Ливия: правительство национального единства не может приступить к работе

Парламент Ливии вынес вотум недоверия новому ливийскому правительству национального единства. Об этом сообщил телеканал «Аль-Арабия». По его данным, собравшийся в Триполи на заседание законодательный орган страны, в повестке которого был единственный вопрос — утверждение нового кабинета министров, «отказал в доверии новому правительству». Вместе с тем, депутаты парламента, находящегося в городе Тобрук, предложили создать «урезанное» правительство, в которое вошли бы 17 министров. 32 министра полагается парламентариями «избыточным числом, которое размывает племенную основу власти». Сильная формулировка, за которой скрывается банальная причина: удалить от власти представителей более мелких племенных групп и сконцентрировать власть в руках наиболее представительных. Также сообщается, что депутаты одобрили Схиратские соглашения, «за исключением восьмого пункта», в котором, в частности, и говорится о принципах формирования нового кабинета министров. В начале прошлой недели Президентский совет Ливии, расположенный в Тунисе, объявил о формировании состава правительства национального единства, призванного объединить конфликтующие фракции и политические силы страны. В кабинет, возглавляемый известным бизнесменом Фаизом Сарраджем, вошли 32 министра. То есть, иными словами, парламент в Тобруке, чьи полномочия, к слову говоря, истекли еще в прошлом году, пытается трансформировать идею создания национального правительства и план ООН. В корне противоречий — фронда сторонников «главнокомандующего вооруженными силами» Тобрука генерала Х.Хафтара, которые хотят, чтобы Военный совет (орган создан синхронно с правительством национального единства для обеспечения его деятельности с точки зрения безопасности) был распущен или, по крайней мере, продолжал действовать совместно с Х.Хафтаром. Вещь абсолютно деструктивная, поскольку двух главнокомандующих в армии точно не бывает. Военный совет в свою очередь набран из ярых оппонентов Х.Хафтара как с востока, так и с запада страны, и уходить никуда не собирается. Это одно из основных условий инкорпорации триполитанских и мисуратовских кланов в мирный процесс. При этом, как всегда и бывает в таких случаях, в парламенте в Тобруке среди депутатов идет активный процесс размывания фронды, перебегания «ветреных» депутатов из одного лагеря в другой, и т.п. Так в частности, недавно к оппонентам генерала Х.Хафтара перебежал его пресс-секретарь, объяснивший свое решение тем, что генерал поддерживает идею об организации  иностранной интервенции в страну под предлогом борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Более сплоченным в парламенте Тобрука выглядит лагерь сторонников племенного вождя И.Джадрана, который контролирует т.н. «нефтяную полицию» и активно играет на противоречиях разных векторов политического сообщества страны с целью создания для себя лично оптимальных условий для взимания платы «за охрану нефтяных участков и трубопроводов». Правительство национального единства в этой связи вынуждено балансировать между разными силами, однако имея в виду лоббирование все-таки своих креатур в силовом блоке. В частности, оно пытается выдвинуть на пост главнокомандующего полковника Фараджа Бараси. Он считается более нейтральной фигурой, нежели чем Х.Хафтар, и пользуется авторитетом среди племенных групп Восточной и Западной Ливии. Ранее Ф.Бараси воевал совместно с Х.Хафтаром, однако последний уволил его с поста командующего зоной «Зеленая гора» в феврале 2015 года. Естественно, под благовидными предлогами кражи Ф.Бараси примерно 375 тыс. долларов США, участия его в разрушении домов мирных жителей и похищениях. Спустя месяц после этого Ф.Бараси уже сформировал сепаратное подразделение быстрого реагирования в тесном взаимодействии с рядом авторитетных полевых командиров с запада страны. Опять же по некоторым данным в июне 2015 года Ф.Бараси помирился с Х.Хафтаром и вновь перешел под его командование. Кстати, у Ф.Бараси, в отличие от Х.Хафтара хорошие отношения с вновь назначенным министром обороны М.аль-Баргхатхи. Последний даже покровительствовал ему и пытался назначить его на высший командный пост. Военный же совет стремится пролоббировать на эту должность своего ставленника Юниса Бакхамада, который является антагонистом Х.Хафтара и командует сейчас силами спецназа.

На фоне всего этого активизировались слухи о возможной военной операции американцев и сил НАТО в Ливии. Вашингтон и его союзники могут в течение нескольких недель начать военную кампанию против боевиков террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) в Ливии. Об этом говорится в статье, опубликованной в электронной версии американской газеты «Нью-Йорк таймс». По сведениям источников издания, Пентагон уже начал собирать значительно больше, чем раньше, разведывательных сведений об этой стране в Северной Африке. Военная кампания может предполагать «нанесение авиударов и действий элитных американских подразделений». Газета отмечает, что поддержку Вашингтону, как ожидается, окажут, в частности, Великобритания, Франция и Италия. По оценке «Нью-Йорк таймс», администрация президента США Барака Обамы планирует «открыть третий фронт в войне против ИГ», не проведя консультации в Конгрессе относительно рисков, которые с этим связаны. Поводом для таких предположений стала высадка нескольких десятков военных советников из США, Великобритании и Франции на военной базе «Гамаль Абдель Насер» южнее Тобрука. Честно говоря, насчет прямой военной операции против ИГ в Ливии со стороны западных стран существуют большие сомнения. Скорее всего, эти военные необходимы в качестве инструкторов и наводчиков авиации. Но прямая интервенция мало реальна по нескольким резонам. Первый и главный — непонятна конечная цель этой военной операции. ИГ действует несколькими группами и даже в районе Дерны и Сирта, которые считаются ее традиционными оплотами, у них нет сплошного контроля. Они вынуждены взаимодействовать с разной степенью успеха с местными племенами. А воевать против племен есть самое глупое в этой ситуации, поскольку это бесперспективно. Штурмовать Триполи или Бенгази — тоже непонятная затея. Но самое главное непонятно, на кого надо опираться в этой связи. Так что, в данном случает на Западе пойдут по максимально мягкому пути воздействия на ситуацию — это и разовые операции спецназа, конечно, но главное — политический прессинг. Например, введение персональных санкций против наиболее активных противников плана ООН по созданию правительства национального единства. Таких как, например, представители Триполи Х.аль-Свейли или Н.Абу Сахмейн. Участвовать же в прямых боестолкновениях для американцев — самый плохой вариант воздействия на ситуацию. Что они делать не будут. Тем более, что сторонников иностранной военной интервенции среди ливийцев крайне мало.

62.83MB | MySQL:102 | 0,497sec