Израиль и ЕС на пути к нормализации отношений?

Прошедшая неделя завершилась хорошими новостями, касающимися диалога Израиля и Европейского союза. Напомним, что контакты сторон стали стремительно ухудшаться после принятия Еврокомиссией «Пояснительного примечания», предполагающего особую маркировку израильских товаров, произведенных за пределами т.н. «границ 1967 г.». Вследствие этого европейская дипломатия столкнулась с резкой критикой израильских властей в свой адрес. Более того, о несогласии с такого рода практикой заявили представители ряда европейских государств, включая политических деятелей Германии. Это обстоятельство позволило Израилю начать кампанию по борьбе с планами ЕС, увенчавшуюся относительным успехом.

12 февраля 2016 г. состоялись телефонные переговоры между главой правительства Израиля Б.Нетаньяху и Верховным представителем Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Ф.Могерини[i]. По информации израильского Министерства иностранных дел, беседа позволила снять ряд противоречий, хотя в целом позитивный сдвиг в контактах с организацией является следствием работы внешнеполитического ведомства и его генерального директора Д.Голда. В результате текущие отношения получили положительную характеристику, а стороны выразили намерение продолжить сотрудничество по ключевым проектам, включая HORIZON-2020. Несколько сгладить существовавшие разногласия позволило заявление представителя ЕС о том, что решение о маркировке израильских товаров не означает предопределенности в урегулировании территориальных споров в рамках палестино-израильского конфликта. Кроме того, согласно данным, опубликованным Еврокомиссией, глава европейской дипломатии подчеркнула: «приверженность ЕС принципу “двух государств для двух народов”…без предвзятости по отношению к вопросам определения окончательного статуса, включая границы, которые должны согласовываться в рамках прямых переговоров между сторонами»[ii]. Таким способом Ф.Могерини попыталась смягчить волну критики со стороны израильских внешнеполитических кругов, а также восстановить влияние организации в разрешении палестино-израильских противоречий. Напомним, что ранее Израилем были сделаны весьма резкие заявления в адрес европейской дипломатии, фактически означающие, что страна более не желает видеть ЕС в числе посредников в урегулировании и считает организацию виновной в применении практики двойных стандартов. Вероятно, именно риск потерять возможность участвовать во вновь набирающем силу интересе к разрешению палестино-израильского конфликта толкнул ЕС на некоторые изменения стратегии отношений с ближневосточным партнером. Прежде всего, связано это с тем, что данная проблематика вошла в число особых приоритетов для Ф.Могерини на срок занятия ею упомянутой должности.

Надо отметить, что с точки зрения посреднических усилий, обостряя отношения с Израилем, Европейский союз столкнулся сразу с несколькими рисками, касающимися как самой организации, так и «квартета» (ЕС, ООН, Россия и США) посредников в целом. Во-первых, на протяжении последнего времени участники конфликта высказывают полярные точки зрения на то, каким должно быть содействие третьей стороны в разрешении противоречий. Израиль отстаивает идею о наименьшем вмешательстве и давлении со стороны на решение вернуться за стол переговоров. Палестинское руководство в лице главы ПНА М.Аббаса, наоборот, поддерживает идею расширения круга посредников за счет вовлечения региональных государств и стран Азии. Во-вторых, после того, как, по замечанию канцелярии премьер-министра Израиля, ЕС был исключен из списка «честных брокеров», в среде посредников более активно стали проявлять себя США. Объясняется данный факт необходимостью обновления меморандума о взаимопонимании, который хотела бы записать на свой политический счет действующая американская администрация. В-третьих, мирная инициатива, выдвинутая Францией, в целом грозит серьезными изменениями характера участия третьей стороны в переговорах и механизма выработки финального решения. Как следствие, под угрозой не просто участие ЕС в урегулировании, но и сам ближневосточный «квартет» посредников, считавшийся на протяжении многих лет неотъемлемой составляющей процесса разрешения палестино-израильских противоречий.

Наиболее емкий комментарий по данному вопросу с израильской стороны дал на еженедельном заседании кабинета министров 14 февраля 2016 г. глава правительства Б.Нетаньяху. Говоря о поддержке шагов  ЕС по борьбе с бойкотом Израиля, он все же отметил: «это не означает, что больше не будет трений. Существуют вопросы, по которым мы не пришли к согласию. Не означает это также, что больше не будет трений с отдельными государствами ЕС, несмотря на то, что есть страны, более чем несколько, которые поддерживают нашу  [израильскую] позицию»[iii]. Таким образом, с его точки зрения ключевое значение в данном вопросе имеют отношения с государствами Евросоюза, которые могут попасть под влияние общей политической линии организации. Однако на уровне внешнеполитического ведомства были сделаны несколько иные акценты, связанные с региональной проблематикой. Согласно комментарию, выпущенному МИД страны по итогам состоявшихся переговоров, было особо отмечено, что правительство «выступает против незаконного строительства на территории С»[iv]. Сами дипломаты, принимавшие непосредственное участие в переговорах с ЕС пока воздержались от комментариев, вероятно, предполагая, что работа по восстановлению отношений с Евросоюзом еще не завершилась, и пока рано подводить итоги.

Таким образом, смягчение риторики ЕС в адрес Израиля в текущей ситуации обусловлено, прежде всего, интересами самой организации, сталкивающейся в последнее время с большим количеством центробежных сил. Делая попытку сохранить единство, и не желая терять рычаги воздействия на палестино-израильское мирное урегулирование, руководство европейской дипломатии пошло на некоторые уступки. Впрочем, демонстративное стремление бороться с бойкотом Израиля и не вмешиваться в отношения страны с государствами-членами организации на практике будет иметь весьма ограниченный результат. Сторонами были предприняты усилия, которые вновь не затрагивают их принципиальных позиций, что в целом характерно для палестино-израильского конфликта. С точки зрения ЕС начатый процесс означает очередной виток соперничества между национальными и наднациональными механизмами выстраивания внешней политики.

 

[i] PM Netanyahu speaks with EU High Representative Mogherini. 12.02.2016. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 12.02.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/PM-Netanyahu-speaks-with-EU-High-Representative- Mogherini-12-February-2016.aspx

[ii] High Representative/Vice President Federica Mogherini speaks with Prime Minister of Israel,Benjamin Netanyahu // European Union. External Action. 12.02.2016. Munich. 160212_04_en. URL: eeas.europa.eu/statements-eeas/2016/160212_04_en.htm

[iii] Cabinet Communique. 14.02.2016. // // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.02.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/Cabinet-Communique-12-February-2016.aspx

[iv] PM Netanyahu speaks with EU High Representative Mogherini. 12.02.2016. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 12.02.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/PM-Netanyahu-speaks-with-EU-High-Representative- Mogherini-12-February-2016.aspx

52.23MB | MySQL:103 | 0,423sec