О продолжающихся усилиях Турции по примирению с Израилем

Не дожидаясь решительных действий со стороны Израиля, турецкое руководство на днях пошло на новый шаг с целью демонстрации своего интереса к восстановлению отношений с прежним партнером. Им стала прозвучавшая в местных СМИ перспектива назначения на должность главы дипломатического представительства Турецкой Республики в Государстве Израиль Генерального директора турецкого МИДа по Ближнему Востоку К.Диздара. Высокий ранг предполагаемого турецкого посла, по всей вероятности, должен был продемонстрировать серьезность и долгосрочность намерений Анкары по выведению турецко-израильских отношений на докризисный уровень.

Надо отметить, что власти Израиля, как минимум официально, пока воспринимают сложившуюся ситуацию с меньшим энтузиазмом. Заметно это, прежде всего, по заявлениям израильского премьер-министра Б.Нетаньяху, в последние несколько недель активно беседовавшего с представителями СМИ. Внешнеполитическое ведомство, в свою очередь, проявляет большую заинтересованность в контактах с государствами, которые ранее не взаимодействовали с Израилем. Объясняется это обстоятельство разными группами причин. Во-первых, несмотря на показную расположенность к Израилю и попытки убедить его руководство в том, что восстановление союза двух государств пойдет на пользу как двусторонним отношениям, так и региону в целом, Анкара не отменяет условий, выдвинутых для сближения. Это касается, прежде всего, требования снять блокаду с сектора Газы. Израильское правительство, оказавшееся под давлением, связанным с попытками посредников начать очередной раунд переговоров с Палестинской национальной администрацией (ПНА), вряд ли стремится к тому, чтобы пойти на уступки ХАМАСу. Во-вторых, продолжая региональную тематику, нельзя не отметить разногласий в отношениях Турции и Египта. Они возникли после свержения правительства «Братьев-мусульман» во главе с М.Мурси, в поддержку которого выступила Турция. Учитывая риторику Б.Нетаньяху на Давосском форуме, где он вновь высказался за союз с умеренными региональными режимами и, прежде всего Египтом, это обстоятельство способно превратиться в еще одно препятствие на пути к восстановлению прежних израильско-турецких связей. В-третьих, безусловно, следует учесть изменения на российско-турецком треке, которые оказывают влияние на позицию израильских властей. Все это заставляет руководство государства сдержанно отвечать на очередной шаг Турции. Впрочем, по мнению представителей западных СМИ, наличие данных препятствий не означает, что стороны не идут по пути преодоления разногласий, не выставляя свои намерения на суд общественности. Происходит это потому, что в нормализации с Анкарой есть и преимущества. Касаются они международно-правовой ситуации, чья природа по-прежнему неоднозначна и зачастую строится по-новому в каждом конкретном случае. Накладывая на себя обязательство отказаться от преследования израильтян, участвовавших в инциденте с «Мави Мармарой», Турция способна избавить израильское руководство от некоторых проблемы. Кроме того, взаимодействие открывает дополнительные возможности для вызывавшей  споры стратегии Израиля на газовом рынке.

Таким образом, президент Турции Р.Т.Эрдоган, осознавая, что его страна сегодня находится не в том положении, чтобы полностью диктовать условия, сама идет на шаги, демонстрирующие интерес к примирению. Впрочем, складывающаяся ситуация является неоднозначной. С одной стороны, несмотря на особое внимание к ближневосточной проблематике, правительство Израиля не включает примирение с Турцией в число своих приоритетов. В этом можно заметить влияние России, с которой Б.Нетаньяху стремиться считаться. Несмотря на то, что взаимодействие Турции и Израиля прежде входило в число пунктов американской стратегии на Ближнем Востоке, Вашингтон, позитивно оценивший перспективы примирения, в целом в состоянии поступиться этой задачей ради более весомых направлений. К таковым, к примеру, относится необходимость обновления меморандума о взаимопонимании с Израилем. Немаловажно и то, что Турция, позиционирующая себя как партнера, жизненно необходимого с точки зрения региональных реалий, выдвигает слишком много условий для примирения. Учитывая специфику заявленных требований в сочетании с общим отсутствием расположенности вести диалог в заранее заданных рамках, израильскому правительству есть о чем задуматься. Сложившаяся ситуация в целом позволяет Израилю не ускорять процесс нормализации, не выходя при этом за рамки принципиальных для России и США моментов. Турция, получающая упреки за контакты с «Исламским государством», борьба с которым превратилась в одну из важнейших задач мировых задач, с трудом может быть включена в число «умеренных режимов», о важности сотрудничества с которыми неоднократно заявляли израильские политические и государственные деятели. С другой стороны, по сути Р.Т.Эрдоган заинтересован, скорее, получить, а не предложить что-то своему экс-союзнику, что в израильских военно-политических кругах осознают. Как следствие, в сложившейся ситуации Израиль предпочитает не афишировать своих контактов с Турецкой Республикой, вероятно, оставляя этот вариант регионального взаимодействия на случай изменений в уже сформированной стратегии. Данное обстоятельство, впрочем, не мешает скрытому обсуждению возможного примирения, если оно будет сочтено перспективным.

52.2MB | MySQL:103 | 0,619sec