Некоторые направления взаимодействия КНР с Ираном и Египтом

Сотрудничество КНР и Ирана

В настоящее время Иран является третьим поставщиком нефти в КНР (10% от нефтяного импорта Китая), в свою очередь, китайские компании в основном поставляют в эту страну Ближнего Востока (БВ) продукцию тяжелого машиностроения, оборудование для сферы транспорта, химических производств и легкой промышленности. Следует отметить, что только за 2013 г. КНР инвестировала в промышленность и базовую инфраструктуру Ирана 745 млн долл. США. Под базовой инфраструктурой в Поднебесной понимают автодороги и ж/д, которые гарантируют устойчивое развитие экономики в целом.

По словам посла ИРИ в КНР Али Ашгар Хаджи в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Тегеран в основном обсуждались вопросы экономического сотрудничества, а также ситуация разрыва дипломатических отношений между КСА и ИРИ и влияние этого фактора на процесс борьбы с террористической угрозой. Иранский дипломат подчеркнул, что Иран приветствует расширение сотрудничества, опыт предыдущих лет показывает, что обе страны все делают правильно. Официальный Тегеран также выразил надежду, что Пекин займет беспристрастную позицию по вопросу о разрыве дипотношений двух государств БВ.

По оценкам некоторых китайских политологов Поднебесная вполне способна играть роль активного переговорщика в ближневосточных вопросах, поскольку руководство КНР неизменно следует принципам, разработанным «патриархом» китайских реформ – Дэн Сяопином.

Принцип первый. Невмешательство во внутриполитические проблемы. Китайское руководство полностью уважает выбор народа стран  региона, при этом китайские дипломаты регулярно проводят встречи как с представителями законно избранных правительств, так и с оппозицией, стараются переговорами привести стороны конфликтной ситуации «к общему знаменателю».

Принцип второй. Приверженность политическому диалогу. Военно-политическое руководство КНР полагает, что при взрывоопасном менталитете жителей стран БВ ни одной стороне не следует применять военную силу. Пагубные примеры применения вооруженной силы были продемонстрированы США и странами-членами НАТО, которые вторглись в Ирак и Афганистан. Председатель КНР указывает, что только политические консультации позволяют сохранить жизни мирного населения.

Отметим, что не всегда сотрудничество китайских и иранских компаний протекало «без вопросов». Одним из примеров китайского «долгостроя» в Иране является автодорога «Тегеран-Север» (протяженность 121 км.), строительство первого участка которой должно было быть выполнено в период с 2003 по 2006 гг., параллельно планировалось построить четвертый участок, однако к 2014 г. удалось запустить движение только по одному участку автодороги. 22 сентября 2015 г. между «Китайской транспортной строительной корпорацией» и иранскими партнерами подписан «Меморандум о взаимопонимании» по второму и третьему участку автодороги «Тегеран-Север». Стоимость строительства составляет 2 млрд долл. США. В определенной мере «торможение» строительства было обусловлено санкционной политикой западных государств в отношении Ирана.

С учетом возможности возникновения конфликтных ситуаций между ИРИ и КСА, начиная с 2009 г. крупнейшие китайские нефтедобывающие корпорации  CNPC, Sinopec, CNOOC наращивают свое присутствие в странах Персидского залива – Иране, Ираке, Катаре, Кувейте и ОАЭ. Такая география контактов указывает на стремление китайских нефтяников максимально обезопасить свои активы на случай дестабилизации обстановки в регионе.

 

Сотрудничество КНР и Египта

Дипломатические отношения Египта и КНР были установлены 30 мая 1956 г. и с тех пор  постоянно развивались. В 2014 г. было официально объявлено о достижении уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства», в том же году двусторонние торгово-экономические отношения достигли уровня в 11,62 млрд долл. США. В настоящее время Китай является первым торговым партнером Египта. В Египте осуществляют коммерческую деятельность более 1 200 компаний из Поднебесной.

По мнению заместителя директора НИИ современных международных отношений Ли Шаосяня, посещение Си Цзиньпинем Египта между визитами в КСА и ИРИ указывает на центральную роль официального Каира в стратегическом плане «один пояс, один путь», инициатором которого является председатель КНР.

В марте 2015 г. правительство АРЕ объявило о реализации проекта (в течении пяти – семи лет) строительства новых районов г.Каир в восточной части города, которые помогут разгрузить перенаселенный центр города, а также улучшат ситуацию с дорожным движением. На первом этапе планируется инвестировать 45 млрд долл. США, из которых доля египетской стороны составит только 24%. Площадь новых районов составит 700 кв. км, будет построено 350 тысяч квартир и 10 тысяч апартаментов. Планируемое количество жителей составляет пять миллионов человек. По данному проекту между китайскими и египетскими партнерами уже подписано семь меморандумов о взаимопонимании. Основным подрядчиком с китайской стороны является «Китайская Государственная Центральная Строительно-проектная компания» (английская аббревиатура CSCEC).

Китайские компании участвуют и в развитии энергетического сектора Египта. В настоящее время в этой североафриканской стране 90% электричества вырабатывается на электростанциях, тогда как доля возобновляемой (солнечной) энергии составляет всего один процент. В планах китайских и египетских энергетиков к 2020 г. довести долю солнечной и ветряной энергетики до 20%, а также серьезно продвинуть строительство атомных электростанций в Египте. Суровые условия Африки не пугают китайских инженеров, они планируют наработать определенный опыт на саудовских проектах, в рамках которых будут применять новые реакторы АСР-1400 китайской разработки.

Следует отметить, что за день до приезда Си Цзиньпина в Египет управляющие советы «Торгово-экономической зоны сотрудничества Суэц» и «Района технического и экономического развития г.Тяньцзинь» подписали соглашение о создании «Зоны экономического сотрудничества» (ЗЭС) на берегах Суэцкого канала. Согласно плана строительства предусмотрено два этапа, по результатам которых общая площадь ЗЭС составит более 10 кв. км и позволит разместить офисы и складские помещения 150–180 компаний. Оценочная стоимость первого этапа 105 млн долл. США.

Си Цзиньпин отметил, что для лучшего понимания специалистами из арабских стран (КСА, АРЕ и ИРИ) сущности стратегического плана «один пояс, один путь» Китай запускает проект под названием «Сотни миллионов». В рамках данного проекта Министерство экономики и Министерство образования КНР проведут около 100 научных симпозиумов и конференций, в Китай будут приглашены около 1 000 представителей арабской молодежи, 1 500 представителей политических партий. Для молодых людей из КСА, АРЕ и ИРИ будет выделено около 10 000 мест в высших учебных заведениях Поднебесной. Отдельно предусмотрено 10 000 именных стипендий и еще 10 000 мест для краткосрочных обменных программ в области культуры и искусств. По словам Си Цзиньпина именно непрерывный образовательный процесс позволяет «заполнить пустоту» в человеческом сознании ценной информацией, которая ляжет в основу доверительного и взаимовыгодного партнерства.

Анализ инвестиционного сотрудничества КНР и государств БВ показывает, что китайские корпорации, обладающие значительными финансовыми ресурсами, в определенной мере диктуют свои условия местным партнерам. При этом официальный Пекин активно использует методы, характерные для стратегии «мягкой силы», направленные на формирование позитивного имиджа Китая среди местного населения и правящей элиты.

52.19MB | MySQL:103 | 0,706sec