Мнение китайских аналитиков о роли Турции в современной ситуации на Ближнем Востоке

Начиная с XVII века, руководители Османской империи мечтали о создании сильного государства, которое контролировало бы всю территорию, заселенную тюркскими народами. Военно-политическое руководство Османской империи  неоднократно развязывало войны с соседними государствами – Российской империей и Ираном, но практически всегда проигрывало. В результате множества вооруженных конфликтов Турция потеряла большое количество территорий и в итоге осталась существовать на полуострове, который после включения Турции в НАТО приобрел стратегическое значение, как для самой Анкары, так и для новых друзей по североатлантическому блоку.

В отношении экономической составляющей комплексной мощи Турции следует отметить, что по уровню технической грамотности и возможности производить сложную технологическую продукцию Турция занимает пятое место среди европейских стран, по объему выплавки стали 11 место, по объемам производства автомобилей 15 место. Китайские аналитики отмечают, что турецкие государственные компании прилагают серьезные усилия по развитию химической промышленности, высокотехнологичных производств, созданию электронных компонентов и программного обеспечения.

Возможность турецкого руководства перекрывать движение по своим территориальным водам напрямую угрожает интересам Российской Федерации, и уровень этой угрозы стал повышаться с 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру), а затем и после событий в Крыму и на юго-востоке Украины. В ответ на действия России официальная Анкара и Вашингтон усилили взаимодействие в военно-политической области. Так разведывательные и боевые корабли стран-членов НАТО теперь в большем количестве осуществляют патрулирование в Черном море.

Китайские военные аналитики полагают, что за последние 10-15 лет Турция предприняла немало попыток дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе. Официальная Анкара вела двойную игру в отношениях с РФ.

На протяжении пятнадцати лет президент Турции Р.Т.Эрдоган неоднократно встречался с президентом РФ В.В.Путиным, ратовал за сотрудничество и контракты с российскими компаниями, старался переключить на себя энергетические (газовые) потоки из России в Южную Европу. Одновременно с этими действиями лидера государства турецкие дипломаты, работники культуры и офицеры разведки Турции проводили в жизнь турецкую стратегию «мягкой силы».

Основной целью этой стратегии является возрождение исламских (османских) ценностей в умах тюркских народов бывших республик СССР, а также напоминание российским татарам и другим мусульманам, что Россия является наследницей Российской империи, которая притесняла правоверных мусульман в течении последних 300 лет.  Вторичная цель турецкой стратегии заключается в том, чтобы по результатам такой подрывной работы заработать больший авторитет среди стран-членов НАТО и выбить дополнительные ассигнования на собственные Вооруженные силы (ВС).

Очевидно, что в своем нынешнем состоянии ВС Турции являются самыми многочисленными среди армий стран-членов НАТО, кроме США. Так, на вооружении находится 240 истребителей F-16 различных модификаций, 200 истребителей-бомбардировщиков F-4 2020 и именно эти самолеты как наиболее боеготовые вооружены ракетами класса «воздух-воздух» AIM-9X (данной ракетой турецкий самолет сбил российский бомбардировщик Су-24 в воздушном пространстве САР) и AIM-120.  Пилоты ВВС Турции регулярно проходят обучение в США, принимают участие в учениях «Красный флаг» и по уровню летной подготовки занимают прочное второе место среди ВВС стран-членов НАТО.

Китайские специалисты отмечают, что именно Р.Т.Эрдоган, мечтая о создании новой Османской империи, инициировал план модернизации ВС страны, который рассчитан на 30 лет. В этом плане выделено три основных направления, однако приоритет отдан ВМС страны.

Для нужд турецких ВМС национальные проектно-конструкторские бюро разрабатывают разные типы надводных кораблей от универсальных десантных кораблей (УДК), до судов спасателей подводных лодок. Подобный спектр корабельной техники объясняется тем, что военно-политическое руководство Турции всерьез задумалось над постройкой и введением в строй полноценной авианосной ударной группировки. В качестве примера, китайские аналитики приводят турецкий проект УДК типа «Анатолия». По информации СМИ КНР, известны некоторые тактико-технические характеристики этого корабля: длина  225 м, ширина 32 м, полное водоизмещение 25 000 — 28 000 тонн., экипаж 1400 в/с, скорость от 19,5 до 21 узла.  Данный корабль способен принимать восемь вертолетов, 700 морских пехотинцев. Конструкция палубы предусматривает наличие трамплина с углом подъема 12 градусов, что позволяет обеспечивать взлет таких боевых машин как американский конвертоплан V-22 «Оспрей» и истребитель F-35. По информации военной разведки КНР, турецкая сталелитейная промышленность способна производить металл для такого ключевого элемента как взлетная палуба (по требованиям ВМС НАТО, температура плавления палубного перекрытия на случай пожара составляет 1200 градусов Цельсия).

Основная задача подобного корабля – обеспечение молниеносных десантных операций с применением авиации и бронетехники, и как отмечают китайские военные эксперты, в конструкции данного корабля применена модульная схема, которая позволяет разбирать часть внутренних помещений корабля и базировать внутри небольшие суда на воздушной подушке.

Кроме чисто технических моментов, отражающих готовность официальной Анкары к «большим свершениям» китайские политологии и военные аналитики отмечают необходимость учета подходов Р.Т.Эрдогана к трактовке ситуации на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии. Так в 2011 г. турецкий президент заявил, что события в соседней Сирии это «вопрос внутренней политики Турции».

Китайские специалисты считают, что Турция не намерена решать вопросы и острые моменты на Ближнем Востоке, поскольку, фактически, она грубо вмешивается в дела соседних стран. Примером тому служат: сбитый российский самолет в небе Сирией, а именно над районом компактного проживания тюркских племен; ввод 150 военнослужащих, под прикрытием бронетехники (20 танков и БТР) на территорию Ирака. В качестве предлога во втором эпизоде служит борьба с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), а ведь президент США Б.Обама открыто призывал своего турецкого коллегу присоединиться к борьбе с террористами и исламистами. Именно действия Белого дома раздражают официальную Анкару, поскольку в Вашингтоне продолжают считать курдов главными сторонниками США в борьбе с террористами и исламистами и соответственно выделяют военно-техническую помощь бойцам курдского ополчения.

По мнению офицеров политической разведки КНР, деятельность турецкого руководства направлена только на решение собственных вопросов – восстановление Османской империи, которое включает:

– выдавливание курдов с территории Турции и Ирака (поставлена задача ликвидировать Рабочую партию Курдистана» и ее филиалы в Ираке и Сирии);

– захват части территории Сирии и восстановление полного и единоличного контроля над Средиземноморским регионом.

Следует отметить, что за последние тридцать лет в ходе силовых операций в Турции было убито около 30 000 курдов

Примечательно, что спецслужбы США и Турции в период с 2011 по 2014 гг. тесно сотрудничали в вопросе создания антиправительственных сил в Сирии и организовали учебные центры, как в Турции, так и в Катаре и КСА. Подобное сотрудничество целиком и полностью отвечало надеждам Р.Т.Эрдогана на создание новой Османской империи, однако военная операция ВКС РФ в Сирии сломала его планы.

По мнению СМИ Великобритании (газеты «Индепендент», «Дэйли Рекорд») и Германии («Центральная газета Франкфурта»), Р.Т.Эрдоган ошибся в выборе цели (т.е. руссийского самолета) и совершил опасный проступок, за который поплатится экономика Турции. Западные аналитики считают, что в НАТО не ожидали от Анкары подобных действий, поскольку именно в Европе понимают, что только Россия ведет реальную и активную борьбу с настоящим противником – ИГ.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с мнением китайских специалистов об очередном  проигрыше Турции в региональной военно-политической игре. Следует отметить, что по мере уничтожения террористов иссякнет и поток «легких денег», которые турецкое руководство получает от экспорта нефти и другой контрабанды. Вероятно, в условиях объединения усилий России, Ирана Ирака и Сирии основной поток террористов направится именно в Турцию и тогда официальной Анкаре придется оперативно усиливать охрану государственной границы, что повлечет дополнительные траты из бюджета. В противном случае, в Турции могут продолжиться серии террористических актов, которые увеличат число жертв, как среди мирного населения, так и среди военных и нанесут еще больший урон экономике страны, поскольку она полностью утратит статус безопасной туристической гавани.

52.19MB | MySQL:103 | 0,520sec