Американские эксперты о модернизации вооруженных сил Ирана

Американские эксперты из силовых ведомств с уверенностью предсказывают быструю модернизацию иранских вооруженных сил в среднесрочной перспективе. С учетом этого Исламская Республика Иран уже в самом скором времени станет одним из основных региональных лидеров. Поправим американских аналитиков, Иран собственно и сейчас является таковым, для этого модернизация вооруженных сил собственно не является таким уж обязательным условием. Пример, те же Катар или ОАЭ, чьи вооруженные силы, мягко говоря, не являются образцом для подражания. На Ближнем Востоке многое, если не все, решает не армия, как это и не звучит парадоксально, а деньги. Если мы проанализируем историю военных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, то несложно сделать вывод о том, что чисто военные столкновения армий мало к чему приводили. Долгая и бесперспективная ирано-иракская война (при том, что на тот период времени обе страны имели хорошо оснащенные вооруженные силы), попытки арабских стран воевать с Израилем, ливийская военная авантюра в Чаде, и т.п. убеждают всех военных аналитиков только в одном: толково воевать арабские страны (да и Иран кстати тоже) не умеют. Несмотря на все модернизации своих вооруженных сил. Так что и с возможной модернизацией иранских вооруженных сил также могут возникнуть вопросы. Рискнем высказать свое мнение по этому вопросу, Тегеран и арабские монархии уже на протяжении длительного срока используют для силового продвижения своих интересов иррегулярные военные формирования в формате повстанческих и партизанских групп. Этот формат требует в принципе только одного: лояльности местного населения. что определяется помимо внутристрановых катаклизмов только деньгами, и более ничем. Идея «всемирного халифата» без достаточного финансирования также малоэффективна. Но тем не менее. и аравийские монархии, и Иран после снятия санкций останутся в числе крупнейших покупателей оружия. Это вопрос престижа и амбиций, прежде всего. Ну и конечно сами иранцы и и арабы не согласны с мнением о том, что они являются не самыми лучшими солдатами на земле.
В этой связи Пентагон предсказывает начало широкой программы модернизации Тегераном своих вооруженных сил. Причем в отличие от аравийских монархий основными поставщиками в данном случае будет выступать Россия и КНР. Ряд образцов продукции Тегеран собирается приобрести и на Западе через подставные сингапурские компании, но это будут очень незначительные объемы и разовые поставки. В основном запчастей к уже имеющимся образцам вооружений. Россия конечно в этом случае будет играть главную роль. И дело здесь не в общности интересов в Сирии, на которую особенно указывают американцы. Российские интересы в Сирии имеют тактический, а не стратегический характер. Вопрос в данном случае в том, что Тегеран будет ориентироваться на российское оружие в связи с тем, что всегда будет иметь «на подкорке» вариант очередного ввода какого-либо санкционного режима со стороны США и стран Запада, что может привести к коллапсу всего технического обслуживания поставляемого вооружения. Кроме того, иранцы планируют создание собственных лицензионных оборонных предприятий по выпуску той или иной продукции. Запад на это также не пойдет, а Россия с превеликим удовольствием. Таким образом, американские эксперты без сомнений указывают на то, что иранский рынок вооружений безусловно будет «российским». Тегеран принял четкое решение о том, что необходимо отказаться от всех систем западного оружия, в том числе и от авиационной техники. На вооружении иранских ВВС до сих пор стоят американские истребители F-14, которые к удивлению западных экспертов, иранцы смогли сохранить в рабочем состоянии, несмотря на эмбарго и отсутствие запчастей. в данном случае сработали схемы «черного рынка», которые в Иране отработали практически до совершенства в период своего нахождения под санкциями.

Иран в ближайшее время готовится перейти от вынужденной для себя модели «асимметричного ответа» на растущий объем закупок современного вооружения и военной техники со стороны аравийских монархий к полномасштабной модернизации своих вооруженных сил. Новая модель будет включать в себя не только закупку новой техники и обучения кадров, но и организацию новых производств на базе своей оборонной промышленности, которая, по оценкам опять же американских экспертов, находится в запущенном состоянии и не способна самостоятельно решать вопросы модернизации вооруженных сил. Что планирует закупить Иран в первую очередь? Это прежде всего пресловутая система ЗРК С-300, поставка которой уже началась. Это вопрос не столько престижа, сколько жесткой необходимости создания устойчивой ПВО и ПРО и прикрытия своих оборонных объектов и военной инфраструктуры. В этом же контексте рассматривается и  решение Министерства обороны Ирана закупить достаточное количество истребителей Су-30., танков Т-90. Закупка последних увязывается Тегераном с приобретением лицензии на организацию производства внутри Ирана. По данным американской разведки, которые были представлены недавно Конгрессу США, Тегеран ставит во главу угла приобретение тех образцов российского вооружения, которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии. К ним можно отнести системы залпового огня «Смерч» и огнеметные системы «Буратино». Общая сумма контрактов с Россией оценивается американцами примерно в 10 млрд долларов. Также констатируется, что Россия будет доминировать на иранском рынке в среднесрочной перспективе. По крайней мере, до достижения некого паритета по качеству вооружения с основными региональными конкурентами. Вопреки широко распространенному мнению, США не рассматривают это как серьезную угрозу национальной безопасности, поскольку исходят из концепции восстановления в регионе баланса сил и противовесов, которая была разрушена свержением С.Хусейна в Ираке и М.Каддафи в Ливии. Сдерживание активности КСА и других аравийских монархий путем «контролируемого» усиления Ирана является частью этой внешнеполитической концепции. Контролировать этот процесс американцы планируют через систему ООН в рамках возможного нарушения Ираном условий резолюций о приобретении наступательного оружия, а также в более глобальном смысле — завязыванием нефтяной и газовой отрасли Ирана прежде всего на западные технологии. Насколько такая тактика сработает, сказать сложно. Особенно с учетом скорой смены президента в США и возможной корреляцией нынешнего курса в сторону большей жесткости. Хотя опять же даже в стане республиканцев сейчас бытует устойчивое мнение о «предательской роли» Саудовской Аравии в рамках  нефтяной политики и поддержки джихадизма. Так что в данном случае, не все так однозначно.

62.82MB | MySQL:102 | 0,544sec