Ливия: о противоречиях в силовом блоке правительства национального единства

Новое правительство национального единства в Ливии продолжает сталкиваться с проблемами поддержания безопасности в стране. Три атаки за менее чем месяц на один из крупнейших нефтяных терминалов страны Рас-Лануф это убедительно демонстрируют. Основной задачей нового главы правительства в лице Фаеза Сарраджа остается глобальная задача сформировать министерский пул таким образом, чтобы уловить расклад основных политических и племенных сил в стране. Но все ливийские кланы и племенные группы все равно не получат того, что они хотели, и в данном случае перед Ф.Сарраджем стоит цель «не объять необъятное», а «объять» те основные племена и кланы, которые будут в состоянии поддерживать хоть какую-то иллюзию стабильности и баланса сил. Назначение на пост министра обороны Ибрагима аль-Баргатхи уже, похоже, спровоцировало напряжение в отношениях нового правительства с одним из влиятельных полевых командиров на востоке Ливии, бывшим главнокомандующим вооруженных сил Тобрука генералом Х.Хафтаром. В теории Х.Хафтар должен был синхронно с объявлением состава правительства национального единства с 19 января с.г. передать свой пост одному из своих заместителей, что, как предполагалось, должно его полностью удовлетворить. Но это совсем не так на практике. По крайней мере, именно глубинным недовольством Х.Хафтара будущей кандидатурой министра обороны можно объяснить недавний демарш по отставке его представителя Али аль-Шатрани из Президентского совета и отказом последнего утвердить состав нового правительства. Причина в данном случае проста. Х.Хафтар опасается того, что И.аль-Баргхатхи, имеющий репутацию убежденного антиисламиста, может и в состоянии перехватить у него лидерство в вооруженном сегменте на востоке страны. Того самого, который, собственно, и провозгласил своей целью ликвидацию исламистской инфраструктуры в Бенгази и ее окрестностях. Такой вариант вполне реален, поскольку сам Х.Хафтар, несмотря на весь свой первоначальный запал и материально-техническую (а в ряде случаев — и прямую военную) поддержку со стороны Каира, так и не смог кардинальным образом зачистить Бенгази от исламистов. Как и ликвидировать еще один исламистский анклав на востоке Ливии в городе Дерна.

Новый министр обороны, как и большинству министров правительства национального единства, еще предстоит доказать свою реальную силу. Для этого у него есть хорошие стартовые позиции. Начнем с того, что И.аль-Баргхатхи является представителем очень мощного клана в Киренаике. Родился в 1968 году, окончил военное училище в Бенгази, где он и провел детство и юность. В отличие от Х.Хафтара, который имеет очень мутную биографию и сомнительный шлейф армейского дезертира и связей в прошлом с ЦРУ США, И.аль-Баргхатхи является активным участником т.н. «ливийской революции» по свержению М.Каддафи и возглавлял штурм военного лагеря Аль-Бу Омар в Бенгази. И самое главное — ему в большей степени доверяют на Западе, где считают Х.Хафтара сторонником деструктивной линии и подозревают его в амбициях стать «вторым Каддафи». При этом смену приоритетов Каира, который уже давно, практически открыто, ставит на Х.Хафтара, ожидать в ближайшее время не приходится. А это означает, как минимум, продолжение войны личных амбиций между Х.Хафтаром и И.аль-Баргхатхи.

Кроме того, оба этих влиятельных полевых командира не приемлют нового министра внутренних дел Арефа аль-Ходжу, который является представителем двух влиятельных исламистских лидеров Омара Хадрауи и Халеда аль-Шарифа, контролирующих сейчас Триполи. Это назначение, которое лоббировал специальный представитель ООН по Ливии М.Коблер, должно дать возможность установить в Триполи режим наибольшего благоприятствования для функционирования нового правительства и вообще перевести триполитанские кланы под его юрисдикцию. Над этой темой очень активно сейчас работает военный советник Коблера П.Серра, который проводит постоянные консультации то с военным советом Триполи, то с Президентским советом. В частности, по итогам переговоров был образован некий временный Совет по безопасности, который возглавляет генерал Абдул-Рахман аль-Тамими и  состоящий из 18 членов. Все они в основном представляют различные отряды исламистской коалиции «Рассвет Ливии». Таким образом, и Х.Хафтрау, и И.аль-Брагхатхи предстоит иметь дело с А.аль-Ходжей, который к тому же еще и является креатурой «человека номер два» в Президентском совете и реальным руководителем Мисураты Ахмеда Майтыга. Кстати, последний уже назначал А.аль-Ходжу министром внутренних дел в 2014 году. Правда, продержался он на этой должности недолго.

Таким образом, Ф.Саррадж вынуждено отдал весь силовой блок нового правительства политическим тяжеловесам, на которых он имеет мало влияния. Сам же он сумел сосредоточить в своих руках контроль над сферой иностранных дел. Новый министр иностранных дел Мирван Абу аль-Срейвелл, который до этого занимался вопросами гражданского общества в правительстве в Триполи, реального политического веса не имеет. Тем более, что сама сфера иностранных дел размыта в новом правительстве между тремя министерствами. Есть еще министр международного сотрудничества Махмуд Фаррадж аль-Махджуб и министр по вопросам арабских и африканских стран Салем Эмхемед. Все же ключевые контакты с ЕС, США и тем же М.Коблером  Ф.Саррадж очень предусмотрительно «замкнул» на себя. Ожидается, что в этой связи он в самом скором времени начнет активный диалог с европейцами и американцами об оказании срочной военной помощи в связи с возросшей активностью «Исламского государства» в районе Сирта. При этом эксперты не ожидают какого-то глобального вхождения военных контингентов западных стран в Ливию. Скорее всего, вновь возникнет вопрос на тему снятия оружейного эмбарго с Ливии и ужесточения морского патрулирования кораблями НАТО ливийского побережья.

52.24MB | MySQL:103 | 0,554sec