Курдский фактор осложняет для Турции участие в женевских переговорах

Сирийская курдская Партия демократического союза (ПДС) не будет приглашена на переговоры по Сирии в Женеве. Об этом сообщил 27 января министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. «Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура сообщил мне, что не направлял приглашения Партии демократического союза. С этой партией возникли проблемы», — сказал Фабиус в интервью парижской радиостанции «Франс кюльтюр». Стаффан де Мистура также подтвердил Л.Фабиусу, что в переговорах будет участвовать оппозиционная группа, которую поддерживает Эр-Рияд. Таковы, примерно, контуры того компромисса, который достигли между собой США и Россия по вопросу формирования переговорного пула по теме выхода из сирийского кризиса. Это, помимо допуска к переговорам просаудовской группы «второго порядка», и отказ от участия в переговорном процессе на этом этапе сирийских курдов, что грозило бойкотированием его со стороны Анкары. Последняя подошла к «красной линии» в этом вопросе. Допуск представителей ПДС к переговорам в Женеве будет означать фактически их легитимизацию в качестве международно-признанного игрока. Для Турции это будет де-факто началом нового этапа их противодействия на сирийском направлении, причем в условиях отказа Запада от идеи своего участия в создании лоббируемой турками т.н. «зоны безопасности» в районе от Джараблуса до Аззаза и возникновения сильного курдского плацдарма фактически на всем протяжении сирийско-турецкой границы. К этому необходимо прибавить нынешние успехи сирийских правительственных сил, которые выбили лояльные Анкаре отряды туркоманов из Латакии. Туркоманские формирования, на которые в турецких спецслужбах делают особую ставку, теперь сосредоточены исключительно в той же зоне Джараблус-Аззаз. Переход сирийских курдов через Евфрат будет означать фактическое объявление войны, поскольку тогда они начнут напрямую угрожать логистике именно в этой зоне. Помимо нее существует еще несколько коридоров материально-технического снабжения лояльных Турции групп, но они гораздо менее эффективные.

Опасения турецкой стороны усиливаются на фоне докладов национальной разведслужбы МИТ, которая сообщила, что в распоряжении курдских отрядов ПДС появилось недавно большое количество гранатометов РПГ-7 российского производства. Более того, по данным турецкой разведки в скором времени можно ожидать и появление у сирийских курдов более современных российских противотанковых комплексов (ПТРК) «Корнет». При этом турецкая разведка не смогла запеленговать и зафиксировать конкретные схемы взаимодействия России с курдами на этом направлении. Это побудило Анкару сделать информационный вброс с целью прощупать позицию Москвы по этому вопросу. Ответ был изящным – «Россия снабжает, собственно, как и другие западные страны, оружием иракские формирования пешмерга». Таким образом, стрелки плавно переводятся на вроде бы союзника Анкары в лице лидера Иракского Курдистана (ИК) Масуда Барзани. Также напомним, что в период обороны курдского анклава Кобани от «Исламского государства» (ИГ) много иранского оружия (естественно, российского производства) было переброшено американскими транспортными самолетами курдскому ополчению. Но если вдруг представить, что Москва начинает пока потихоньку снабжать отряды ПДС оружием, то это означает только одно — никакого потепления отношений между Анкарой и Москвой ожидать в среднесрочной перспективе не приходится. Президент Турции Р.Т.Эрдоган выводится в ряд политических лидеров, с которыми дело в Кремле иметь не будут ни при каких обстоятельствах. Хотя разовые поставки РПГ-7 курдам могли носить и характер «утешительного приза» за отказ от участия в переговорах в Женеве. Но, повторим, что точных данных, что называется на профессиональном языке «фактурой», у турецкой разведки пока нет. Разговоры о намерениях России организовать вторую авиабазу в курдском Камышлы получило опровержение Москвы. А десант на аэродром в районе этого города представителей российских инженерных войск, который еще надо подтвердить, может быть вызван и простой технической разведкой возможности этого аэродрома принимать тяжелые транспортные самолеты. Расценим это пока, как факты жесткого давления на Турцию со стороны России по вопросу участия в переговорах в женевском формате. Как и последние по времени заявления министров обороны Греции и Израиля, которые дружно обвинили Турцию в покупке у ИГ нефти.

Осложняется эта ситуация для Турции еще и тем, что США играют на два фронта. С одной стороны — ведут переговоры с Анкарой об организации тесного взаимодействия на уровне ВВС. По некоторым данным, в рамках предстоящего визита в Турцию командующий Центрального командования ВВС США генерал Ч.Браун намерен поднять вопрос перед турецкой стороной о задействовании американскими ВВС базы в Диярбакыре. В обмен американцы готовы предложить взаимодействие с турецкими коллегами в зоне Джараблус-Аззаз в рамках противостояния ИГ. Естественно, только с воздуха. Одновременно 29 февраля с.г. в Турцию с трехдневным визитом ожидается секретарь по внутренней безопасности США Д.Джонсон, который намеревается обсудить вопросы технической поддержки по укреплению и техническому оснащению сирийско-турецкой границы.

Но это с одной стороны. А с другой — продолжаются контакты американцев с сирийскими курдами. Здесь и направление более трехсот военных из войск специального назначения в области, контролируемые отрядами ПДС «для оказания консультативной помощи». И возня в отношении расширения взлетных полос в провинции Хасеке, дабы можно было сажать транспортные самолеты «Геркулес». Уверения Пентагона о том, что войска США не планируют «брать под контроль» аэродромы в Сирии, служит слабым утешением для Анкары. Для того, чтобы перебрасывать оружие и боеприпасы, не надо брать аэродром под контроль. Достаточно, что его будут контролировать курды под присмотром американских инструкторов. Для Вашингтона непозволительно проиграть соревнование Москве по вопросу влияния на курдский сегмент сопротивления. А именно эта тенденция стала явно просматриваться в последнее время. Переброска грузов и вооружения явно будет осуществляться в рамках подготовки операции по взятию сирийской «столицы» ИГ Ракки, что пока тормозится позицией Анкары и недостаточной экипировкой курдского ополчения. Как представляется, именно об этом американские военные, прежде всего, будут вести речь с турецкими коллегами во время своих визитов в Турцию. И именно этот момент, щекотливый для турецкого руководства, и кроется под туманной формулировкой «установление более тесной координации в рамках борьбы с ИГ».

52.22MB | MySQL:103 | 0,534sec