О реакции в Иране на вывод российской военной группировки из Сирии

Объявленный 15 марта с.г.  президентом Российской Федерации В.В.Путиным частичный вывод российской военной группировки из Сирии в связи с выполнением ею большей части заявленных целей и задач, вызвал пристальное внимание в Иране. Это вполне закономерно, так как Иран является одним из участников сирийского конфликта и от будущего Сирии во многом зависят его региональные позиции. В случае прекращения стратегического партнерства с Дамаском и потерь позиций в Сирии ИРИ придется лишиться статуса региональной сверхдержавы и сосредоточиться исключительно на внутренних проблемах. Кроме того, в свете наметившегося российско-американского партнерства на сирийском треке у Тегерана существуют опасения, что Иран могут оставить «за бортом» большой сделки по Сирии. Отметим, что такие же опасения существуют и у Анкары и Эр-Рияда, поддерживающих джихадистов и сирийскую вооруженную оппозицию.

Выступая 15 марта по государственному телевидению, секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана, адмирал Али Шамхани заявил, что ни Россия, ни Иран не собираются отзывать своих инструкторов из Сирии. «Решение России не стало для нас сюрпризом, оно было запланированным и скоординированным», — отметил Шамхани. Али Шамхани также констатировал, что сирийская армия при поддержке иранских и российских военных советников будет продолжать наступление на территории, занятые террористами. Касаясь будущего президента Башара Асада, он отметил, что решение вопроса о будущем политическом устройстве страны принадлежит исключительно сирийскому народу.  По мнению секретаря иранского ВСНБ, любое решение, игнорирующее волю сирийцев, будет обречено на провал.  16 марта начальник Генштаба иранских вооруженных сил генерал Хасан Фирузабади заявил, что решение о смещении Башара Асада является «израильским требованием». Понятно, что эта ремарка была сделана в преддверии переговоров в Женеве.

Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, находившийся 16 марта с официальным визитом в Австралии, оценил российскую инициативу сдержанно-позитивно. Он также подтвердил, что решение России не стало неожиданностью для Ирана: «Факт, что Россия объявила о частичном выводе  своих войск из Сирии, свидетельствует о том, что они не видят нужды прибегать к вооруженной силе для соблюдения условий прекращения огня. Это само по себе является позитивным сигналом. Теперь мы должны наблюдать и ждать. То, что половинное прекращение огня в Сирии соблюдается, является хорошей новостью. Это то, чего мы добивались на протяжении трех лет». Интересно, что Зариф назвал прекращение огня «половинным». По-видимому, это подразумевает то, что боевые действия против террористических организаций «Исламское государство» и «Джабхат ан-нусра» (обе организации запрещены в России) в стране продолжаются. Таким образом, Зариф приветствовал российское решение, но отказался приписывать ему какое-либо политическое значение.

В то же время Иран не прекратит своей поддержки правительству Башара Асада и будет выступать против любых попыток его отставки. Это было подтверждено во время визита в Тегеран заместителя министра иностранных дел Сирии Фейсала Микдада 15 марта. Об итогах этого визита журналистам рассказал руководитель Центра стратегических исследований при Совете по целесообразности и советник по внешней политике верховного лидера ИРИ Али Акбар Велаяти. По словам Велаяти, на встрече с Микдадом обсуждались вопросы сохранения территориальной целостности Сирии и предстоящие 13 апреля парламентские выборы в САР. Велаяти заявил, что вывод российских войск «не изменит всеобъемлющего сотрудничества, существующего между Ираном, Россией, Сирией и союзными силами, прежде всего, с движением «Хизбалла»».  Велаяти отметил, что Россия сохраняет в Сирии базу своих ВКС и в случае необходимости усилит действия против террористов. Он добавил, что сирийское правительство в настоящее время имеет преимущество, учитывая военные победы его союзников, прекращение огня и переговоры в Женеве. А.А.Велаяти отметил, что военные действия России «изменили условия в благоприятном для сопротивления (Иран-Сирия-«Хизбалла»-авт.) направлении». По словам высокопоставленного иранского политика, «сирийское правительство выжило в небольшой мировой войне, цель которой заключалась в том, чтобы переломить хребет сопротивлению в регионе».

Решение России вызвало отклики и в иранском экспертном сообществе. Советник бывшего секретаря ВСНБ Ирана Саида Джалили, известного своей консервативной направленностью, Мехди Мохаммади считает, что вывод российской военной группировки обусловлен двумя факторами. Во-первых, есть высокая вероятность того, что достигнутое перемирие будет продолжаться. Во-вторых, содержание войск в Сирии обходится России довольно дорого. М.Мохаммади пишет в газете «Танзим» о том, что Россия заранее информировала Иран и Сирию о будущем выводе войск. Главный вопрос, по его мнению, заключается в том, на какие уступки готовы пойти США и сирийская оппозиция в обмен на этот шаг. По его словам, «за этим решением стоит великий стратег». По-видимому, ремарка М.Мохаммади относится к президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Основным вопросом в настоящее время является, насколько Иран готов одобрить решение сирийского кризиса, которое будет принято российско-американским тандемом. Бывший иранский посол Хоссейн Малаек, являющийся в настоящее время директором Центра изучения Ближнего Востока Тегеранского университета, пишет о том, что Москва и Вашингтон могут провести через Совет Безопасности ООН такое решение, которое лишит правительство Асада реальных рычагов власти. В качестве одной из возможностей Малаек видит возможное развертывание в Сирии миротворческих сил ООН. Это вызывает у него беспокойство, так как возможности региональных игроков (Иран, Турция, Саудовская Аравия) влиять на процессы в Сирии будут серьезно ограничены.   Так или иначе, иранская национальная гордость, сознание независимого игрока на Ближнем Востоке и интересы ИРИ в Сирии не должны недооцениваться.

52.35MB | MySQL:106 | 0,759sec