Совершенные 15 января с.г. две атаки террористов на два нефтепровода в нигерийском городе Барри в штате Дельта ряд экспертов уже поспешили назвать попыткой «Боко харам» (или «Вилает Южный Судан» «Исламского государства» (ИГ)) серьезно нарушить нефтедобычу в Нигерии и тем самым серьезно расстроить систему поступления нефтедолларов в казну Абуджи. Сразу разочаруем – сторонники ИГ в данном конкретном случае ни при чем. «Боко харам» действует в основном сейчас в районе озера Чад, для чего использует лагеря нигерийских беженцев в качестве своих тыловых баз. В дельте р.Нигер, где сосредоточены основные нефтяные поля, действуют боевики сепаратистской местной племенной группы, которая ранее называлась «Движение за эмансипацию дельты Нигера» (ДЭДН). К радикальному исламизму она имеет мало отношения, и все разговоры о том, что эти две группировки могут объединиться с целью совместного похода на Абуджу, мы оставляем, как теоретические. В том числе и по причине того, что основным костяком этих группировок являются различные племенные группы с разной конфессиональной принадлежностью. Если рассматривать последние по времени нападения, то отметим, что их целью было сорвать работу вновь запущенного нефтеперерабатывающего завода в Барри мощностью 25 000 баррелей в сутки. Причина — выдача центральными властями Нигерии ордера на арест одного из главных фигур в ДЭДН по имени Томполло. Его обвиняют в коррупции при покупке земельных участков в дельте р.Нигер на сумму 65 млн долларов. В этой связи эксперты задаются вопросом — сможет ли эта ситуация возвратить страну к тем временам, когда ДЭДН регулярно совершала нападения на нефтепромыслы и похищала иностранных специалистов. И по большинству анализов выходит, что этот сценарий выглядит маловероятным.
Нынешняя вспышка насилия стала первой после амнистии и инкорпорации ДЭЛН в государственно-административное устройство страны, которую осуществил бывший президент Г.Джонатан. При этом, естественно, закрыв глаза на различные финансовые «шалости» полевых командиров ДЭДН. Эта безнадежная коррупция и является главным условием «эмансипации» штата Дельты с точки зрения повстанцев. Нынешний президент М.Бухари никакими обязательствами не связан и пытается кардинально искоренить все неприятное наследство своего предшественника. В том числе и путем подрыва его позиций среди сепаратистов ДЭДН. Последняя в середине-конце 2000 годов представляла собой рыхлый конгломерат различных этнических локальных группировок, которые боролись и с центральным правительством, и зачастую друг с другом. При этом практически все они имели своих «покровителей» на высших этажах центральной исполнительной власти. Среди основных полевых командиров можно отметить помимо уже упомянутого Томполло таких, как Атеке, Собому Джорджа и генерала Бойлоафа. Номинальный «главнокомандующий» ДЭДН Генри Оках был арестован в 2010 году в ЮАР по обвинению в организации покушения на нигерийского президента путем подрыва автомашины. После этого началась усиленная фрагментация группировки и затухание ее террористической активности. Началась амнистия и в результате ее выиграл, прежде всего, Томполло. Его отряды получили от Абуджи эксклюзивное право сопровождать туристов, охранять нефтепромыслы и торговать участками земли в Дельте. Его этническая опора в лице племени иджау получила миллионы долларов для того, чтобы ополчение сложило оружие.
После ухода Г.Джонатана и прихода М.Бухари в среде элиты штата Дельта стали расти опасения относительно того, что новый президент поменяет правила игры. Тем более, что у него есть собственные союзники среди бывших полевых командиров ДЭДН. Обстоятельство серьезной фрагментации группы по этническому признаку обуславливает и локальность угроз Томполло серьезно осложнить ситуацию и атаковать нефтепромыслы. Во-первых, он не в состоянии проявлять серьезную военную активность за пределами своего родного Барри. Во-вторых, остальных полевых командиров бывшей ДЭДН мало волнуют проблемы уголовного преследования Томполло и его отстранения от кормушки. В третьих, М.Бухари сумел привлечь ряд представителей племен из дельты р.Нигер в новый состав правительства. Нигерийские военные в ответ на теракты тут же развернули в штате группы войск спецназначения, и это по некоторым данным даже подвигло Томполло на поиск контактов с центральными властями с целью достижения компромисса и заключения сделки со следствием.
Так что ожидать какого-то крупного проявления недовольства и возвращения ситуации с безопасностью в сфере добычи нигерийской нефти в середину 2000 годов, не стоит. Как и создания террористического интернационала между ДЭНД и «Боко харам». Единственным минусом всей этой ситуации является отвлечение сил федерального центра от борьбы именно с исламистами в районе озера Чад. Пока не удается в достаточно в эффективной форме и предотвращать атаки террористов-смертников на цели в местах скопления населения. Тем не менее, абсолютно понятно, что «Боко харам» начинает серьезно уступать инициативу правительственным войскам, которые усилены американскими беспилотниками и группой спецназа. Повстанцы переходят к чисто террористической войне без попыток крупномасштабных наступательных действий. С учетом этнического, а не конфессионального характера деятельности «Боко харам» ситуация может стать тягучей и характеризоваться долговременным сценарием повстанческой войны. Но при этом в четко локальных областях страны ограничить конфликт и «подморозить» его — это основная задача М.Бухари на современном этапе. Особенно с учетом того, что основные союзники по борьбе с исламистами в лице Нигера и Мали демонстрируют наличие серьезных внутренних проблем, которые объективно мешают им в полной мере участвовать в коалиции. В этих странах обострилась борьба внутри властных верхушек: в Нигере недавно сорвана попытка государственного переворота (под этим предлогом просто ликвидирована группа наиболее активной оппозиции), в Мали продолжаются разногласия с туарегами и сторонниками прежней власти. Чадский корпус, который составлял основу этой коалиции, практически полностью перебазирован на границы своей страны. Все это вынуждает М.Бухари в большей степени полагаться на собственные ресурсы, искусство межплеменной дипломатии и помощь со стороны американцев. Что он и делает, разными путями укрепляя централизацию Нигерии.