Конгресс США о дальнейшей политике в Ливии

После свержения Муамара Каддафи, Ливия довольно часто вызывает беспокойство не только США, но и всего международного сообщества. Связано это,  главным образом, с тем, что страна так и не смогла оправиться после гражданской войны и сформировать единое жизнеспособное правительство. В последнее же время с проникновением на ее территорию «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России) это беспокойство только усиливается. Учитывая трагичность, с которой в последнее время развивались отношения между США и Ливией, неудивительно, что последняя находится в топе ближневосточной повестки американцев.  На очередном слушании в Конгрессе, сенаторы обсуждали дальнейшие перспективы выхода Ливии из кризиса, как этого можно добиться, каковы шансы на успех, а главное – что может сделать Америка для того, чтобы этот переход все же произошел. Слушание состоялось 3 Марта 2016 года. В качестве экспертов на него были приглашены старший научный сотрудник Ближневосточной программы Центра Карнеги Фред Вирей и старший аналитик Международной кризисной группы Клаудиа Газзини.

Заседание открыл председатель сенатор Боб Коркер. Он отметил, что, «даже если в Ливии и было бы объединенное правительство, это лишь привело бы страну в то состояние, в котором она была в 2013 году, за два года до того, как ИГИЛ (прежнее название ИГ-авт.) закрепился на ее территории. Именно в это время был убит американский дипломат Крис Стивенс».

При этом, отметил сенатор «богатые нефтяные месторождения и почти полное отсутствие религиозных разногласий, должны были бы обеспечит Ливии успех». Однако этого не произошло, что «поднимает вопрос об эффективности военной интервенции США и об необходимости ее возможного повторения.

Сенатор Кэрон в целом согласился, заметив, что переход Ливии к демократии был непростым, так как базировался на «культе личности Каддафи, а не на институтах». Все же, подчеркнул сенатор, ливийцы смогли договориться о правительстве, что не может не внушать надежду. Однако, ситуация по-прежнему остается удручающей: правительство нестабильно, треть населения нуждается в гуманитарной помощи, а присутствие ИГИЛ в регионе растет. Тем не менее, несмотря на все эти проблемы, начинать еще одну военную интервенцию было бы со стороны США ошибкой, так как это может еще больше усугубить ситуацию. Сенатор заявил, что проблемы Ливии нужно решать политическим путем. «Необходимо добиваться единого правительства, которое будет решать социальные проблемы, вопросы безопасности» «Нестабильность в Ливии, — продолжил Кэрон, — оказывает негативное влияние на весь Средиземноморский регион. Страна стала перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов. Именно поэтому  техническая, антитеррористическая поддержка, помощь в сфере безопасности со стороны США является важнейшим фактором для улучшения ситуации».

Фред Вирей, старший научный сотрудник Центра Карнеги, только что вернулся из Ливии, поэтому мог дать свежую оценку всего происходящего. По его мнению, на данный момент есть несколько основных моментов, составляющих главные риски для США:

1.Отсутствие единого военного командования, с которым США и ЕС могли бы сотрудничать в сфере борьбы с терроризмом;

2. Фракции в Ливии скорее сосредоточены на борьбе с друг другом, нежели с ИГИЛ, поэтому определить, кто из них мог бы контролировать этот процесс довольно трудно.

Именно поэтому, подчеркнул Вирей, США должны оказывать военную помощь таким образом, чтобы поощрять сотрудничество между различными группировками. Например, можно поставить условие: для того, чтобы обучаться контр-террористическим тактикам, местные отряды милиции должны вначале признать правительство национального единства. Кроме того, необходимо уменьшить вмешательство в дела Ливии других стран, что также  на данный момент не способствует стабилизации ситуации. Эксперт заключил свое выступление следующими словами «В Ливии достаточно много акторов, которые хотят и готовы бороться с ИГИЛ», и это необходимо использовать.

Клаудиа Газзини последние несколько лет провела в Ливии, пытаясь минимизировать последствия гражданской войны. По ее наблюдениям, главная проблема Ливии в том, что «она разделена институционально». Есть два враждующих правительства, которые продолжают сопротивляться условиям договора. Кроме того, за последние два года сильно ухудшилось экономическое положение страны. Добыча нефти сократилась из-за атак террористов. Это привело к ежегодному дефициту бюджета в 2,3 миллиарда долларов. Все экономически институты также разделены. Безопасность страны также находится под угрозой.

Газзини, как и предыдущие выступающие, сделала особый акцент на том, что все эти проблемы не могут быть решены с помощью еще одной военной интервенции. Все антикризисные усилия должны носить политический характер и быть направленными на то, чтобы объединить друг с другом разрозненные фракции. «Борьба с ИГИЛ в первую очередь, требует политических союзников, а потом уже военных», заявила эксперт. Подводя итог сказанному, Газзини подчеркнула следующее: «для того, чтобы стабилизировать ситуацию необходимы одновременные усилия в политической, экономической сферах и сфере безопасности».

Заявления экспертов вызвали много вопросов. Один из них касался принципиальной возможности сторон прийти к согласию самостоятельно и эффективно противостоять ИГИЛ. Фред Вирей признал, что многие группировки в Ливии- «это не те люди, с кем мы обычно стали бы иметь дело». Кто-то из них представители племен, кто-то мафии, кто-то – салафитов. Они выступают против ИГИЛ, хотя часто  прикрываются ими для того, чтобы бороться с собственными противниками. Именно поэтому, некоторое участие третьей стороны могло бы помочь необходимую среду для эффективному противостоянию ИГ, однако оно не должно быть чрезмерным.

Следующий вопрос касался того, какие выводы можно сделать в отношении участия США в разрешении ливийского конфликта. По мнению госпожи Газзини главное, что нужно усвоить это то, что «нельзя навязывает соглашение или коалицию без достижения согласия между сторонами». Для того, чтобы эффективно противостоять ИГИЛ необходимо обеспечить местным милициям доступ в национальный сектор безопасности.

Еще одним важным вопросом стало то, смогли бы США достичь успеха в разрешении кризиса в Ливии, если бы добились поддержки двух враждующих парламентов. Фред Вирей подчеркнул, что хотя это и возможно, но тем не менее, в стране действует слишком много различных группировок, и без вовлечения их в процесс восстановления государства, появление спойлеров и недовольных неизбежно. Газзини добавила к этому, что многие группы находятся в оппозиции к обоим правительствам, так как чувствуют, что их  договоренности в сфере экономики и безопасности не учитывают интересы этих групп.

По мнению экспертом, наилучшим способом объединить враждующие группы и подтолкнуть их к началу разрешения вопросов безопасности, могли бы стать переговоры через нейтрального посредника, например, ООН.

Другим аспектом обсуждения стала гуманитарная помощь. Клаудиа Газзини отметила, что есть два основных варианта вовлечения США в данный вопрос. С одной стороны – это оказание прямой помощи через местные органы власти, неправительственные организации. С другой – и это более важно — США необходимо убедить финансовых и экономических акторов, достичь консенсуса и начать осуществлять эффективное управление финансовыми институтами страны, чья недееспособность  и стала во многом причиной гуманитарных проблем.

Газзини также подчеркнула, отвечая на вопрос о возможности использования борьбу ИГИЛ как объединяющего фактора, что два правительства в Триполи и Тобруке имеют противоположные взгляды на причины появления этой группировки в стране и склонны обвинять  друг друга в причастности к этому. Таким образом «пока этот опасный нарратив не преодолен», будет очень сложно добиться жизнеспособной коалиции.

Фред Вирей в свою очередь предупредил, что ИГИЛ имеет вполне реальные шансы не только распространиться в Ливии, но и проникнуть в соседние страны – Тунис и Алжир.

В конце заседания экспертов спросили, какие же уроки можно извлечь из ситуации в Ливии. Главным уроком, по мнению Клаудии Газзини, стала необходимость более критичного отношения при взаимодействии с местными акторами. Необходимо иметь четкое и реалистичное представление об их способности о том, насколько они способны обойтись без посторонней помощи и провести переход к демократии,  а, если не способны, то в каком объеме и форме она должна предоставляться.

62.84MB | MySQL:102 | 0,472sec