Сирия: первые итоги перемирия

Перемирие в Сирии, процесс которого был запущен более десяти дней назад, пока доказывает правильность этого шага и оправдывает усилия России на этом направлении. Несмотря на появившиеся в российской прессе алармические заявления ряда политологов, необходимо констатировать, что перемирие решает свою основную задачу — оно продолжает с радующей степенью интенсивности раскалывать вооруженную оппозицию. Именно эта задача, по нашей оценке, ставилась во главу угла, и она сейчас успешно решается. Что же касается опасений об «упущенной победе», то они будут всегда и к ним необходимо относится философски с нужной долей цинизма к мнению дилетантов. Ранее ровно  же заявления имели место в самом начале операции российских ВКС в Сирии. Тогда мы слышали, как мантру, утверждения о том, что «наступление развивается слабо» и «нет впечатляющих успехов в виде захватов крупных городов». Теперь эти заявления как-то поутихли. Кстати, обратим внимание на то, что их накал автоматически спадал по мере все более активного подключения США к совместным с Россией усилиям по заключению перемирия. Но даже если взять такие заявления вне всяких конспирологических теорий, то вся динамика наступательных операций сирийских правительственных сил с активизацией курдского сегмента при поддержке российской авиации коренным образом переломили ситуацию на фронтах. И это факт, который уже сложно опровергнуть. Именно благодаря такой динамике боев по постепенному выдавливанию отрядов противников режима Б.Асада с их позиций и стало возможно замирение с Дамаском уже более 36 различных оппозиционных групп и отрядов вооруженной оппозиции. Но сама эта статистика не отражает всего масштаба процесса, поскольку практически за каждой такой группой стоит конкретный племенной клан. И именно запуск процесса «племенной дипломатии» является главным положительным моментом на сегодня. Скажем сразу, что не надо в данном случае страдать излишней гигантоманией и ожидать, что процесс примирения автоматически затронет всех оппозиционеров. Ничего не бывает сразу и вдруг, в этом деле важны не глобальные объемы, а положительная динамика постепенности. Мы уже отмечали ранее, что сценарий перемирия (или вернее — начало этого процесса) в Сирии возможен только тогда, когда основная часть суннитского сообщества осознает, что она устала от войны, и перспективы победы над режимом Б.Асада станут очевидно туманными. Плюс когда джихадистские группировки типа «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (Обе запрещены в России) перестанут выполнять свою задачу «по оказанию покровительства» и соблюдению условий предоставления местный суннитской элите социальной и экономической автономии. И сейчас все эти три фактора «сошлись», что и обеспечивает раскол в оппозиционных группировках.

Одними из самых проявлений этого стало дезертирство и переход на сторону правительства на этой неделе более ста боевиков одной из самых влиятельных повстанческих группировок «Фейлак аль-Шам», которая действовала в северной части Алеппо. Причем основным мотивом этого шага, по их словам, стало возрастание резкого противостояния с отрядами ИГ. К этому же моменту раскола оппозиционеров на «своих и пришельцев» отнесем и последние  по времени события в сирийской «столице» ИГ Ракке. Оттуда приходят противоречивые сообщения, но, пожалуй, с уверенностью можно будет констатировать один факт. Возникло «недопонимание» между собственно сирийской и иностранной частью ИГ, что и привело к вооруженным противостояниям и просто боям, в результате которых погиб один из полевых командиров группировки, гражданин Туниса, а группировка раскололась и часть кварталов Ракки перешла под контроль именно местного ополчения. Именно этот процесс имеет все шансы при правильной политике Дамаска перерасти в более глобальный и повторить «анбарский успех» американцев в Ираке. Напомним, что именно договоренности с местными суннитскими племенами по их инкорпорации в структуры исполнительной власти страны привели к полному искоренению структур «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Ираке. Другой вопрос, что затем правительство Н.аль-Малики грубо свои обещания нарушили, что и привело к возникновению ИГ, в конечном счете.

Не будем идеалистами. Перемирие, конечно же, будет использовано непримиримой частью оппозиции для того, чтобы перегруппировать свои отряды и попытаться пополнить свои арсеналы. Этот процесс идет, Турция активно содействует этому на саудовские, естественно, деньги. Это закономерная ситуация, которая является оборотной стороной любого перемирия. И минимизация этого фактора является одной из основных задач, которые стоят сейчас перед российскими и сирийскими военными. Вариант воздействия на ситуацию в необходимом ключе только один — постоянный военный прессинг на отряды непримиримой оппозиции и каналы их материально-технического снабжения. В этой связи правительственные силы при поддержке российских и иранских военных начинают широкомасштабные наступательные операции в направлении города Аль-Куриатин и Пальмира. Курды не без материально-технической поддержки со стороны Москвы продолжают наращивать наступательную активность на севере Сирии, в том числе в рамках окончательного разблокирования Дейр эз-Зора. Вообще выполнение этой задачи будет иметь очень серьезные последствия для морального состояния противоборствующих сторон и перехода большей части племенного ополчения этой провинции на сторону Дамаска. В этой ситуации оптимальным является то, что наступление сирийских курдов всячески поддерживает Вашингтон, который явно интенсифицирует материально-техническую помощь. Оборудование двух аэродромов для ее переброски с помощью вертолетов в зоне ответственности курдов об этом свидетельствует отчетливо. Таким образом, поддерживается необходимый «градус напряженности» между Вашингтоном с одной стороны, и Эр-Риядом и Анкарой — с другой. Отсюда и недавние заявления Госдепартамента США о «невежливом недопонимании в отношении ряда ключевых аспектов мирного урегулирования в Сирии». Между американской администрацией и сирийской оппозицией имеется «уважительное противоречие» по поводу судьбы президента САР Башара Асада. Об этом заявил на регулярном брифинге для журналистов начальник пресс-службы госдепартамента США Джон Кирби. И это лишь надводная часть айсберга.

Важным моментом развития ситуации является и возросшая активность американцев по организации наступления на Мосул, что объективно оттягивает силы сторонников ИГ от сирийского фронта и минимизирует возможность маневрировать силами и средствами между иракским и сирийским участком противостояния. Это тот самый маневр, который ИГ использовало с успехом не раз. Такие усилия Вашингтона целесообразно всячески поддерживать и стимулировать. Другой вопрос, что в планах Пентагона в угоду Саудовской Аравии открыть второй фронт с иорданского направления на юге Сирии. В данном случае это совершенно не отвечает интересам России. Ставить целый сегмент сопротивления априори под руководство Эр-Рияда чревато попытками оттянуть правительственные силы от Идлиба, где сейчас сконцентрированы основные силы лояльные Саудовской Аравии в лице «Джебхат ан-нусры».

Но в общем и целом надо констатировать, что боевой потенциал и ИГ, и «Джебхат ан-нусра» будет в среднесрочной перспективе уменьшаться, что будет означать переход к фазе активной партизанской и диверсионной войны.

62.88MB | MySQL:102 | 0,492sec