О некоторых результатах визита председателя КНР Си Цзиньпина в Исламскую Республику Иран 22-23 января 2016 г.

Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом в Исламскую Республику Иран (ИРИ) 22 января 2016 г., его встречал министр иностранных дел ИРИ  Мохаммад Джавад Зариф. ВВС ИРИ также выдели несколько истребителей F-14 для сопровождения самолета руководителя китайского государства. В ходе визита председатель КНР Си Цзиньпин провел встречи с президентом ИРИ Хасаном Роухани, духовным лидером Ирана аятоллой Али Хомейни и спикером иранского парламента Али Лариджани.

По словам президента ИРИ Х.Роухан визит главы китайского государства как представителя страны-участника переговоров по иранской ядерной программе (ИЯП) подтверждает дружественный характер отношений двух стран. Официальный Тегеран благодарен китайским партнерам за поддержку, помощь и вклад в дело политического урегулирования вопросов по ИЯП.

В рамках встречи руководители двух стран подписали «Совместное заявление об установлении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между ИРИ и КНР», договорились поддерживать тесный диалог по вопросам политического, культурного и экономического сотрудничества. Стороны подписали «Меморандум о взаимопонимании по совместному продвижению Экономического Пояса Шелкового Пути и Морского Шелкового Пути в 21-ом веке». Кроме того, Си Цзиньпин и Хасан Роухани провели консультации по вопросам расширения сотрудничества в сфере науки и техники, культуры, туризма и национальной обороны. В целом по результатам визита Си Цзиньпина в Иран было подписано 17 документов о сотрудничестве в таких областях, как энергоресурсы, электроэнергетика, финансы, связь и телекоммуникации. Также обсуждались внешнеполитические вопросы: совместная борьба с террористической угрозой, обстановка на Ближнем Востоке (БВ).

По мнению заместителя директора НИИ международных вопросов КНР Го Сянгана, основная цель визита Си Цзиньпина – привлечение руководства ИРИ  к участию в китайском плане «Один пояс, один путь», который обеспечит устойчивое экономическое развитие в условиях нестабильных цен на нефть – основный экспортный продукт Исламской Республики. Действительно, Х.Роухани отметил, что официальный Тегеран готов к активному сотрудничеству в рамках стратегического плана «Один пояс, один путь».

По мнению и.о. директора НИИ экономики Народного университета КНР Ван Вэня, председатель КНР Си Цзиньпин посетил Иран именно в заключительной части своей поездки по Ближнему Востоку, поскольку эта страна является «центральным» звеном в китайском стратегическом плане «Один пояс, один путь».  Ван Вэнь отмечает, что по данным статистики ВВП ИРИ в 2014 г. зафиксирован на уровне 514,821 млрд долл. США, т.е. по этому показателю Иран находится на втором месте среди стран БВ и на 23-м месте в мировом рейтинге, причем этого результата официальный Тегеран смог добиться даже в условиях масштабных санкций стран ЕС и США. Китайский специалист полагает, что ИРИ располагает серьезным кадровым потенциалом, что положительно скажется на экономическом развитии страны при достаточном объеме финансирования.

По мнению заместителя председателя Ирано-китайского торгового совета Маджид-Реза Харири, Пекин и Тегеран должны максимально расширять сотрудничество, иранская сторона надеется на масштабные китайские инвестиции в размере 30 – 50 млрд долл. США уже в 2016 г. Приоритетными сферами развития являются автомобильные и железные дороги, аэропорты, а также создание предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, производству мебели и одежды.

По мнению министра экономики и финансов ИРИ Али Тайебния,  визит председателя КНР Си Цзиньпина имеет важное политическое и экономическое значении: подтверждает намерение китайского политического и экономического руководства устойчиво развивать торгово-экономическое сотрудничество с Ираном по разным направлениям и увеличивать объем двусторонней торговли на 10–15% ежегодно. Залогом успешного взаимодействия двух стран является богатая история сотрудничества и желание деловых кругов двух стран извлекать большую выгоду в условиях отмены санкций. Однако следует подчеркнуть, что в свете ракетных испытаний, проведенных ИРИ, две китайские компании оказались в «черном» списке Запада.

Очевидно, что официальный Тегеран возлагает серьезные надежды на инвестиции из Поднебесной, объем которых за последующие 10 лет должен составить около 50 млрд долл. США, при совместных усилиях объем двусторонней торговли к 2025 г. должен составить 600 млрд долл. США. Примечательно, что в 2014 г. объем двусторонней торговли ИРИ и КНР составил около 50 млрд долл. США, это наводит на мысль, что озвученные выше цифры, скорее всего, «неоправданные надежды» иранских чиновников и бизнесменов.

При анализе китайско-иранских отношений следует обратить внимание на военно-техническое сотрудничество двух стран. Китайский ВПК в течение последних 20 лет передавал иранским коллегам образцы вооружений и технологий, которые оказались полезны для поддержания боеготовности ВС ИРИ и предотвратили возможную военную интервенцию США. Кроме того, официальный Пекин обеспечивал сотрудничество ИРИ и КНДР в области атомной энергетики и разработки ядерного оружия. Вероятно, что в одном из портов Ирана будет создана военно-морская база ВМС НОАК, которая будет обеспечивать деятельность надводных кораблей и подводных лодок, осуществляющих патрулирование в западной части Индийского океана.

Следует отметить, что в ходе официального визита в КСА, АРЕ и ИРИ председателя КНР сопровождали члены Политбюро ЦК КПК Ли Чжаньшу, Ван Хунин и Ян Цзечи. Последний является руководителем рабочей группы по внешнеполитическим вопросам ЦК КПК.

С учетом вышесказанного, очевидно, что официальный Пекин постарается воспользоваться моментом снятия санкций с Ирана и оперативно увеличить свое экономическое присутствие в стране. Очевидно, что китайские компании получат доступ как к традиционным сферам – нефте- и газодобыче и переработке, так и будут сотрудничать с иранскими партнерами в области высоких технологий, культуры и туризма, связи и коммуникаций. Также ожидается, что таможенные службы двух стран начнут работу по согласованию тарифов и пошлин на товары и услуги для обеспечения развития двустороннего товарооборота.

В целом и иранские и китайские политологи отмечают, что Пекин и Тегеран добились серьезных успехов в сотрудничестве за 45 лет дипломатических отношений, несмотря на то, что многие годы в отношении ИРИ со стороны Запада действовали серьезные санкции.

52.19MB | MySQL:103 | 0,595sec