К вопросу о межпарламентском диалоге России и Израиля

На протяжении последнего времени ситуация на российско-израильском треке характеризовалась преимущественно консультациями проводимыми на уровне представителей оборонных и дипломатических кругов. Этот механизм получил название «сверки часов» и был направлен на то, чтобы избежать столкновения России и Израиля в небе над Сирией. Несколько раундов встреч на высшем уровне также были отмечены акцентами на ближневосточных делах. Несмотря на то, что президент России В.В.Путин по итогам мероприятий давал позитивную оценку общей динамике сотрудничества, вопросы двусторонних контактов ушли на второй план, уступая место острым региональным и мировым проблемам, а израильская внешнеполитическая линия вновь стала определяться необходимостью поиска баланса между интересами Москвы и Вашингтона. В этой атмосфере событием, достойным внимания, стал визит председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко в Израиль, состоявшийся в начале февраля 2016 г.

Программа пребывания для такого рода гостя традиционно включала в себя ряд протокольных мероприятий. Ключевым событием в рамках встречи с израильским контрпартнером, состоявшейся 3 февраля 2016 г., стало подписание соглашение о сотрудничестве Кнессета и Совета Федерации[i]. Помимо общей тональности текста, ориентированного на укрепление контактов в области политики, экономики, науки и культуры, в нем можно выделить несколько важных компонентов. Во-первых, содействие развитию непосредственных связей между властями субъектов РФ и округов Государства Израиль. Надо отметить, что это направление совместной работы можно назвать одним из перспективных, поскольку оно делает взаимодействие более устойчивым с точки зрения зависимости от трансформирующейся мировой политики. Кроме того, укрепление сотрудничества на этом уровне дает шанс решать проблемы регионов за счет привлечения иностранного финансирования. Также хотелось бы отметить тему, явно не прозвучавшую в рамках встречи. Заключается она в том, что в связи с разногласиями, возникшими из-за политики ЕС, признавшей территорией Израиля лишь часть страны, входящую в т.н. «границы 1967 г.», власти пытаются развивать сотрудничество Голан, Иудеи и Самарии с другими странами и регионами. Попытку продвигать научно-технический потенциал данных территорий сделал на Давосском форуме-2016 г. Б.Нетаньяху. Вполне вероятно, что и обсуждение данного вопроса с Россией имеет схожую цель, однако, при этом учитывается позиция страны по отношению к поселенческой активности и палестино-израильскому конфликту. Надо отметить, что у В.И.Матвиенко уже имеется опыт выстраивания диалога с Израилем на уровне регионов, полученный ею в период занятия должности губернатора Санкт-Петербурга. В мае 2008 г. она посещала Тель-Авив.

Вторым важным компонентом соглашения стало укрепление диалога в законодательной сфере, направленное на повышение информированности сторон об утверждаемых документах, представляющих взаимный интерес. Учитывая, что на уровне договорно-правовой базы сотрудничества государствам удалось добиться существенного прогресса, переход к новой фазе взаимодействия также весьма важен. Помимо этого, была достигнута договоренность об укреплении межпарламентского диалога за счет более частого обмена официальными визитами на аналогичном уровне, а также на уровне руководителей парламентских комиссий. Надо отметить, что начало данному процессу было положено уже в этот раз.

После подписания соглашения В.Матвиенко и Ю.Эдельштейн провели встречу в присутствии председателя дружественного парламентского российско-израильского объединения Р.Илатова (НДИ) и главы комиссии по внешней политике и безопасности Ц.Анекби (Ликуд). Надо отметить, что приглашение последнего не было случайным, т.к. в ходе мероприятий стороны не смогли обойти стороной актуальные ближневосточные проблемы. Наибольшее внимание было уделено сирийской проблематике. Комментируя межгосударственный диалог, В.Матвиенко и Ю.Эдельштейн дали позитивную оценку сложившемуся механизму «сверки часов». Также они обсудили угрозу попадания вооружений в руки «Хизбаллы». Интересную мысль высказал спикер Кнессета, переходя к ситуации на палестино-израильском треке. Он отметил, что ему кажется странным, что для разрешения противоречий требуется привлекать страну, находящуюся так далеко, а региональные центры силы остаются в стороне. Тем самым он фактически поставил под сомнение концепцию урегулирования, о перспективности которой заявляли как члены правительства, так и представители оппозиции. Заключалась она, напомним, в том, что первичным в разрешении палестино-израильских противоречий должно стать налаживание контактов с умеренными режимами Ближнего Востока, а лишь затем соглашение с ПНА. Эта идея вошла в т.н. «Манифест Либермана» и была озвучена Б.Нетаньяху. Впрочем, полностью картина российского видения ситуации по данному вопросу сложилась лишь после встречи В.Матвиенко с М.Аббасом. По ее итогам председатель Совета Федерации заявила о том, что обе стороны готовы вести диалог, при этом весьма скептически отозвалась о высказанной Францией инициативе о проведении мирной конференции[ii]. Диалог по внешнеполитической проблематике был продолжен в рамках встречи В.И.Матвиенко с президентом Израиля Р.Ривлиным. В ходе мероприятия последний заявил о поддержке позиции России по сирийскому кризису. Также стороны обсудили борьбу с терроризмом, угрозу, исходящую от «Исламского государства» и вопросы сохранения памяти о Холокосте.

Таким образом, визит спикера Совета Федерации В.И.Матвиенко показал, что на первое место стороны по-прежнему выдвигают вопросы, касающиеся сирийского конфликта, которые, как показали состоявшиеся мероприятия, успели оставить след фактически на всех направлениях двустороннего сотрудничества. Впрочем, упомянутые пункты подписанного соглашения между Кнессетом и Советом Федерации дают возможность предположить, что сформировавшийся в ответ на необходимость оставаться в постоянном диалоге механизм обмена мнениями позволит укрепить взаимодействие и в иных областях. С развитием институтов двустороннего экономического сотрудничества, позволяющих сделать диалог менее формальным, многие функции межпарламентских групп существенно сократились, хотя необходимость координации в данной сфере способна устранить проблемы сотрудничества, связанные с законодательством и правоприменительной практикой.

[i] Подробнее см.: Knesset Speaker Edelstein hosts Russian Federation Council head Matvienko; says “cooperation on Syria crutial to prevent flow of weapons to Hezbollah”// The Knesset. 03.02.2016. URL: http://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11924

[ii] В.Матвиенко и М.Аббас обсудили развитие российско-палестинского сотрудничества и ситуацию на Ближнем Востоке. // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 04.02.2016. URL: mobile.council.gov.ru/press-center/news/64077/

62.83MB | MySQL:102 | 0,482sec