О развитии ракетного вооружения в Пакистане

В условиях нарастающей военной мощи Индии в соседнем Пакистане конструкторы и производители ракетного вооружения предпринимают все возможные меры для создания современных образцов крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования. На примере ВКС РФ, которые неоднократно применяли крылатые ракеты в ходе операции в Сирии,  практически, все страны мира убедились в необходимости развития данного вида вооружения.

По информации СМИ Пакистана, с конца 90-х гг. прошлого столетия пакистанские специалисты вели работы по созданию крылатых ракет в воздушного базирования (КРВБ) «Раад» (она же «Хатф-8») в интересах ВВС страны.

Согласно открытой информации КРВБ «Раад» обладает следующими тактико-техническими характеристиками: длина 4,85 м, вес 1 100 кг., вес боевой части 450 кг., способна доставлять ядерную головную часть мощностью от 10 до 35 килотонн на дальность 350 км. По внешним очертаниям данная ракета похожа на американскую AGM-158 JASSM. Данная ракета может совершать полет на сверхмалых высотах на скоростях от 0,6 до 0,9 МАХа и огибать рельеф местности, что серьезно затрудняет ее перехват силами ПВО/ПРО.

Конструктивно ракета состоит из отсека с аппаратурой наведения, отсека с боевой частью, топливного и двигательного отсека, а также снабжена центральным и хвостовым оперением.

В ходе полета наведение ракеты обеспечивается за счет применения инерциальной системы навигации, спутниковой навигации по сигналам американской системы GPS или китайской «Бэйдоу», сличения рельефа местности, а также цифровое фото/видео наведение. На конечном участке полета ракета сверяет полученное изображение с заложенной в модуль памяти объемным изображением района расположения цели. Фактически подобный комплекс систем наведения позволяет пилотам ВВС Пакистана следовать тактике «выстрелил и забыл».

Однако, по мнению китайских специалистов, разработчикам ракеты необходимо работать над уменьшением кругового вероятного отклонения (КВО), путем применения новых микросхем китайского производства. Для современных КРВБ данный показатель находится в пределах 10-20 м. Известно, что модуль управления ракетой включает блок самоликвидации ракеты в случае изменения ситуации и необходимости отмены ракетной атаки.

Китайские специалисты отмечают, что двигатель данной КРВБ позволяет ракете подлетать к цели практически бесшумно, однако не совсем удачная форма воздухозаборника для двигателя ракеты, а также выступающие элементы крепежей к пусковой направляющей создают дополнительные тормозную силу, что приводит к перерасходу топлива

С учетом типа снаряжения головной части и других тактико-технических характеристик китайские специалисты полагают, что данные КРВБ могут применяться для ударов по крупным надводным кораблям, командным пунктам, мостам и электростанциям.

Следует отметить, что пакистанские инженеры пошли по перспективному пути конструирования крылатых ракет и сконструировали корпус квадратного сечения, который позволяет ракете устойчиво выполнять полет к цели, снижает ее радиолокационную заметность, а также позволяет отойти от применения громоздких и тяжелых твердотопливных ускорителей в воздушном варианте. Кроме того, применение раскладывающихся крыльев (тонкий профиль, гладкая поверхность) позволило увеличить вес головной части и установить дополнительную аппаратуру систем наведения.

В хвостовой части ракеты расположены вертикальные стабилизаторы и рули управления, которые обеспечивают стабильность при горизонтальном полете и хорошую маневренность ракеты.

По мнению китайских специалистов по ракетному вооружению КРВБ «Раад» при максимальной массе 1100 кг. и длине 4,85 м. позволяет пилотам одномоторных истребителей уверенно выполнять взлет и маневры с  перегрузками до 4G.

По информации СМИ КНР, испытания КРВБ «Раад» впервые были проведены 25 августа 2007 г. в Пакистане с использованием истребителя «Мираж 3», однако, по мнению китайских аналитиков, данная ракета может применяться как с истребителей JF-17 «Гром» (китайско-пакистанская разработка), так и J-10В (китайский истребитель поколения 3++).

Кроме указанной выше КРВБ в Пакистане также разработана крылатая ракета наземного базирования (КРНБ) «Бабур» (она же «Хатф-7») дальность полета которой в зависимости от веса головной части варьируется от 500 до 700 км., что значительно больше российско-индийской разработки БРАМОС. Известно, что разработка ракеты «Бабур» была начата еще в 1998 г., когда пакистанские военные получили компоненты шести ракет BGM-109 «Томагавк»  от лояльных исламистов в Афганистане. Вероятно, пакистанские конструкторы и  оружейники в сотрудничестве с китайскими коллегами скопировали твердотопливный ракетный ускоритель и турбовентиляторный двигатель американской ракеты. Испытательные пуски ракет «Бабур» проходили в период с августа 2005 г. по февраль 2011 г.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что способность пакистанских оружейников создавать современные образцы ракетного вооружения заслуживает уважения со стороны соседей по региону. Очевидно, что в Пакистане сформирована своя технологическая школа, которая успешно создает образцы ракетного вооружения, которое позволяет сохранять баланс сил в условиях растущей военной мощи главного регионального оппонента – Индии.

Следует отметить, что по мощности ракетного удара после КРВБ «Хатф-8» и КРНБ «Хатф-7» следом располагаются баллистические ракеты средней дальности «Шахиин-3».

52.29MB | MySQL:103 | 0,458sec