О деятельности исламских банков и благотворительных фондов в ЮАР

По данным ряда независимых аналитиков. исламские радикальные группировки все более активное внимание уделяют странам Африки как одной из  ресурсных баз по финансированию своей деятельности. В качестве одной из приоритетных площадок  в этой связи ими рассматривается ЮАР, которая считается наиболее экономически развитой страной этой части континента. Кроме того, юаровские власти в лице прежде всего Агентства по финансовым услугам (Financial Services Board/FSB) стараются создать максимально комфортные условия по привлечению в страну иностранного капитала. в том числе и так называемого «исламского». Это в свою очередь создает питательную среду для активизации в стране различных исламских фондов и банков. Немаловажную роль в данном случае играет и наличие в ЮАР многочисленной мусульманской общины, которая традиционно тесно связана с государствами Аравийского полуострова, Центральной и Юго-Восточной Азии.  Мусульманская община традиционно считается наиболее активной в торговой и финансовой сферах, что обусловило укрепление и развитие исламского капитала в ЮАР в последние годы. Следует отметить, что в ЮАР проживают более одного миллиона мусульман, что составляет 2,3% от всего населения страны. По различным оценкам они приносят до 10% ВВП государства. При этом, по подсчетам исламских финансовых аналитиков, только 10-15% мусульман используют «правоверный банкинг». Целью исламских финансовых структур Ближнего Востока является стратегия полного вовлечения мусульман ЮАР в исламские банки. При этом необходимость использования только «правоверных услуг», наряду с тем, как все мусульмане используют только халяльные (одобренные Кораном) продукты, должна способствовать привлечению финансовых средств в указанные институты. В свою очередь, это будет способствовать встречному росту спроса со стороны местных мусульман на «этически совместимые с шариатом» банковские услуги. Такая взаимозависимость должна, по мнению экспертов из мусульманских организаций, привести не только к привлечению капитала, но и к одновременному усилению влияния законов шариата среди местной мусульманской общины.

Единственным банком в ЮАР, созданным и контролируемым полностью исламскими структурами, является банк «Аль-Барака» (из состава Al-Baraka Banking Group), зарегистрированный в стране в 1989 году. Штаб-квартира банка расположена в Манаме (Бахрейн). По данным на 2015 год, его чистая прибыль составила около 300 млн долл. США. В списке мировых исламских банков он занимает четвертое место. «Аль-Барака» достаточно широко представлен на Ближнем Востоке, в Азии, Европе и Африке. После принятия ряда поправок в южноафриканское налоговое законодательство в 2010 году исламский капитал значительно увеличил долю своего участия в других структурах, таких как крупнейший в стране «Первый национальный банк» (First National Bank/FNB), Absa Bank, First Rand Bank Ltd и HBZ Bank Limited.  Всего исламские банковские активы в 2015 году составляли более 2% от общего объема банковских активов ЮАР и продолжают демонстрировать тенденцию роста. Многие крупнейшие банки Ближнего Востока смотрят на ЮАР как потенциальную площадку для расширения сферы своего влияния. Одним из направлений данной деятельности стало создание 11 компаний по управлению активами и инвестиционными фондами, целью которых является «распространение шариата» в банковской сфере.

Основными формами исламского банкинга в ЮАР, как и в других регионах, являются:

— «Иджара» — сдача активов клиента в наем банку за определенное вознаграждение, т.е. аренда или лизинг;

— «Мудараба» — партнерство, основанное на передаче средств вкладчиков в управление банку. По сути, доверительное управление, при котором пассивный участник вносит денежный капитал, а предприниматель, «инвестируя» свои способности, занимается реализацией проекта. Принцип раздела прибыли аналогичен «Мушарака», но убытки несет только вкладчик;

— «Мурабаха» — буквально, долговой договор купли-продажи с наценкой, согласно которому мусульманский банк приобретает что-либо по просьбе клиента и дополнительно получает прибыль;

— «Мушарака» («Товарищество») — партнерство между банком и клиентом, позволяющее финансировать какие-либо проекты на основе долевого участия. Характеризуется тем, что прибыль делится сообразно долям, установленным в договоре, а убытки пропорционально участию в капитале;

— «Такафуль» — разновидность банковской страховки;

— «Сукук» — исламский эквивалент облигаций.

По данным исламских исследовательских институтов, рост исламского банкинга в Африке, в последнее время, обеспечивается прежде всего за счет использования «сукук» для привлечения средств. В частности, в 2012 году ЮАР вслед за странами Северной Африки выпустила «сукук» на 200 млн долл. США, а уже в 2014 году, признав универсальность подобных услуг и продуктов, смогла привлечь более 500 млн долл. США. Предлагаемые пакеты услуг являются, в целом, обычными банковскими продуктами, однако декларируются как «правоверные», полностью соответствующие законам шариата и опирающиеся на «присущие только исламскому бизнесу» мораль и доверие с обеих сторон.

С целью вовлечения южноафриканских мусульман в «правоверный» исламский капитал в стране параллельно развернута информационная кампания, которую проводят различные центры, общества, фонды и влиятельные лица исламского общества. К вышеуказанным структурам следует отнести консалтинговые компании и общества Ideal Ratings, Southern African Consultant, Ethica Institute of Islamic Finance, Centre for Advanced Islamic Economics, Jenuard Holdings AG, Al-Mabroor Investments и подобные им организации, контролируемые бизнесменами-мусульманами.  Одну из ведущих ролей в продвижении исламского капитала в стране играет верховный муфтий ЮАР Ибрагим Десаи (Ebrahim Desai), являющийся магистром в области исламских финансов Института исламской юриспруденции (г. Дурбан, ЮАР). Проживает с женой и пятью детьми в пригороде Дурбана — Шервуд.  Следует отметить, что И. Десаи — приверженец суннитского ислама ханафитского мазхаба (одна из четырех религиозно-правовых школ в суннитском исламе). Он причисляет себя к движению «Деобанди», которое было создано в Южной Азии в период противостояния английскому колониализму. Движение широко распространено в Пакистане, Афганистане и Бангладеш. В последнее десятилетие приобрело большое количество сторонников в Великобритании и ЮАР среди приверженцев идей «Джамаата Табли» (признан в России, Казахстане и Таджикистане экстремистской религиозной организацией). В настоящее время ЮАР является одной из стран, где число последователей данного течения неуклонно растет. Что касается деятельности членов «Джамаата Таблиг» в России, то отметим, что пик ее активности приходился на середину 1990-х годов. Тогда были отмечены факты попыток пакистанских эмиссаров этой организации проводить под видом паломнической деятельности разведку с привязкой к картам позиций и дислокаций подразделений российских силовых структур на Северном Кавказе, а также вербовку своих сторонников в этом регионе. Этот факт дал основание предполагать, что члены  «Джамаата Таблиг» используются в интересах пакистанской военной разведки. На сегодняшний день функционирование этой организации в России минимизировано и серьезным образом подорвано.

С 2005 года муфтий И.Десаи возглавил т.н. рабочий комитет «Южноафриканского управления исламских финансовых услуг» (Southern African Islamic Financial Services authority/SAIFSA). Кроме того, является старшим шариатским советником отдела исламских финансов банка FNB. Является религиозным советником в «Ассоциации исламских продуктов питания США» (IFANCA). Входит в состав управляющих советов 14 исламских институтов и 10 исламских фондов по всему миру, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в США.  Одним из главных качеств И.Десаи южноафриканские исламисты считают его твердую приверженность идеям джихада — войны правоверных мусульман против неверных. Ему, в частности, приписывают авторство многих фетв — суждений, решений и официальных заявлений, носящих религиозно-правовой характер и имеющих ярко выраженную радикальную, фундаменталистскую основу. Муфтий И.Десаи, например, заявил, что «джихад необходимо вести против тех государств, которые не позволяют пропагандировать идеи ислама среди своих граждан».   Касаясь деятельности исламских финансовых институтов на территории ЮАР, в первую очередь, таких как банк «Аль-Барака», муфтий неоднократно отмечал, что она не должна быть прозрачной для «неверных», так как это может помешать «организации помощи братьям-мусульманам по всему миру». Подобным способом им обосновывается необходимость сокрытия истинных целей деятельности многих исламских финансовых институтов в Южной Африке — спонсорство джихада. Значительную роль в сборе финансовых средств, часть из которых поступает на финансирование экстремистской деятельности, традиционно играют гуманитарные фонды, официально занимающиеся организацией помощи мусульманам, терпящим бедствия в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.  К числу таких в ЮАР следует отнести саудовскую организацию «Исламская помощь» (Islamic Relief South Africa), зарегистрированную в ЮАР с 2003 года. Один из офисов данной организации, с учетом компактного проживания мусульман, был открыт в г. Кейптаун по адресу: улица Имама Харона, 396, Лэнсдаун (396 Imam Haron Road, Landsdowne, Cape Town 7780). Свою деятельность данная структура проводит во всех мусульманских странах, а также в регионах компактного проживания приверженцев ислама (включая российские республики Северного Кавказа). Отметим в этой связи, что эта саудовская организация  проявляла активность в России в середине 1990-х годов. При этом через офисы этой организации в нашей стране  распространялись печатные материалы С.Кутба и ХАМАСа, что в принципе не очень вязалось с официальной идеологией Эр-Рияда. Исходя из этого, был сделан вывод о том, что сотрудники фонда (в основном суданцы и палестинцы) используют возможности фонда для решения своих собственных задач. В конце 1990-х все организации, которые входили в конгломерат благотворительных организаций в России, были благодаря усилиям российских органов безопасности ликвидированы.

В настоящее время большое внимание юаровского филиала организации уделяется поддержке сирийских беженцев, а именно финансовому обеспечению их размещения в Иордании и Ливане. На собранные средства, по данным фонда, якобы было предоставлено убежище более 94 тысячам семей беженцев, обеспечены продуктами более 700 тысяч человек, около 500 тысяч сирийцев получили помощь для проживания в зимних условиях. В общей сложности, в САР были реализованы 223 различных проекта.

В ЮАР фонд декларирует свои цели как борьбу с бедностью и распространением опасных заболеваний. Однако аудиторские проверки неоднократно отмечали попытки организации скрывать часть получаемых средств за счет их обналичивания через различные проекты. Некоторые руководители фонда, например, Тахрир Салие, являющийся советником губернатора Западно-Капской провинции по вопросам взаимодействия с исламскими организациями, а также представителем турецкой Ассоциации независимых промышленников и бизнесменов (MUSIAD) в ЮАР, используют связи в государственных и муниципальных структурах для лоббирования интересов финансовых структур с Ближнего Востока. Рост числа террористических атак, в том числе и на Африканском континенте, привлек внимание Агентства государственной безопасности ЮАР к деятельности этой и подобных ей организаций. В первую очередь, это коснулось информации о собранных финансовых пожертвованиях в помощь мусульманам и способах их доставки. Поводом к этому послужили и некоторые инциденты.  В ноябре 2015 года представители таможенной службы ЮАР в международном аэропорту Йоханнесбурга задержали группу лиц с большим количеством чемоданов. Ими оказались четверо граждан ЮАР и Великобритании, которые пытались перевезти самолетом в г.Дубай (ОАЭ) около 5 млн долларов США в местной валюте. Несмотря на утверждения, что наличные средства предназначались для оплаты строительных проектов, сотрудниками спецподразделения «Хокс» совместно с разведывательным департаментом полицейской службы ЮАР в ходе предварительного следствия было установлено, что данные средства предположительно предназначались для финансирования «Исламского государства» (ИГ). Выразим сомнение в этом, поскольку источники финансирования ИГ абсолютно иные, и предположить, что Эр-Рияд таким образом спонсирует основных конкурентов лояльных себе сирийских повстанческих групп, было бы натяжкой. Скорее всего речь идет о реальном обналичивании средств и вывоза их для размещения на депозитах эмиратовских банков. Среди них наверняка присутствуют и суммы южноафриканских чиновников и силовиков, которые таким образом уходят от налогов и легализуют средства, полученные в результате коррупционных схем.

56.03MB | MySQL:116 | 1,012sec