Ситуация Судане и Южном Судане: декабрь 2015 г.

2 декабря южносуданские власти выразили пожелание, чтобы десятки тысяч гражданских лиц, укрывшихся в лагерях Миссии ООН в Южном Судане (Minuss) от геноцида по этническому признаку со стороны как правительственных сил, так и повстанцев, быстро «вернулись в свои жилища», поскольку в августе 2015 года было заключено соглашение о прекращении огня между сторонами южносуданского конфликта. Соответствующее заявление сделал в Совете Безопасности ООН посол Южного Судана при ООН Мадинг Денг. При этом он утверждал, что существующее статус-кво укрывшихся на базах Minuss «неприемлемо». Он пролил «крокодиловы слезы» по поводу «плохих условий жизни» тех, кто укрылся на базах ООН, забыв при этом, что именно базы миротворцев стали последним убежищем для тех, кто пытался спастись от резни как правительственных войск (динка) , так и повстанцев (нуэр).

По имеющимся данным, на шести базах ООН в Южном Судане укрылись 180 тысяч гражданских лиц, как динка, так и нуэр, в зависимости от того, кто контролировал ту или иную территорию. Только в Джубе в двух лагерях ООН уже два года укрываются от бесчинств солдат правительственной армии 27 тысяч человек народности нуэр.

Известно, что в ходе южносуданского конфликта, полыхнувшего 15 декабря 2013 года, «правительственные» войска, представлявшие народность динка, вырезали представителей нуэр, а повстанцы из числа представителей нуэр делали то же самое с динка. При этом страдали главным образом мирные жители, ставшие главными жертвами военных преступлений.

В отсутствие точных данных считается, что за время гражданской войны, начавшейся 15 декабря 2013 года, погибли по меньшей мере 50 тысяч человек. Боевые действия, первоначально охватившие штаты Единство, Верхний Нил и Джонглей, в последующие месяцы начали распространяться и на южные штаты.

Понятно, что ни динка, ни нуэр из числа тех, кто укрылся на базах ООН, не будут торопиться покинуть их. Тем более что несмотря на обещания Джубы соблюдать соглашение о прекращении огня – их вновь озвучил посол Южного Судана при ООН – боевые действия в этой стране не прекращались ни на минуту.

Как заявил в этой связи в Совбезе ООН глава миротворческих операций ООН Эрве Ладсус, «с августа 2015 года соглашение о прекращении огня неоднократно нарушалось обеими сторонами в разных регионах страны». «Мы констатируем, что боевые действия продолжаются с тем, чтобы либо улучшить свои позиции, либо захватить новые территории до начала переходного процесса», предусмотренного соглашением. Он высказался за то, чтобы миротворцы получили дополнительные средства ведения наблюдения и вооруженной борьбы типа вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

8 декабря неожиданно полыхнуло в штате Экваториальный Западный, где за два года гражданской войны боевых действий не отмечалось. По имеющимся данным, там начались столкновения между правительственными силами и формированием местной молодежи Arrow Boys, решившим присоединиться к повстанцам во главе с Риеком Машаром. Эпицентром столкновений стала столица штата город Ямбио, находящийся близ границы с Демократической Республикой Конго.

15 декабря Центральный банк Южного Судана объявил, что прекращает поддерживать фиксированный курс национальной валюты и отправляет ее в «свободное плавание» по курсу, диктуемому рынком. Ранее по фиксированному курсу за 1 доллар давали 2,95 южносуданских фунтов. Но на «черном» рынке 1 доллар стоил свыше 18 южносуданских фунтов. «Отныне все обменные операции должны совершаться по рыночному курсу», — предписывалось в коммюнике Центрального банка. Фактически речь идет о девальвации южносуданского фунта, что безусловно скажется на доходах населения.

В коммюнике Центрального банка отмечалось, что этот непростой шаг предпринят по причине «тяжелых реалий», с которыми сталкивается страна, и в частности, с гражданской войной и падением доходов от экспорта нефти. Одновременно признавалось, что стране будет сложно поддерживать стабильность южносуданского фунта в краткосрочной перспективе в связи с отсутствием «адекватных резервов иностранной валюты».

Из-за гражданской войны добыча нефти в штате Единство полностью прекращена. В штате Верхний Нил, где до войны добывалось до 300 тысяч баррелей в день, добыча сократилась до 165 тысяч баррелей при одновременном резком снижении цен на нефть на мировом рынке.

Решение о введении плавающего курса южносуданского фунта названо «трудным, но необходимым».

15 декабря Совет Безопасности ООН продлил мандат Миссии ООН в Южном Судане до 31 июля 2016 года. При этом он увеличил численность контингента Minuss и расширил полномочия миротворцев. К 12,5 тысячам «голубых касок» добавятся около 600 полицейских и 500 солдат. Миссия будет усилена боевыми вертолетами и неударными беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Вплоть до последнего времени Джуба не разрешала использовать БЛА.

Главными приоритетами Minuss были защита гражданского населения и обеспечение безопасности доставки гуманитарных грузов. Теперь миротворцам предписано осуществлять «эффективную защиту мирного населения и столичной инфраструктуры».

Россия и Венесуэла по каким-то причинам воздержались при голосовании по этой резолюции, остальные 13 членов СБ ООН поддержали ее.

21 декабря делегация повстанцев прибыла в Джубу, что породило очередную надежду на то, что мирное соглашение от 26 августа все-таки будет реализовано. Для того, чтобы прибыть в столицу из восточных районов страны, участники делегации сначала отправились в Эфиопию, и лишь оттуда – в Джубу. В столице они должны были принять участие в переговорах относительно состава будущего переходного правительства национального единства. Р.Машар не значился в составе делегации.

Делегация повстанцев во главе с Р.Машаром должна была прибыть в Джубу на 4 недели раньше, однако это действо было тогда сорвано из-за непрекращающихся боевых действий.

Переговоры в Джубе стартовали 22 декабря. 25 декабря С.Киир сделал все, чтобы сорвать мирное соглашение, предусматривавшее разделение властей в 10 штатах страны, «разбив» их на 28 новых штатов. Против новой «нарезки» страны категорически выступали повстанцы.

Тем временем в Судане 3 декабря 27 мусульман предстали перед судом в Хартуме по обвинению в «ереси», что чревато смертной казнью согласно шариату, по законам которого живет Судан с 1983 года. Главное обвинение в их адрес – они считают Коран единственным источником отправления ислама, и отвергают Сунну  — слова и наставления пророка Мохаммеда. Они также обвиняются в нарушениях общественного порядка. Скорее всего, речь идет о группе суданских шиитов.

В начале декабря стало известно, что после провала переговоров между Хартумом и повстанческими движениями, безрезультатно завершившихся 24 ноября в Аддис-Абебе, все стороны конфликтов в Дарфуре, а также в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил начали готовится к возобновлению боевых действий сразу после завершения сезона дождей, то есть в начале месяца.

Напомним, что боевые действия в Дарфуре велись с 2003 года, в приграничных с Южным Суданом штатах – с 2011 года.

В связи с провалом переговоров с дарфурскими повстанцами и действующим в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил Суданским народно-освободительным движением – Север (СНОД-С) никакой новой даты возобновления диалога, проходившего под покровительством Африканского Союза, не было назначено.

До этого, еще в сентябре 2015 года, президент Судана Омар аль-Башир объявил о прекращении огня на два месяца с тем, чтобы дать возможность повстанцам присоединиться к процессу национального диалога, запущенному Хартумом 10 октября. Тем не менее СНОД-С уже после этой даты обвинила суданских военных в нанесении авиаударов по его позициям.

По общему мнению экспертов, возобновление боевых действий в «горячих точках» Судана принесло бы только страдания мирному населению, но не решило бы проблем конфликтных регионов.

В предыдущие два сухих сезона правительственные силы пытались вести наступательные действия в Южном Кордофане и Голубом Ниле, однако в этих попытках они не смогли установить контроль над горами Нуба, удерживаемыми повстанцами, которые также контролируют господствующие высоты Джабаль Марра.

Завершившийся 24 ноября в Аддис-Абебе диалог между Хартумом и СНОД-С был десятым раундом переговоров между ними. Аналогичные переговоры проходили между дарфурскими повстанцами и второй делегацией центральных властей. После провала переговоров СНОД-С и Хартум обвинили друг друга в укреплении их позиций в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил под прикрытием гуманитарного прекращения огня.

Как известно, Хартум блокирует доставку гуманитарной помощи населению районов, где действуют повстанцы.

В целом, хрупкая стабильность, отмечавшаяся в Судане в предыдущие два месяца, рискует взорваться в любой момент, потому что существующее положение не устраивает ни Хартум, ни повстанцев.

52.21MB | MySQL:103 | 0,641sec