Ливан: возможно ли суннито-шиитское согласие?

Одним из основных факторов нестабильности в Ливане в последнее десятилетие является суннито-шиитский конфликт. Его появление связано с несколькими факторами. Во-первых, с усилением движения «Хизбалла» в ливанской политике. «Хизбалла» (исламское сопротивление) является единственной политической партией Ливана, располагающей собственными вооруженными формированиями, не подчиняющимися правительству. После успешного отражения нападения израильской армии в 2006 году оно стало неотъемлемым фактором ливанской политики. Даже при относительной победе на парламентских выборах 2009 года соперников «Хизбаллы»,  это движение сохранило преобладающее влияние на политические процессы в Ливане. Эти обстоятельства вызывают активное недовольство политических противников «Хизбаллы», особенно движения «Мустакбаль» Саада Харири. Во-вторых, на усиление суннито-шиитского противостояния в Ливане влияет внешний фактор, а именно нарастание ирано-саудовского конфликта. «Хизбалла» является ближайшим союзником Ирана, в то время как движение «Мустакбаль» — клиентом Саудовской Аравии, и обе региональные сверхдержавы ведут холодную войну на территории Ливана руками своих союзников. В-третьих, на межконфессиональный конфликт влияет чрезвычайно негативная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в ливанском регионе Аккар, населенном преимущественно суннитами. Массовая безработица и отсутствие перспектив толкают местных суннитов к вступлению в экстремистские и террористические организации. А их социальное недовольство легко канализируется в ненависть к шиитам. Таким образом, можно сказать, что суннито-шиитское противостояние в Ливане является не конфликтом религиозных ценностей, а борьбой за власть и за ресурсы.

В то же время в этой стране не прекращается суннито-шиитский межконфессиональный диалоги, насчитывается целый ряд суннитских организаций, сотрудничающих с движением «Хизбалла». Необходимо отметить, что сотрудничество Ирана с суннитскими организациями в Ливане началось еще в период гражданской войны 1975-1990 годов. У его истоков стоял шейх Фатхи Якан из Триполи, один из основателей ливанского отделения движения «Братьев-мусульман». В начале 1980-х годов он сформировал в Триполи исламистское движение «Таухид» («Единобожие»), которому в 1985-1986 годах на короткое время удалось взять власть в городе. Усиление «Братьев-мусульман» вызвало недовольство у сирийского руководства. Сирийским войскам, стоявшим в то время в Ливане удалось подавить фронду «Братьев-мусульман» в Триполи. Интересно, что нынешний верховный лидер Ирана Али Хаменеи, бывший в то время президентом ИРИ, вынужден был заступаться перед сирийцами за ливанских «Братьев-мусульман», многие из которых были подвергнуты репрессиям со стороны служб безопасности САР. В 1992 году шейх Фатхи Якан официально вышел из состава «Братьев-мусульман» и сформировал в Триполи Фронт исламского действия. Эта организация фактически прекратила свое существование после смерти основателя в 2010 году.

Что касается движения «Таухид», то оно выжило, несмотря на сирийские преследования и последующую деятельность семьи Харири по политическому вовлечению всех суннитов Ливана в проект «Мустакбаль». При этом оно раскололось на две фракции, которые возглавляют шейхи Билаль Шаабан и Хашим Минкара. Хашим Минкара является сторонником альянса с «Хизбаллой», несмотря на старые счеты к сирийцам (он провел в сирийских застенках более 10 лет). Его фракция финансирует деятельность университета «Джинан» в Триполи. Однако сторонники дружбы с «Хизбаллой» и шиитами являются маргиналами в Триполи. Их позиции ослаблены из-за конкуренции с местными салафитами, укрепляющими позиции в среде местной молодежи. В настоящее время ливанских салафитов условно можно разделить на «мирное крыло» и сторонников вооруженной борьбы. Деление это очень условно, так как «умеренные салафиты» находятся в постоянном контакте с экстремистами и не могут равнодушно наблюдать за кампанией зачисток и обысков, проводимой ливанской армией в Триполи. К умеренному крылу салафитов Ливана относятся лидер «Исламской группы в Ливане» Аззам аль-Айюби, основатель салафитского движения шейх Даи аль-Ислам аш-Шаххаль,  а также члены Ассоциации мусульманских улемов (международной организации, базирующейся в Катаре и возглавляемой скандально известным Юсефом аль-Кардауи) шейхи Биляль Баруди и Набиль Рахим. Сами они утверждают что единственной целью возглавляемых ими организаций является распространение исламской морали, осуждение греха и благотворительность. Гораздо большим влиянием на умы радикальной молодежи располагают салафиты экстремистского направления. Одним из наиболее радикальных их лидеров является 44-летний шейх  Ахмад аль-Асир, организовавший летом 2013 года крупные беспорядки в городе Сайда на юге Ливана. Вооруженное противостояние А.аль-Асира с ливанской армией и шиитской  милицией движения «Амаль» закончилось выдачей ордера на его арест и бегством  в неизвестном направлении. При этом он постоянно выпускал экстремистские проповеди и обращения. Одно из них, появившееся в конце октября с.г. прямо призывает суннитов Ливана оказывать вооруженное сопротивление ливанской  армии в Триполи, В нем говорится, что Ливан стал «землей джихада». Летом 2015 года шейх А.аль-Асир был арестован ливанской военной полицией.

Гораздо более сильные позиции занимают суннитские союзники «Хизбаллы» в Сайде на юге Ливана. Этот факт объясняется совместным участием суннитов и шиитов в сопротивлении израильской оккупации в1980-е годы. Непререкаемым авторитетом среди суннитов Сайды является шейх Махер Хаммуд. Благодаря его усилиям в Сайде удается поддерживать межконфессиональный мир и согласие. Помимо М.Хаммуда в суннитской общине имеется еще ряд шейхов, открыто симпатизирующих «Хизбалле». Среди них можно выделить Собрание мусульманских улемов Ливана (Таджамму аль-уламаа аль-муслимин Любнан). Вопреки названию, данная организация не имеет ничего общего с прокатарской Ассоциацией мусульманских улемов, возглавляемой салафитским шейхом Ю.аль-Кардауи. Это объединение призвано, по мысли его основателей, стать точкой сборки между суннитами и шиитами Ливана. Данная организация стремится к восстановлению единства исламской уммы, противостоит активности террористических организаций, ваххабизму и салафизму. Деятельность организации поддерживается движением «Хизбалла». Ее номинальным руководителем является шиитский шейх Хасан Абдалла, входящий в состав руководства «Хизбаллы». По мнению активистов Собрания мусульманских ученых, их взгляды разделяют около 30% суннитов Ливана. Остальные находятся под влиянием движения «Мустакбаль» Саада Харири и саудовской пропаганды.

В состав руководства организации входят также лидер Фронта арабского сопротивления шейх Зухейр Джуэйдж , лидер Юнионистского движения за возрождение шейх Гази Юсуф Хнейне и ректор Исламского института Ливана шейх Абдель Насер (сунниты). Все данные деятели являются противниками Саудовской Аравии и Катара. Шейху З.Джуэйджу власти КСА даже запретили въезд в страну.

Все эти представители мусульманской общины Ливана обеспокоены ростом террористической активности и экстремистских проявлений в ближневосточном регионе. Особое беспокойство у них вызывают действия такфиристских группировок «Исламское государство» и «Джабхат ан-нусра» в Сирии. Поэтому, в настоящее время данное мусульманское течение поддерживает российскую военную акцию в Сирии. Шейх Гази Хнейне во время встречи с российской делегацией, побывавшей в Бейруте в начале января с.г. на международной конференции, сообщил о том, что в прошлом входил в состав движения «Братьев-мусульман». Эта международная организация в 1980-х годах помогала в становлении антиизраильского сопротивления на юге Ливана. Однако затем он убедился в том, что данное движение не стремится к  осуществлению каких-либо больших проектов, например, освобождения Иерусалима или создания справедливого мусульманского общества. Их цель состоит в захвате власти любой ценой. В Турции этой организации удалось привлечь на свою сторону президента Реджепа Эрдогана, который изначально не был сторонником идеологии «братьев». Реджеп Эрдоган, по его словам, изначально принадлежал к течению турецких исламистов, связанных с Неджмеддином Эрбаканом и считающих себя учениками шейха Нурси. Однако затем «Братья-мусульмане» нашли с турецкими исламистами консенсус на геополитической основе. Р.Эрдогану американцами и «Братьями-мусульманами» был обещана роль лидера нового халифата на Ближнем Востоке. Для этого были проведены «революции» в Тунисе, Ливии и Египте. Однако в Сирии эти планы дали сбой, благодаря героизму сирийского народа. Отвечая на вопрос о его оценке роли Турции на Ближнем Востоке, шейх сказал, что в начале 2000-х годов ливанские мусульмане с удовлетворением восприняли победу Партии справедливости и развития в Турции, видя в этой стране суннитский полюс политического ислама (наряду с шиитским Ираном). Однако вовлеченность Анкары в подрывную деятельность против Сирии оттолкнуло многих патриотически и антизападно мыслящих мусульман от Турции.

Собрание мусульманских улемов ведет также просветительскую и образовательную деятельность. Этим занимается Центр поддержки средств массовой информации и управления, возглавляемый шейхами палестинского происхождения Махмудом и Мухаммедом Лабабиди. Данный Центр финансирует целый ряд общеобразовательных курсов, в том числе журналистов, режиссеров и операторов телевидения. Таким образом организации, пропагандирующие шиитско-суннитское согласие, увеличивают свою популярность среди ливанской молодежи.

Перспективы достижения межконфессионального согласия в Ливане во многом зависят от двух факторов. От того, сумеет ли «Хизбалла» стать общенациональной политической силой и от исхода гражданской войны в соседней Сирии, оказывающей негативное влияние на обстановку в Ливане.

52.34MB | MySQL:103 | 0,527sec