Завершившийся в начале марта с.г. 6-й раунд Стратегического диалога США-Пакистан свидетельствует, что Вашингтон в долгосрочной перспективе будет основным политическими экономическим партнером Исламабада. Разве что Китай сможет реально составить заметную конкуренцию Соединенным Штатам в области внешнеэкономических связей, в первую очередь, после подписания с Пекином в 2015 г. Соглашения о вложении в экономику Пакистана 46 млрд долл. (строительство Китайско-пакистанского экономического коридора) с целью развития «Нового Шелкового пути».
О сохранении значительного влияния США на формирование пакистанской внешней политики свидетельствует подписанное 2 марта Совместное заявление по итогам переговоров советника премьер-министра Пакистана по внешней политике Сартаджа Азиза (фактически занимает пост министра иностранных дел) и госсекретаря Джона Керри, где зафиксированы приверженность Пакистана решать все спорные вопросы политическими методами (в том числе и Кашмирской проблемы), позитивная оценка со стороны Вашингтона действий Пакистана по защите своего ядерного арсенала, активной борьбы Исламабада с терроризмом, особенно в Северном Вазиристане, его содействие в решении афганской проблемы, в первую очередь в проведении конструктивных переговоров официального Кабула с талибами и др.[1].
Вместе с тем, предложение Джона Керри вернуться к обсуждению вопроса о сокращении ядерного арсенала Пакистана было снова встречено резко отрицательно (последний раз обсуждение этого вопроса было отклонено в ходе визита премьер-министра Наваза Шарифа в США в октябре 2015 г.)[2]. Сартадж Азиз, в частности, заявил, что «…гораздо быстрее, чем мы, увеличивает свой ядерный арсенал Индия. А концепция сдерживания является динамической. Сдерживание должно быть эффективным. В центре внимания нашего сдерживания находится Индия. К сожалению, у нас нет другого варианта сохранять эффективный арсенал сдерживания…».[3]. Однако следует отметить, что при этом он подчеркнул, что при невозможности одностороннего сокращения ядерных боеголовок вероятность позитивного решения этой проблемы не исключена, но только в случае одновременного и адекватного сокращения Индией своего ядерного арсенала[4].
Здесь следует сделать оговорку и отметить, что, по словам Сартаджа Азиза, военные расходы Пакистана составляли в середине 1990-х годов 3.5 млрд долл., в то время как Индии – 11 млрд долл. и возросли в 2015 г. соответственно до 7.5 млрд и 50 млрд долл.[5].
Любопытно, что официальная статистика обеих стран показывает несколько иную картину в этой сфере — расчеты, сделанные на основе данных Обзоров экономики Пакистана и Индии, свидетельствуют, что военные расходы составляли в 2015 г. соответственно 6.5 млрд долл. и 41.1 млрд долл.[6], т.е. меньше обнародованных пакистанской стороной данных. Это лишний раз говорит о том, что на правительственном уровне финансовые руководители склонны к занижению реальных военных расходов, которые к тому же проходят не только напрямую по статье «расходы на оборону», но и включены в некоторые другие статьи как текущего, так и капитального бюджетов в государственных финансах обеих стран.
В совместном докладе, подготовленном экспертами Центра Стимсона и Фонда Карнеги, отмечается, что в 2015 г. Пакистан обладал примерно 120 ядерными боеголовками, а Индия – приблизительно 100 боеголовками, а также средствами их доставки[7]. Заметим параллельно, что предположение (высказанное экспертами этих исследовательских организаций), что Пакистан будет и в дальнейшем наращивать ускоренными темпами свой ядерный боезапас (до 350 ядерных боеголовок в ближайшие 5-10 лет) вызывает немалые сомнения в силу хотя бы объективных причин – недостаточного для этого экономического потенциала страны, а также необходимости выйти из крайне серьезного энергетического кризиса, для чего требуется опережающее развитие в том числе и атомной энергетики, а не ускоренное наращивание ядерного потенциала.
Таблица 1
Страны – поставщики оружия в Пакистан,*
млн долл.
Страна | 2014 г. | 2015 г. | Всего, 2014 + 2015 гг |
Китай | 394 | 565 | 959 |
США | 189 | 66 | 255 |
Иордания | 114 | 114 | |
Россия | 24 | 40 | 64 |
Турция | 24 | 24 | |
Канада | 18 | 18 | |
Италия | 10 | 10 | |
Украина | 8 | 8 | 15 |
Швеция | 5 | 5 | 10 |
Бразилия | 4 | 4 | 8 |
Мальта | 5 | 5 | |
Франция | 4 | 4 | |
Итого | 752 | 735 | 1487 |
*Составлено по: Aude Fleurant, Sam Perlo-Freeman, Pieter D. Wezeman and Siemon T. Wezeman. Trends in International Arms Transfers, 2015. SIPRI Fact Sheet. February 2016. // http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1602.pdf. Дата обращения – 3 марта 2016 г.
Pakistan at tenth place in list of world’s largest arms importers for 2015. // Dawn. 23.02.2016.
Пакистан не высказывает открыто недовольство широкомасштабным и расширяющимся сотрудничеством Дели с Вашингтоном, в первую очередь в военной сфере и в атомной энергетике, и лишь внимательно наблюдает за развитием их связей в указанных областях. Это в меньшей степени относится к Индии, которая весьма недовольна тесными связями Пакистана и США в военно-технической сфере.
Достаточно упомянуть в этой связи негативное отношение со стороны Дели к закупке Пакистаном у США в 2016 г. восьми истребителей F-16 (по этому поводу в МИД Индии даже был вызван посол США для объяснений), в то время как Индия, например, намеревается закупить в текущем году у Франции 36 истребителей «Рафаль»[8].
О широком сотрудничестве Пакистана с США в военной области свидетельствует тот факт, что именно Соединенные Штаты являются одним из основных поставщиков вооружения и военной техники в Пакистан, уступая пальму первенства в этом отношении в последние годы лишь Китаю (Табл.1). Для США, которые являются главным мировым экспортером оружия (33% всего объема мирового оружейного экспорта, в первую очередь поставки истребителей, военно-транспортных самолетов, другой авиатехники), Пакистан вовсе не является основным покупателем его военной продукции; здесь на первом месте находятся Саудовская Аравия и ОАЭ. Вместе с тем, Соединенные Штаты оказывают существенную военно-техническую помощь Пакистану для борьбы с террористическими организациями и группировками – как выделением целевых кредитов, так и направляя в Пакистан военных советников.
Таблица 2
Основные поставщики оружия в Индию*,
млн долл.
Страна | 2014 | 2015 | Всего: 2014 + 2015 гг. |
Россия | 1871 | 1964 | 3834 |
США | 1141 | 302 | 1443 |
Израиль | 152 | 316 | 468 |
Франция | 52 | 148 | 200 |
Великобритания | 140 | 140 | 280 |
Канада | 15 | 92 | 107 |
Германия | 34 | 45 | 79 |
Украина | 37 | 37 | 74 |
Швейцария | 25 | 20 | 45 |
Нидерланды | 10 | 10 | 19 |
Италия | 11 | 6 | 17 |
Итого | 3487 | 3078 | 6565 |
*Составлено по: Aude Fleurant, Sam Perlo-Freeman, Pieter D. Wezeman and Siemon T. Wezeman. Trends in International Arms Transfers, 2015. SIPRI Fact Sheet. February 2016. // http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1602.pdf. Дата обращения – 3 марта 2016 г.
Pakistan at tenth place in list of world’s largest arms importers for 2015. // Dawn. 23.02.2016.
Для сравнения приведем статистические данные Института СИПРИ об аналогичных закупках вооружения Индией в 2014 – 2015 гг. (Табл.2). Как известно, здесь ведущим поставщиком вооружения выступает Россия – по оценкам индийских экспертов, доля советско-российского оружия в армии Индии колеблется на уровне 70%, хотя постепенно Россию здесь теснят Израиль, США, Франция.
США всячески подчеркивают и приветствуют активное участие Пакистана в антитеррористической борьбе как внутри страны (в первую очередь, поддержка военной операции «Разящий удар» в Северном Вазиристане), так и на всем протяжении афгано-пакистанской границы. Особенно активно эти действия стали проводиться в стране после жестокого расстрела 16 декабря 2014 г. боевиками движения «Талибан-Пакистан» 134 школьников и 9 преподавателей военной школы близ Пешавара. Такого рода поддержка антитеррористических действий Пакистана прозвучала в том числе и в ходе Стратегического диалога со стороны госсекретаря Джона Керри. Он, в частности, выразил надежду на полную реализацию Национального плана действий (по борьбе с терроризмом), принятого Пакистаном после этой трагедии. Со своей стороны Сартадж Азиз подчеркнул важность практически полного прекращения обстрела приграничных с Афганистаном районов Пакистана американскими беспилотниками, которые, как не раз официально заявляла пакистанская сторона, нарушают суверенитет Пакистана.
Однако, с нашей точки зрения, такого рода заявления в значительной степени носили декларативный характер, были призваны бравировать перед мировым сообществом приверженностью Пакистана суверенным принципам государственности. Скорее всего, пакистанское руководство не на словах, а на деле хорошо понимало, что без поддержки с воздуха (в том числе американской стороной) военные операции на суше были бы весьма затруднены, и потери пакистанских военных в ходе указанных боевых действий были бы неизмеримо больше, чем это стало в реальной действительности.
В пакистанских СМИ не публикуется информация об общих потерях военных в ходе начавшейся в июне 2014 г. операции, равно, как нет полной информации о погибших в терактах в стране (которые происходили и происходят в Пакистане едва ли не ежедневно) гражданских лиц – по самым приблизительным оценкам их число приближается к 4-м тыс. человек. Но при этом в СМИ можно найти точное число убитых и раненых боевиков – с начала ввода в декабре 2014 г. Национального плана действий до середины января 2016 г. было убито 2159 террористов, ранено 1724 и казнено 332 человека[9]. Хотя этой информации едва ли можно полностью доверять, поскольку не исключено, что и пакистанские журналисты, и официальные лица склонны в определенной степени вольно обращаться с такого рода статистикой, в том числе занижать цифры погибших среди гражданского населения и военных и завышать численность убитых боевиков.
Соединенные Штаты вновь высоко оценили стремление Пакистана содействовать решению афганской проблемы, усадить за стол переговоров федеральную власть и афганских талибов (хотя нам представляется, что это крайне сложная задача, которая пока что не находит своего решения; и даже в случае достижения какого-то компромисса на этом направлении, он может быть легко нарушен в любой момент). Еще в начале 2014 г. Вашингтон озвучил идею о необходимости проведения переговоров между официальным Кабулом и движением «Талибан-Афганистан», которая в то время не нашла отклика афганского руководства, возможно из-за разгара предвыборной президентской кампании. Лишь после прихода к власти Ашрафа Гани Ахмадзая последний попытался проводить эту идею в жизнь.
На заключительном заседании Стратегического диалога США-Пакистан Сартадж Азиз впервые официально сообщил, что на территории Пакистана живут и проходят курс лечения некоторые руководители афганских группировок талибов[10], что дало возможность ряду российских и зарубежных СМИ необоснованно обвинить Пакистан в потворстве, покровительстве и даже поощрении деятельности террористов[11]. Проблема заключается в том, что, несмотря на расхожее мнение о едином движении «Талибан – Афганистан» и наличии штаб-квартиры в Катаре, афганские талибы не являются организационно единой группировкой, а состоят из многочисленных групп, часть которых занимает умеренную позицию и готова сесть за стол переговоров, но часть действует под лозунгами «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России), т.н. «сети Хаккани» и др. и не намерена сотрудничать с афганскими властями, совершает теракты как на территории Афганистана, так и Пакистана. Причем эти и многие другие террористические организации в Пакистане, в частности, запрещены (всего их насчитывается 61, и общий список был передан в ООН в 2015 г.[12] (позднее расширен до 72); с ними ведется активная борьба на территории обеих стран.
Другая сложность в проведении переговоров заключается в том, что здесь, как нам представляется, Пакистан переоценивает свои возможности в сфере оказания влияния на афганских талибов. То, что их деятельность невозможно контролировать никем – сомнений не вызывает, но влиять можно лишь на отдельные, довольно умеренные группировки талибов (и то лишь в незначительной степени), которые и находят временное пристанище в Пакистане. На этом направлении действия пакистанского руководства направлены на недопущение их слияния с радикальными исламистскими группировками, в первую очередь с «Исламским государством», движением «Талибан-Афганистан» и «Талибан-Пакистан», террористическими организациями типа «Лашкар-и-джангви», «Лашкар-и-Тойба», «Джайш-и-Мохаммад» и др.
Несмотря на то, что в конце декабря 2015 г. военное руководство Пакистана в лице генерала Рахила Шарифа и президента Афганистана Ашрафа Гани Ахмадзая приняли совместное решение о преследовании талибов, уклоняющихся от участия в переговорах[13], едва ли можно ожидать, что такое решение будет реализовано на практике, хотя бы в силу неподконтрольности талибов. Нет каких-то подвижек и после переговоров глав разведывательных управлений Афганистана и Пакистана, проведенных в начале февраля 2016 г. [14]. Напомним, что первый раунд неформальных переговоров между афганским правительством и движением «Талибан», состоявшийся в Мари (Пакистан) 7 июля 2015 г., не дал никаких результатов, а намеченные затем на 31 июля того же года аналогичные переговоры в Китае сорвались из-за появившихся тогда слухов о смерти муллы Омара. Проходящие регулярно 4-х сторонние консультации (Афганистан, Пакистан, США, Китай) носят лишь рекомендательный характер, но отнюдь не обязывают талибов сесть за стол переговоров.
Возвращаясь непосредственно к двусторонним отношениям Вашингтона и Исламабада, отметим, что Соединенные Штаты являются одним из ведущих торгово-экономических партнеров Пакистана, хотя в этой области Пекин постепенно опережает Вашингтон (Табл.3). Вполне понятно, что ОАЭ (вместе с Саудовской Аравией) занимают одно из основных мест в общем объеме пакистанского товарооборота (импорта), учитывая значительные поставки нефти в Пакистан в силу крайне ограниченных запасов этого углеводорода в стране.
Таблица 3
Географическое распределение внешней торговли Пакистана,*
млрд долл.
Страна | 2012 г. | 2015 г. | ||||
Экспорт в | Импорт из | Товарооборот | Экспорт в | Импорт из | Товарооборот | |
США | 3.4 | 1.4 | 4.8 | 3.6 | 1.7 | 5.3 |
Китай | 2.1 | 7.3 | 9.4 | 2.2 | 10.1 | 12.3 |
ОАЭ | 2.2 | 7.3 | 9.5 | 1.0 | 6.7 | 7.7 |
Саудовская Аравия | … | 4.8 | 4.8 | … | 3.4 | 3.4 |
Афганистан | 2.1 | … | 2.1 | 1.9 | … | 1.9 |
Великобритания | 1.1 | … | 1.1 | 1.6 | … | 1.6 |
Кувейт | … | 3.8 | 3.8 | … | 2.6 | 2.6 |
Россия | 0.19 | 0.2 | 0.39 | 0.18 | 0.2 | 0.38 |
*Составлено по: Pakistan Economic Survey 2014-15. Government of Pakistan, Islamabad, Finance Division, 2015, pp. 143, 148-149.
World Food Moscow Show: TDAP arranges participation of 12 Pakistani exporters // Daily Times. 6.02.2016.
Объем американо-пакистанского товарооборота постепенно растет и достиг 5.3 млрд долл. в 2015 г. Из Пакистана в США поступают товары хлопковой группы (преимущественно готовые текстильные изделия), некоторые продовольственные товары, Пакистан импортирует различные машины и машино-техническое оборудование, электрооборудование.
Начиная с 2014 г., США постепенно перемещают акцент в оказании финансовой помощи Пакистану с экономической на военную, в первую очередь на борьбу с терроризмом. Уже в октябре 2014 г., в преддверии вывода войск НАТО из Афганистана и активизации действий талибов на пакистано-афганской границе Исламабад получил от США почти 400 млн долл. на эти цели[15]. В конце того же года американское правительство выделило свыше 500 млн долл. на оказание помощи населению Северного Вазиристана, которое страдало и страдает от военных действий федеральных сил Пакистана в ходе борьбы с талибами[16]. В середине 2015 г. Пакистану было выделено еще 340 млн долл. целевым назначением для борьбы с афганскими талибами, проникающими на территорию Пакистана[17]. Наконец, на 2016 г. из бюджета США Пакистану на борьбу с терроризмом выделено свыше 800 млн долл.[18]. Как свидетельствуют итоги завершившегося Стратегического диалога американская сторона в целом довольна тем, как используется предоставляемая ею военно-экономическая помощь Пакистану.
- Anwar Iqbal. «Pakistan pledges to work for easing tension in South Asia». // Dawn. 3.03.2016.
- Pakistan, US yet to remove differences over N-arsenal. // Dawn. 2.03.2016.
- Цит. по: Пакистан: «Мы готовы сократить свой ядерный потенциал, но только после Индии…» // «Военное обозрение». http://topwar.ru/91753-pakistan-my-gotovy-sokratit-svoy-yadernyy-potencial-no-tolko-posle-indii.html. 2.03.2016.
- Там же.
- Anwar Iqbal. «Pakistan pledges to work for easing tension in South Asia». // Dawn. 3.03.2016.
- Pakistan Economic Survey 2014-15. Government of Pakistan, Islamabad, Finance Division, 2015, Statistical Appendix, Table 4.1.
Economic Survey 2015-16. Government of India, New Delhi, Ministry of Finance, Economic Division, Statistical Appendix, pp. A52-53, A58-59.
«Новости ВПК». http://vpk.name/news/127644_oboronnyii_byudzhet_indii_v_20152016_fg_vozrastet_na_1095_proc.html?last. Опубликовано на сайте 5.03.2015.
Samarth Bansal. «Budget 2016: Where the money comes from and where it goes». // The Hindu. 1.03.2016.
- Anwar Iqbal. «Pakistan-India tensions: US warns against speculations about nuclear conflict». // Dawn. 29.08.2015.
- Dinakar Peri. «Rafale deal likely to see some progress». // The Hindu. 25.01.2016.
Посла США вызовут в МИД Индии из-за продажи Пакистану истребителей F-16. // «Газета KG». http://www.gazeta.kg/news/incidents-news/45434-posla-ssha-vyzovut-v-mid-indii-iz-za-prodazhi-pakistanu-istrebiteley-f-16.html. Опубликовано на сайте 13.02.2016.
India should not be concerned over F-16 sale to Pakistan, says Pentagon. // Dawn. 17.02.2016.
- 2,159 terrorists killed, over 1,700 arrested under NAP. // Dawn. 19.01.2016.
- Anwar Iqbal. «Pakistan underlines its influence on Afghan Taliban». // Dawn. 4.03.2016.
- См., например: Илья Новицкий. «Пакистан прислушался к речи Путина. Исламабад отказался продолжать американский террористический сценарий» // Новостной портал «Politikus.ru». http://politikus.ru/events/71527-pakistan-prislushalsya-k-rechi-putina-islamabad-otkazalsya-prodolzhat-amerikanskiy-terroristicheskiy-scenariy.html. 4.03.2016.
- 61 banned outfits named by Senate, JuD under observation // Dawn. 18.12.2015.
- The Express Tribune. 28.12.2015. «ТАСС». http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2560850. 28.12.2015.
- Baqir Sajjad Syed. «Spy chiefs of Pakistan, Afghanistan hold talks». // Dawn. 5.02.2016.
- Anwar Iqbal. «Congress approves defence bill, CSF for Pakistan». // Dawn. 14.12.2014.
- Mubarak Zeb Khan. «US Congress notifies $532 million assistance package for Pakistan». // Dawn. 29.12.2014.
- Pakistan gets $336m to support forces in Afghanistan. // The News. 5.08.2015.
- Ibid.