г. СМИ сообщали об обстреле нефтехранилищ, сожжении нефтепродуктов и захвате хоуситами цистерн и оборудования завода.

Сырье на СПГ Бальхаф поступало по трубопроводу длиной 320 км, протянутом из провинции Мариб. Так как объекты нефте- и газодобычи в этой провинции подвергались серьезным бомбардировкам со стороны  коалиции во главе с Саудовской Аравией, можно сделать вывод, что и инфраструктура для доставки сырья на завод Бальхаф серьезно пострадала и будет нуждаться в значительных инвестициях для восстановления работы.

Йеменский СПГ-завод был запущен в эксплуатацию сравнительно недавно — в 2009 г. Таким образом, объект, обошедшийся когда-то стране в $4 млрд, проработал лишь пять лет.

В йеменской прессе осенью 2015 г. сообщалось, что военные возглавляемой Саудовской Аравией коалиции направили дополнительные силы в район СПГ Бальхаф, а также установили охрану вдоль 300-километрового нефтепровода из Бальхафа к НПЗ Сафир.

О будущем заводов по сжижению природного газа в Йемене и в Ливии говорить крайне сложно. Продолжающееся военно-политическое противостояние разных сил внутри этих стран, не позволяет дать какой-либо прогноз. Более того, борьба за власть и борьба за ресурсы в обоих случаях являются параллельными взаимозависимыми явлениями, причинно-следственную связь между которыми определить крайне сложно. С уверенностью можно сказать лишь о том, что в период роста потребления газа в регионе Ближнего Востока (особенно странах Персидского залива) и продолжающемся развитии СПГ-инфраструктуры в регионе (даже в сложный экономический период), Ливия и Йемен упускают свой шанс закрепиться в роли важных поставщиков сырья.

Импортеры СПГ

В июле 2015 г. первый терминал по приему СПГ была открыт в Иордании. Он расположен в порту Акаба. Поставки газа обеспечивает англо-голландская Royal Dutch Shell. Она же в октябре выиграла тендер на поставки 18-20 поставок СПГ в эту страну. Годом ранее также была подписана договоренность о поставках 18-20 танкеров СПГ в год.

Кувейт арендует плавучий терминал для хранения и регазификации СПГ и использует его в месяцы пиковой нагрузки (март — ноябрь). В 2015 г., по данным Reuter’s, эта монархия Персидского залива импортировала 3 млн т сжиженного газа. Владельцем арендуемого терминала является норвежская компания Golar LNG. В будущем правительство планирует продлить аренду уже на круглогодичный период.

В начале 2013 г. свой плавучий СПГ-терминал запустил Израиль. Расположенный в 10 километрах от города Хадера объекта способен регазифицировать 570 тыс. куб. м топлива ежегодно. Оператором проекта является американская компания Excelerate Energy. Осенью 2015 г. в местной прессе писали о том, что Израиль рассматривает возможность строительство второго СПГ-терминала. Однако эта информация пока не была официально подтверждена.

Пакистан пытается решить продолжающийся внутренний топливно-энергетический кризис за счет увеличения импорта СПГ. В стране уже функционирует один терминал по приему этого вида топлива. В октябре 2015 г. правительства Пакистана и Катара договорились об увеличении поставок катарского сырья с 11,3 млн куб. м/день до 17 млн куб. м/день. В более отдаленном будущем стороны хотели бы повысить этот показатель до 55 млн куб. м/день.

СПГ-инфраструктура терминала в Карачи находится не в лучшем состоянии. Есть проблемы с обеспечением необходимых технических условий для приема грузов (недостаточная глубина каналов). Кроме того, некоторые международные компании недовольны платой, которую запрашивает администрация порта. Наконец, Министерство нефти и природных ресурсов и лично министра обвиняли в коррупции при распределении контрактов, связанных с поставками в страну СПГ.

Турция имеет два СПГ-терминала, которые суммарно способны импортировать до 12,2 млн куб. м топлива. Они также оборудованы хранилищами, каждое из которых вмещает более 250 тыс. куб. м газа. Объекты были введены в эксплуатацию в 1994 и 2006 гг. Новых установок для импорта СПГ в стране возводить пока не намерены.

Строящиеся и запланированные проекты

С ноября 2014 г. в Марокко действует дорожная карта по развитию СПГ (LNG roadmap).  Проект общей стоимостью $4.6 млрд предполагает строительство инфраструктуры для хранения, регазификации и транспортировки сжиженного природного газа. В том числе должен быт возведен терминал СПГ в порту Джорф-Ласфар.

Также в конце года в Марокко должны были выбрать победителей тендера на поставки СПГ в страну. Марокко вело переговоры с Россией, Катаром и США, а также с компанией Shell. 70-80% сырья планировалось закупать по долгосрочным контактам, остальное – со спотового рынка. Российская пресса ранее с уверенностью сообщали о том, что поставлять СПГ в Марокко будет именно Россия. В пользу этого говорили и некоторые статьи в крупных марокканских изданиях.

В Бахрейне планируется строительство СПГ-терминала у северо-восточного побережья страны. По словам министра энергетики Абдель-Хусейна Мирзы, терминал будет построен недалеко от порта Халифа ибн Салмана. Первые поставки сырья он должен принять в первом квартале 2018 г. Терминал будет рассчитан на прием 11,3 млн куб. м/день с возможностью расширения до 22,6 млн куб. м/день.

В Кувейте к 2020 г. планируют построить свой собственный терминал по регазификации. Это является составной частью крупномасштабного проекта «Аз-Зор».

Правительство Пакистана рассматривает проект строительства терминалов СПГ в портах Касим и  Гвадар (способные принимать 60 млн куб. м/день). О заинтересованности в участии в проекте говорили российские компании, в том числе «Газпром», рассматривающий возможность поставок СПГ в Пакистан, и «Ростех», который уже заключил соглашение о строительстве магистрального газопровода в этой стране. Строительством СПГ-терминала в порту Гвадар занимаются китайские компании. Они также прокладывают газопровод от этого порта на север страны.

Иран пока не располагает никакой инфраструктурой для экспорта СПГ. Однако по словам министра нефти, она может быть построена в течение двух лет. Такие планы кажутся очень оптимистичными, ведь строительство потребует значительных средств, да и с обещаниями построить СПГ-инфраструктуру правительство страны выступает далеко не в первый раз. Существовало уже как минимум три проекта СПГ-заводов, о которых много говорили, но которые так и не были реализованы.

Вывод

Мировой импорт СПГ в 2014 г. увеличился лишь на 1% по сравнению с 2013 г., оставшись все еще ниже показателей 2011 г. Тем не менее, в мире и, в особенности, в ближневосточном регионе, где страны наращивают потребление природного газа, СПГ становится все более популярным. Особенно красноречиво об этом свидетельствует тот факт, что даже в период снижения доходов и урезания инвестиционных программ, арабские страны не замораживают проекты, связанные с СПГ.

Не зря в 2015 г. Ближний Восток стал одним из лидеров по росту спроса на СПГ: были введены в эксплуатацию терминалы по его приему в Египте и Иордании. Строится терминал в Марокко и планируют возвести терминалы Бахрейн, Кувейт, Пакистан, Иран.

Сложные и крайне запутанные отношения между странами региона тормозят строительство трансграничных трубопроводов.. При этом, как отмечалось выше, потребности в природном газе только растут. Зависимость бюджетов от нефтяных доходов сохраняется на высоком уровне, и борьба за рынки сбыта заставляет страны высвобождать нефть для ее экспорта и изменять свой энергобаланс. Поэтому, если отбросить крайне негативные экономические сценарии, связанные с критическим падением цен на нефть и серьезным спадом экономических способностей стран региона, то сжиженный природный газ, по нашему мнению, имеет там хороший потенциал для развития.

52.31MB | MySQL:103 | 0,708sec