Реакция Ирана на эскалацию карабахского конфликта

На протяжении последних трех дней первые полосы мировых СМИ занимает тема эскалации конфликта в Нагорном Карабахе. В ночь с 1 на 2 апреля начались широкомасштабные боевые действия между азербайджанской армией и вооруженными силами Нагорно-Карабахской Республики, с использованием тяжелых видов вооружения —  минометы, танки, БМП, реактивные системы залпового огня «Град», «Солнцепек»,  а также авиации.

Точное число жертв пока не сообщается. По официальным данным, распространенным управлением ООН по координации гуманитарных вопросов утром 4-го апреля, имеется 33 погибших – 30 военнослужащих и 3 мирных жителя, однако кадры с места событий, а также местные жители сообщают о гораздо большем числе погибших. Постоянные обстрелы с обеих сторон не позволяют вывести тела погибших из  зоны столкновения. Также, по данным 4-го апреля, армия НКР сумела не только отбросить назад азербайджанские вооруженные силы и освободить ранее захваченные позиции и села, но и занять еще два села.

Официальные Баку и Ереван обвиняют друг друга в провокации и эскалации конфликта. Кому выгодна разморозка конфликта? Судить можно долго, однако очевидно, что наименьшим образом в этом заинтересована Исламская Республика Иран, имеющая общую границу со всеми сторонами конфликта – Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном.

2 апреля с заявлением выступил официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Джабер Ансари. В заявлении в частности говорится, что «Иран глубоко обеспокоен сообщениями о вооруженных столкновениях в нагорном Карабахе, и призывает своих северных соседей к сдержанности и не допущению осложнения ситуации».

Прокомментировал ситуацию в Карабахе и спикер иранского Меджлиса Али Лариджани. Он сказал: «Проблема Нагорного Карабаха вызывает новые беспокойства в регионе. Уровень напряженности как в этом, так и в остальных региональных конфликтах, без того слишком велик, и новая война в регионе неприемлема». Заявление однозначным образом подчеркивает, что Иран категорически не устраивает эскалация военных действий на своей  границе.

Глава президентского аппарата ИРИ Хамид Абуталеби ограничился записью на своей официальной странице в Twitter, которая несет в себе определенное послание сторонам. В записи говорится: «Два десятилетия назад усилия Ирана, направленные на установление мира между двумя соседними странами увенчались успехом. Пока еще не поздно, эти усилия необходимо возобновить». Таким образом, Х.Абуталеби обозначил готовность Ирана выступить в роли посредника между конфликтующими сторонами, о чем Иран заявлял неоднократно. Еще в начале 2016 года, сразу после частичной отмены международных санкций ЕС и США в отношении Исламской Республики официальный представитель МИД заявил о готовности ИРИ стать посредником в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном.1

3 апреля телефонные беседы со своими коллегами из Армении Сейраном Оганяном и Азербайджана Закиром Гасановым, провел министр обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ Хоссейн Дехган. В ходе бесед Дехган заявил о необходимости прекратить военные действия как можно скорее. Он также призвал к сдержанности обе страны и рекомендовал разрешить кризис путем переговоров. 4 апреля министр обороны Ирана снова связался по телефону уже только с Закиром Гасановым.

Бывший посол ИРИ в Баку Мохаммад Багер Бахрами в своем интервью иранской газете «Джам-е джам» заявил, что внерегиональные силы заинтересованы в разжигании конфликтов. Он сказал: «Деятельность внерегиональных сил, в том числе Израиля, очевидна. Турция выразила свою поддержку Азербайджану. Соседи должны быть внимательны, так как регион не имеет ни ресурсов, ни возможностей для новой войны и нового кризиса».

Обеспокоенность Ирана обусловлена в первую очередь его непосредственным соседством с конфликтующими сторонами и угрозой безопасности его границ. И доказательством тому является вчерашнее заявление советника губернатора провинции Восточный Азербайджан по вопросам безопасности Саида Шабестари Хиабани о том, что на территорию Ирана вблизи поселка Хода-Афарин попало три минометных снаряда, в результате чего были повреждены линии электропередач. Неизвестно, с какой именно стороны был произведен обстрел, ведь обе стороны ведут огонь в юго-восточной части линии соприкосновения, которая отделена от Ирана рекой Аракс.  Азербайджан обвинил  вооруженные силы НКР в попытке обстрелять из миномета село Казахлар, которое находится в самой горячей точке боестолкновений и в результате промаха, мины взорвались на территории Ирана. Армянские же источники доказывают, что учитывая географическое расположение села Казахлар, промахнуться таким образом невозможно.

При наличии современных коммуникационных технологий настоящая информационная война развернулась на просторах интернета. В частности, пропаганду ведут несколько ираноязычных сайтов, действующих на территории северо-восточных провинций Восточный и Западный Азербайджан (Атрпатакан), население которых в большинстве тюркоязычное. На одном из таких сайтов, принадлежащем антииранскому сепаратистскому, так называемому, «Национальному фронту освобождения Южного Азербайджана» — gamac.info , распространена информация о том, что десятки «южных азербайджанцев» собрались на берегу реки Аракс и готовы добровольно участвовать в военных действиях.

Как известно, Азербайджан в международных организациях пытается представить конфликт  в качестве религиозного противостояния. При таких условиях для шиитского большинства Азербайджана, а также иранских азербайджанцев, наиболее важное значение имеет позиция Верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Поэтому азербайджанская пропагандистская машина поспешила использовать его имя, приписав ему фразу: «Карабах — земля мусульман», об этом сообщает портал azariha.org. Последний раз Верховный лидер Ирана упоминал о Карабахе в связи с ходжалынской трагедией, когда Хаменеи заявил: «Правительство Армении и армяне Карабаха притесняли мусульман этого региона, и мы осуждаем действия армян Карабаха при поддержке правительства Армении».

Сдержанные заявления Исламской Республики можно объяснить лишь дипломатическими нормами. Очевидно, что между Ираном и Азербайджаном отсутствует доверие в связи с рядом принципиальных вопросов, таких как претензии Азербайджана на иранские территории, нерешенный правовой статус Каспия,  и т.д. С Арменией, с момента провозглашения независимости,  Иран  имеет дружественные отношения. Однако, следует помнить, что в Иране проживает около двадцати миллионов азербайджанцев или тюркоязычных иранцев, чье влияние в политической системе нельзя не замечать.

Посредническая миссия Ирана в Нагорном Карабахе началась еще в 1992 году, когда 7-го мая президенты Армении Левон Тер-Петросян и исполняющий обязанности президента Азербайджанской Республики Якуб Мамедов встретились в Тегеране, где стороны подписали Коммюнике, в котором договорились о прекращении огня и открытии дорог. Кроме того, в Карабах должен был прибыть специальный представитель президента ИРИ Махмуд Ваези. Однако, в ночь на 10-е мая, когда карабахские силы взяли под контроль стратегически важный город Шуши, эти договоренности потеряли значение.

Уже несколько лет Иран вновь предлагает свой план решение конфликта, который он обещает представить лишь после того, как его признают посредником. На сегодняшний день, наиболее сильное влияние на обе конфликтующие стороны имеет Россия, которая уже начала действовать.

  1. Официальные интересы Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе представляет Армения с 1998 года.
52.23MB | MySQL:103 | 0,655sec