США — Иран: будут ли введены новые санкции?

«Иранские договоренности» января 2016 года, а именно снятие с Ирана части санкций  с самого начала были восприняты позитивно далеко не всеми странами. Более того, в Соединенных Штатах, как основного участника процесса урегулирования, вопрос Ирана стал фактором серьезного раскола общества.

Главная и наиболее серьезная линия раскола наблюдается именно в высших эшелонах власти – а именно между администрацией президента Барака Обамы и Конгрессом, где сейчас большинство мест имеет Республиканская партия.

По мнению республиканцев договоренности с Ираном не только не принесут США и миру никакой ощутимой пользы, но и, более того, опасны, так как, по сути, развязывают руки стране, являющейся одной из главных ядерных угроз, спонсором терроризма, нарушителем прав человека. Как заявил в одном из своих выступлений один из кандидатов в президенты, республиканец Дональд Трамп, «договоренность с Ираном – это позор для нации». Примерно такого же мнения и его соперник по гонке и соратник по партии Тед Круз.

Впрочем и среди республиканцев нет стопроцентного единства. Так, например, еще один кандидат в президенты Джон Кейсик приветствует достигнутые договоренности и считает их серьезным шагом на пути уменьшения иранской угрозы. Такую же позицию занимает и кандидат от демократов Берни Сандерс.

В то же время, Хиллари Клинтон (Демократическая партия) отказывает в доверии Ирану, выступая за подход «доверяй, но проверяй».

Очевидно, что такое расхождение во взглядах не способствует вырабатыванию эффективного и консолидированного подхода к проблеме. Ситуация осложняется еще и тем, что поведение Ирана далеко не идеально, и, несмотря на то, что он выполнил договоренности от июля 2015 года (сократив свои ядерную программу, в результате чего и были отменены часть санкций в январе 2016), в то же время Тегеран не прекратил испытания своих баллистических ракет, что вызывает серьезное беспокойство у американских политиков. Первый такой тест был проведен считанные дни спустя после снятия санкций, что заставило администрацию Обамы ввести новые санкции – теперь в отношении отдельных лиц и предприятий, связанных с ракетной программой. Президент ИРИ Хасан Роухани осудил эти действия, заявив, что, во-первых, США не менее активно используют ракеты, только в отличие от Ирана «в отношении мирного населения Палестины, Йемена и других государств Ближнего Востока», и что Исламская Республика  намерена  продолжать ракетные испытания. Во-вторых, Роухани намекнул, что США сами до сих пор не выполнили  свои обязательства перед Ираном. Тегеран сдержал свое слово, проведя еще несколько испытательных пусков ракет, последний из которых был проведен 24 марта 2016 года.

Все это ставит администрацию Обамы в достаточно двусмысленное положение. С одной стороны, Иран, по мнению США, прямо нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН, запрещающую ему проводить ракетные испытания. С другой – необходимо выполнять обязательства по июльским 2015 г. договоренностям. При этом необходимо еще обеспечить, если не поддержку, то хотя бы отсутствие непримиримых возражений со стороны Конгресса.

Все это привело к тому, что американский президент, похоже, выбрал тактику «и вашим, и нашим». С одной стороны – осуждение Ирана, ввод новых санкций. С другой – активные деловые контакты. Более того, последний месяц в американских СМИ активно обсуждается информация о том, что Госсекретарь Дж.Керри якобы пообещал иранским официальным лицам, что США скоро позволят Ирану осуществлять финансовые транзакции в долларах. (эта информация, однако, была недавно опровергнута заместителем госсекретаря по политическим делам Томасов Шенноном-мл. во время слушаний в Конгрессе).

Одновременно,  представители администрации президента явно пытаются повлиять на членов Конгресса,  показав, что в договоренностях с Ираном больше пользы, чем в конфронтации с ним. Это было особенно заметно во время  уже упомянутых слушаний, проходивших в Комитете по иностранным делам Сената Конгресса США 4 (5) апреля 2016 года. На них Т.Шеннон подвергся «допросу с пристрастием» со стороны сенаторов, как демократов, так и республиканцев. На их опасения по поводу поведения Ирана и будущего всего проекта со снятием санкций, Шеннон отвечал примерно следующее: «Мы, конечно же, будем по-прежнему с осторожностью относиться к Ирану, пресекать любые нарушения резолюции ООН 2231 по испытанию баллистических ракет. Однако важно не выходить из диалога и стараться разрешить все противоречия дипломатическими усилиями». Интересно, что, несмотря на заявленную готовность «сдерживать Иран любыми средствами»,  Шеннон все же так и не произнес слово «новые санкции» вслух, уклоняясь от вопросов законодателей относительно этого момента. Вероятно, администрация Обамы продолжит использовать выбранную тактику вербального осуждения и точечных санкций по мере необходимости и одновременного сближения с Ираном (если только Тегеран не совершит какого-то чрезвычайно серьезного «проступка» — что маловероятно), при этом также не оставляя попытки убедить Конгресс в своей правоте и по мере возможностей сдерживать его горячее желание вернуть режим антииранских санкций. Это, впрочем, неудивительно, учитывая, что договоренность с Ираном уже названа экспертами одним из главных успехов Барака Обамы на посту президента.

52.2MB | MySQL:103 | 0,584sec