О приобретении самолетов дальнего радиолокационного обнаружения ОАЭ: взгляд из Китая

В рамках современных вооруженных конфликтов необходимо активно использовать все компоненты военно-воздушных сил, поскольку только так можно получить преимущество в ходе боевых действий на земле. По информации СМИ КНР, 10 ноября 2015 г. военно-политическое руководство Объединенных Арабских Эмиратов подписало с компанией СААБ контракт на поставку двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) «Глобал 6000». Стоимость контракта составляет 1,27 млрд долл. США и строительство самолетов на базе бразильских «Эмбраер-145» будет осуществлять на авиазаводах компании СААБ в городах Швеции — Гётеборг, Линчёпинг, Ярфялла, Арбога, Лулео, а также в ЮАР – г.Центурион. Куратором данного проекта назначен генерал-майор ВВС ОАЭ Абдалла аль-Сайед аль-Хашейми.

Использование «Эмбраер-145» позволяет оперативно (в течение двух лет) построить два самолета ДРЛОиУ «Глобал 6000», которые будут осуществлять патрулирование на скорости 900 км/ч, обладают практическим потолком в 15 000 метров, а экономичные турбореактивные двигатели позволяют находится в воздухе около 10 часов и оперативно прибывать в необходимый район Ближнего Востока. Следует отметить, что компания СААБ в инициативном порядке выбрала бразильский «Эмбраер-145» поскольку собственные разработки «СААБ-2000» и «СААБ-340» обладают максимальными скоростями патрулирования 300 и 400 км/ч а практический потолок составляет всего 6 000 и 7 000 метров соответственно.

Примечательно, что сотрудничество шведской СААБ и ОАЭ было установлено еще в 2009 г., когда этогосударство Персидского залива приобрело первые два самолета ДРЛОиУ «СААБ-340» (стоимость контракта составила 220 млн долл. США).

Кроме того, необходимо отметить, что благодаря своим возможностям и адекватной стоимости «Глобал 6000» превзошел своих американских конкурентов — «Е-2Д Адванс Хокай» от корпорации «Нортроп Грумман» и «Е-3 Веджтэйл» производства «Боинг».

Профессор факультета ДРЛОиУ Авиационного университета ВВС НОАК Тун Юэ отмечает, что выбор Абу-Даби в пользу «Глобал 6000» полностью логичен, поскольку у ВВС ОАЭ уже есть опыт эксплуатации шведской авиатехники, а кроме того есть возможность получить больше информации об опыте эксплуатации в ВВС таких стран, как: Мексика, Бразилия, Пакистан, Таиланд и Греция. Всего компания СААБ поставила в эти страны 16 самолетов ДРЛОиУ различных модификаций. Основные отличия состоят в базовой модели самолета и моделях применяемых радиолокационных станций (РЛС).

Китайский специалист указывает, что шведская компания СААБ одна их первых предложила иностранным покупателям современные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая позволяет отойти от применения антенны кругового обзора во вращающемся обтекателе. Именно по такому пути пошли китайские конструкторы при создании первого самолета ДРЛОиУ национальной разработки под обозначением «Кунцзин-200» (создан на базе военно-транспортного «Юнь-8» — копия советского «Ан-12»). –

По информации китайской военной разведки на самолете «Глобал 6000» будут установлены:

– современные РЛС с АФАР;

– комплекс лазерных датчиков и излучателей (вероятно для обнаружения наземных целей и самообороны самолета);

– системы связи КВ, УКВ, а также спутниковой связи;

– навигационная система GPS.

Развитая электронно-вычислительная система самолета позволяет осуществлять сбор информации о воздушной обстановке, так и вести радиоэлектронную разведку (перехват и обработка радиосигналов L-диапазона и УКВ радиоволн). Кроме того, собственная аппаратура связи позволяет гарантированно передавать большой объем данных на командные пункты и другие самолеты. Так, частоты бортовой системы связи варьируются от 4 000 до 8 000 МГц, передача данных от самолета на наземный командный пункт осуществляется со скоростью два мегабита в секунду, а прием информации с земли  со скоростью 512 килобит в секунду. Китайские специалисты отмечают, что современная элементная база позволила сочетать в размерах небольшого самолета свойства воздушной РЛС, но и радиоэлектронного разведчика, и, что немаловажно, количество постов операторов возросло до десяти, это почти в два раза больше по сравнению с предыдущими моделями.

Профессор Тун Юэ указывает, что применение новой модели РЛС с АФАР Erieye позволило шведским конструкторам освободить место под современные лазерные системы обнаружения наземных целей, данные о которых потом будут переданы на боевые самолеты (штурмовики или бомбардировщики). Для повышения эффективности работы по наземным целям, под килем самолета будет установлена дополнительная секция РЛС. Вероятно, на «Глобал 6000» также установлена аппаратура инфракрасного наблюдения для обнаружения пусков ракет.

Китайский специалист отмечает, что данный самолет серьезно повысит не только возможности управления воздушными подразделениями, но и выведет на новый уровень возможности системы ПВО ОАЭ.

Единственным минусом «Глобал 6000» является невозможность обнаружения воздушных целей впереди по курсу самолета в пределах 30 градусов и позади самолета также в пределах 30 градусов.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что китайские специалисты внимательно отслеживают последние тенденции в мире техники ДРЛОиУ, поскольку в современных вооруженных конфликтах активно применяются методы «гибридной войны» – сочетание реальных боевых операций и электронного воздействия. Следует отметить, что китайские самолетостроители смогли лишь отчасти решить вопрос с постройкой самолета для создания системы ДРЛОиУ. В настоящее время в КНР реально производится только самолета «Юнь-9» для последующей сборки модели «Кунцзин-500», но практически не проводятся работы на базе гражданских ARJ-21, C-919 и МА-60. Это обусловлено отсутствием надежных самолетных двигателей и надежной авионики китайского производства.

Кроме того, до сих отсутствует технический задел по бортовым системам (РЛС, системы связи, лазерные и инфракрасные) и их вариантам, которые могут пригодиться при продвижении подобной авиационной техники на международный рынок вооружения и военной техники.

52.31MB | MySQL:103 | 0,497sec