Китайские специалисты о применении авиации ВКС РФ в Сирии

Китайские военные специалисты пристально наблюдают за применением ВКС РФ стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, которые в январе 2016 г. выполнили уже третью серию бомбометаний по позициям группировки «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. Первая серия была осуществлена в ноябре, вторая – в декабре 2015 г.

Тактико-технические характеристики стратегического бомбардировщика Ту-22М3 позволяют совершать перелеты на дальность около 5500 км. и осуществлять как ракетные, так и бомбовые удары по наземным и надводным целям. Ближайший конкурент в составе ВВС НОАК – это стратегический бомбардировщик «Хун-6К», обладающий дальностью полета 3500 км. Вторым отличием российского самолета является показатель боевой нагрузки, который варьируется от 12 до 24 тонн в зависимости от задач и типа применяемого вооружения.

На основе анализа фото и видеоматериалов специалисты органов военной разведки КНР сделали вывод, что ВКС РФ используют далеко не все возможности Ту-22М3. Вероятно, бомбовая нагрузка «стратегов» варьируется от 3 до 5 тонн, т.е. используются исключительно авиационные бомбы ФАБ-250/270 в количестве от 12 до 24 шт., однако данные бомбардировщики могут серьезно повысить точность бомбовых ударов в случае применения корректируемых или управляемых планирующих авиабомб, которые имеются в арсенале ВКС РФ. Кроме того, данные самолеты способны совершать пуски противокорабельных ракет Х-22 и Х- 32.

Интерес специалистов НОАК к данному самолету объясняется тем, что Пекину необходим самолет подобного класса для нанесения поражения авианосным ударным группировкам ВМС иностранных государств в случае вооруженного конфликта. Следует отметить, что именно Ту-22М3 носит почетное наименование «убийца авианосцев» среди самолетов стратегической авиации ВКС РФ. Особый интерес китайских военных инженеров вызывает двигатель НК-32 (советская разработка), который обеспечивает самолету взлетной массой более 100 тонн скорость более 2 МАХа (скорость звука) и дальность полета более 5 000 км.

В подобном двигателе, обеспечивающем полет на сверхзвуковых скоростях, нуждается перспективная разработка китайского ОПК – стратегический бомбардировщик «Хун-10», находится в стадии проектирования. По мнению китайских аналитиков, для создания собственного двигателя подобного типа специалистам ВПК КНР потребуется еще 30 лет и несколько десятков миллиардов юаней.

Кроме того, специалистам китайского ВПК до сих пор не удалось воспроизвести Ту-22М3, хотя часть технической документации была передана украинскими партнерами, поскольку до распада СССР эти самолеты базировалась и на территории Украины. Примечательно, что кроме Поднебесной в приобретении Ту-22М3 заинтересованы в Нью-Дели и Тегеране: наличие подобных самолетов позволит решать как военные задачи, так и политические.

Китайские аналитики полагают, что к 2020 г. в составе ВКС РФ будет находиться около 30 самолетов, модернизированных по программе Ту-22М3М. В результате модернизации будет установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование и программное обеспечение российского производства, а также  улучшены условия работы членов экипажа.

В Поднебесной считают, что тактика применения Ту-22М3 в Сирии (бомбометание с больших высот) полностью соответствует требованиям по обеспечению безопасности полетов. Применение массированных авиаударов актуально для уничтожения колонн нефтевозов, крупных объектов инфраструктуры ИГ. Кроме того, «град свинца и огня» в ходе действий Ту-22М3 обладает мощным психологическим эффектом: террористы стараются избегать сосредоточения и действовать небольшими тактическим группами, поскольку осознают, что большое скопление живой силы и техники однозначно «достойно внимания» российских стратегических бомбардировщиков.

Вторым самолетом, приковавшим внимание офицеров ВВС НОАК, является истребитель-бомбардировщик Су-34, который по своим боевым возможностям не уступает американским F-15E, F-35, китайским JF-17  и JH-7, а также ранним версиям истребителя Су-30 (модификации МКК/МК2, МКИ, МК2В, МКМ), поставлявшимся в авиационные части ВМС Китая, Индии, Вьетнама и Малайзии. Следует отметить, что в сравнении с вышеперечисленными самолетами Су-34 является самым мощным, а, значит, обеспечивает выполнение более широкого спектра задач.

Специалисты 201-го НИИ Северной группы компаний (оружейный концерн НОРИНКО) провели детальный анализ возможностей, оснащения и вооружения Су-34, разработка которого началась еще в 1986 г. Основой для его создания послужил истребитель 3-го поколения Су-27, первый опытный экземпляр под обозначением Т-10В-1 прошел испытания в 1990 г., а второй опытный самолет испытывался уже в интересах ВМФ РФ с расчетом создания палубной версии истребителя-бомбардировщика, однако это направление было закрыто.

Китайские специалисты отмечают, что первые экземпляры данной машины начали поступать в ВВС РФ в 2006 г., однако темпы ввода в строй оставались незначительными (по два самолета в год). Премьерным показом Су-34 в реальной боевой обстановке является пятидневная операция ВС РФ по  «принуждению Грузии к миру», в ходе которой данные самолеты сначала поставили помехи грузинским РЛС ПВО, а затем уничтожили их противорадиолокационными ракетами. Сообщается, что с 2010 г. на Су-34 устанавливаются современные двигатели АЛ-31Ф-М1/М2 и вспомогательная силовая установка ТА14-130-35, которая обеспечивает электропитание систем самолета в отсутствие аэродромного обслуживания.

По мнению конструкторов ВПК КНР, истребитель-бомбардировщик Су-34 органично дополняет возможности стратегического Ту-22М3, поскольку при полной боевой нагрузке 8 тонн способен применять практически все существующие авиационные боеприпасы типа «воздух-земля», «воздух-корабль». Кроме того, бортовой комплекс наведения обеспечивает применение высокоточных корректируемых и управляемых планирующих авиабомб разных калибров, вероятное отклонения которых составляет от 3 до 5 метров. Подобная точность необходима при уничтожении замаскированных и укрепленных опорных пунктов, штабов и складов боеприпасов боевиков ИГ в Сирии.

По мнению специалистов из Поднебесной, истребитель-бомбардировщик Су-34 вполне можно отнести к самолетам поколения 4++, поскольку он способен уничтожать наземные/надводные цели, противостоять истребителям и системам ПВО противника, а также обеспечивать прикрытие действий группировок сухопутных войск в течение продолжительного времени благодаря дозаправке в воздухе.

Эксперты Авиационного университета ВВС НОАК отмечают, что увеличение количества Су-34 на авиабазе «Хмеймим» (с 4 до 12 машин), а также передислокация 4 истребителей Су-35 с авиабазы в Астраханской области обусловлено сложностью обстановки на северном направлении наступления ВС САР.

На настоящем этапе борьбы с ИГ пилоты ВКС РФ, оказывающие поддержку правительственным войскам, действуют в непосредственной близости от зоны деятельности ПВО и ВВС Турции. В этих условиях военно-политическое руководство России приняло единственно верное решение об усилении воздушной компоненты современными самолетами (Су-34 и Су-35), которые способны обеспечить как выполнение боевой задачи, так и предотвратить любые попытки ВВС Турции «выстрелов из-за угла».

52.77MB | MySQL:103 | 0,497sec