Ирак: что стоит за переговорами между Багдадом и Эрбилем

Иракские и  официальные лица курдской автономии в Ираке начали вновь переговоры о возобновлении федеральных траншей в бюджет Региона Курдистан в обмен на переориентацию экспортных нефтяных потоков через государственные терминалы. Консультации начались через день после того, как президент курдской автономии Масуд Барзани официально подтвердил намерение достигнуть компромисса с Багдадом по этому вопросу. О причинах этого решения мы уже сообщали. Вкратце напомним, что Регион Курдистан в условиях волатильности на мировом рынке нефти и ухудшения логистической безопасности для транзита нефти через сирийскую территорию столкнулся с жестким дефицитом бюджета. И как следствие — жестким недовольством государственных служащих и военных из подразделений пешмерга, которым попросту перестали платить. 15 февраля с.г. премьер-министр Ирака Х.аль-Абади в телевизионном интервью предложил взять на себя выплату зарплат курдским чиновникам в обмен на  нефть из автономии. В трактовке иракского предложения звучала плохо скрытая издевка и намек на запредельную коррумпированность лично М.Барзани, но в Эрбиле сделали вид, что они восприняли это предложение как официальное приглашение к возобновлению диалога. В отличие от 2014 года, когда обе стороны уже договорились о транше в размере 17% иракского национального бюджета в обмен на жестко определенный объем курдской нефти. Договор просуществовал буквально несколько месяцев — Эрбиль сорвал условия поставок нефти. Курдское руководство с подачи Анкары пошло на более выгодный способ транспортировки нефти через Сирию, что позволяло заодно камуфлировать в ней и наличие  контрабандной нефти «Исламского государства» (ИГ, запрещеного в России). Но самое главное — делать эти поставки абсолютно непрозрачными и воровать. Сделка с Багдадом подразумевает официальные транши из Багдада, которые легко учитывать и контролировать. Условно сирийские потоки по демпинговым ценам позволяли воровать практически все. Схемы оплаты нигде не фиксировались, как, впрочем, и объемы экспортируемой нефти. Вся «курдская часть» выручки поступала лично в карман М.Барзани, а он уже распределял ее по министерствам и ведомствам. Такая схема, помимо личного обогащения, позволяла подкармливать лояльных себе людей в правительстве и силовых структура автономии. Если взять происходящее в более философском смысле, то в какой-то степени Россия своими действиями в Сирии по срыву контрабандных поставок внесла весомый вклад в сохранение единства Ирака как государства.

Насколько велики перспективы достижения компромисса между Эрбилем и Багдадом? И, что более важно, насколько устойчивы перспективы его долгосрочности? Регион Курдистан официально экспортирует сейчас 600 000 баррелей в день, что дает при цене 30 долларов за баррель примерно 550 млн долларов США ежемесячно. При этом на февраль с.г. сумма зарплат курдских  чиновников и силовых структур составляет 890 млн долларов в месяц. Эта сумма не учитывает сокращение объема зарплат разных категорий чиновников  (от 25% до 75%), решение о чем курдских властей спровоцировало серьезные социальные волнения и чуть не закончились отставкой М.Барзани с поста президента. При соблюдении прогнозов цен на углеводороды каких-либо перспектив самостоятельно преодолеть экономический кризис у Эрбиля нет. С другой стороны Багдад также практически полностью зависит от экспортных цен на нефть и его собственный бюджет уже трещит по швам. Багдад прилично задолжал США за поставляемое оружие и в настоящее время ведет трудные переговоры с МВФ о получении срочной финансовой помощи. Это обстоятельство может серьезно затруднить выполнение обязательств со стороны Багдада в случае заключения новой сделки «деньги в обмен на нефть» с Эрбилем. Ну и значит, достигнутая договоренность превратится в самом скором времени в фикцию. Это оценки западных экспертов. Рискнем в данном случае не вполне с ними согласиться. Гарантия соблюдения этой сделки базируется не на способности Багдада полностью выплачивать транши курдам (кстати, размер в 890 млн долларов был справедлив для цены за баррель в 46 долларов, а сейчас — от 35 долларов), а на других соображениях. Первое и главное — курдская бюрократия в любом случае будет вынуждена ужаться и в размерах и в зарплатах. Второе — иных путей для экспорта у Эрбиля просто нет. Так что в данном случае работает принцип «хоть чего-нибудь, чем ничего». Третье — международные компании, которые, собственно, и добывают нефть в курдской автономии, заинтересованы в сохранении старых международно-признанных логистических каналов экспорта через Басру. По двум причинам: оперативная ситуация в Сирии изменилась кардинально, а продолжение контрабанды может вызвать иски Багдада в международные суды. Все это сужает поле для маневра для М.Барзани многократно.

Что из всего этого следует? Первое и главное — идея о получении государственной независимости Региона Курдистан, которую так долго декларировал на всех уровнях М.Барзани откладывается на длительный срок. Несмотря на все референдумы о независимости, которые М.Барзани обещает провести в ближайшее время. Договоримся о том, что это повод надавить на Багдад в рамках переговорного процесса о компромиссе, попытка поднять свой личный рейтинг и заодно украсть определенную сумму выделяемых для этого государственных средств. И дело даже не в полной инфантильности и коррумпированности курдской бюрократической элиты, а в жесткой прозе экономического кризиса на мировом рынке углеводородов.  Перспектива независимости, от которой, конечно, ни одна из курдских партий не откажется в теории, на практике откладывается до стабилизации нефтяных цен. Вне зависимости от способности Багдада полностью выплачивать траншы на зарплату курдской бюрократии. Ситуацию в некотором роде может поменять стабилизация в Сирии и возобновление экспорта по этому маршруту курдской нефти в Турцию. Что маловероятно в среднесрочной перспективе. Или начало разыгрывания Тегераном в условиях выхода из-под западных санкций «курдской карты» в формате финансирования оппозиционных М.Барзани политических партий и движений. Но эта перспектива пока проглядывается пунктирно (КСИР готовит ополчение лидера Патриотического союза Курдистана Дж.Талабани, и только), а кроме того Иран не готов спонсировать курдскую автономию в принципе. Да и разжигать сепаратизм в тылу у своего строптивого, но все-таки союзника, шиита Х.аль-Абади Тегерану вроде бы ни к чему. Отстранить от власти протурецкого условно М.Барзани «да», но не менять ситуацию кардинально. Так что никаких видимых шансов на выход в скором времени на самостоятельную государственную орбиту у Региона Курдистан при любом руководстве просто не просматривается, все это свидетельствует в пользу успеха предстоящей сделки между Эрбилем и Багдадом.

62.83MB | MySQL:102 | 0,506sec