Об особенностях и направлениях китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества в области создания авиационной техники

По информации СМИ КНР известно, что ВВС Малайзии планируют  приобрести партию истребителей JF-17 «Гром» (производственное обозначение в КНР FC-1 «Злой Дракон»). Подобные намерения высказали представители ВС Малайзии в ходе совместных учений «Северный гром», которые проходили в феврале 2016 г. на полигоне около г. Хафр аль-Батин в Королевстве Саудовская Аравия.

Китайские специалисты отмечают, что в рамках многосторонних учений (участвовали подразделения ВС 20 стран) пакистанские военные летчики отрабатывали приемы воздушного боя в ходе соревновательных этапов учения с пилотами ВВС КСА, которые пилотируют истребители-перехватчики F-15 (пр-во США).

По результатам данных учений саудовские пилоты проиграли больше 50 процентов воздушных боев, что указывает, как на хорошую летную подготовку пакистанских летчиков, так и на высокий технический уровень китайско-пакистанской разработки – истребителя JF-17 «Гром».

Следует отметить, что пакистанские летчики истребительной авиации регулярно принимают участие в ежегодных учениях ВВС США под обозначением «Красный флаг» и в 2015 и 2016 гг. проводили воздушные бои против истребителей пятого поколения F-22 «Раптор». Опыт, полученный в американских командировках, пилоты ВВС Пакистана активно передают своим китайским коллегам в рамках двусторонних ежегодных учений «Шахиин». Известно, что с ВВС Пакистана в данных учениях активно задействуют эскадрильи, оснащенные истребителями F-16C/D Block 52, которые выступают в качестве F-22 «Раптор», поскольку возможности РЛС этих американских самолетов сопоставимы.

Так, в 2016 г. были проведены учения «Шахиин-5», в ходе которых традиционно отрабатывались маневры по прикрытию воздушных командных пунктов, бомбардировочной авиации и т.д.  Основной акцент китайских и пакистанских летчиков был направлен на отработку маневренного воздушного боя с применением таких самолетов как: истребители Су-30МКК, «Цзянь-10Б» и истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7Б». Данные самолеты находятся на вооружении ВВС НОАК уже более 15 лет и опыт китайских летчиков позволяет обучать пакистанских коллег на случай встречи с индийскими Су-30МКИ. Кроме того, ВВС Пакистана регулярно направляют своих офицеров для прохождения курсов пилотирования истребителей серии «Цзянь-10» в КНР.

Известно, что для расширения возможностей JF-17 «Гром» в борьбе с наземными целями военно-политическое руководство Пакистана санкционировало переговоры с французской компанией Thales о приобретении 36 комплектов контейнерной системы инфракрасного и оптического наведения Damocles. По данным компании производителя, данная система позволяет устойчиво обнаруживать и классифицировать наземные цели на высоте до 13 700 м. и на расстоянии до 45 000 м.

Следует отметить, что французское оборудование не отмечено в общей программе модернизации JF-17 «Гром». В рамках программы модернизации (установка оборудования для дозаправки в воздухе)  указанного самолета до модификации JF-17 Block 2 в КНР будет построено и передано в строевые части (в 2016-2017 гг.) ВВС Пакистана 50 самолетов.  Китайские и пакистанские конструкторы выбрали вариант с фиксированной заправочной штангой, с целью избежать поломок данного узла. Известно, что подобное оборудование было опробовано на истребителях «Цзянь-8Д» и «Цзянь-10».

Представители пакистанской самолетостроительной компании AMF высказывают намерения производить топливозаправочный комплект для JF-17 Block 2, а также планируют предложить варианты применения композитных материалов в конструкции планера истребителя. Именно композитные материалы должны повысить тяговооруженность одномоторного истребителя JF-17 Block 2.

В качестве основного самолета-заправщика в ВВС Пакистана используются российские Ил-76, которые с помощью украинских специалистов были модифицированы как Ил-78. Однако, командование ВВС Пакистана ведет переговоры с ВВС США о приобретении самолетов-заправщиков КС-135, а с ВВС Франции ведутся переговоры о поставке комплектов оборудования для переделки транспортных самолетов «Эйрбас» А310 в воздушные танкеры А310MRTT. В случае создания полноценного полка самолетов-заправщиков, примерно половина истребителей JF-17 Block 2 смогут выполнять задачи в боевом радиусе 1500 км., тогда как у первой модификации этот показатель составляет 800 км.

Кроме того, специалисты ВВС Пакистана рассчитывают, что JF-17 Block 2 будет способен применять более широкую номенклатуру вооружения (кроме ракет класса «воздух-воздух)», а именно: противокорабельные ракеты С-802АК, ракеты класса «воздух-земля» C-802KD, сверхзвуковые ракеты класса «воздух-земля» СМ-400, а также ракеты, предназначенные для борьбы с РЛС противника MAR-1.

По материалам публикаций в китайских печатных изданиях «Наука и техника оборонной промышленности» и «Авиационное знание» известно, что пакистанские и китайские инженеры разработали еще один (второй) этап модернизации рассматриваемого истребителя под обозначением JF-17 Block 3.  В рамках указанного этапа, на самолет будут устанавливать радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой, в корпусе самолета будет устанавливаться система инфракрасного наведения, а также будет серьезно модернизирован бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.

Планируется, что в качестве силовой установки будет устанавливаться китайский турбореактивный двигатель WS-13 «Тайшань», который на форсажном режиме обеспечивает тягу в 10 000 кгс. тогда как российский РД-93 по данному параметру слабее на 15-17%.  По мнению китайских специалистов двигатель WS-13 «Тайшань» позволит улучшить некоторые характеристики самолета, однако будет ли эта замена иметь положительное влияние на стоимость самолета неизвестно.

Следует отметить, что стоимость одного нового истребителя JF-17 «Гром» колеблется от 15 до 25 млн долл. США за единицу, тогда как стоимость одного американского истребителя F-16 составляет около 70 млн долл. США. Более низкая стоимость является основным аргументом при приобретении самолетов подобного типа такими станами, как: Марокко, Судан, Сенегал, Чад, Тунис, Мальдивские острова, Мавритания и Маврикий.

Подводя итог вышесказанному, представляет возможным предположить, что китайские и пакистанские военные и дипломаты в указанных выше странах арабского мира и Африки продолжат прилагать усилия по продвижению недорого и эффективного истребителя, который будет вполне адекватным выбором по критерию «цена/боевые возможности». Однако,  процесс этот будет затяжным, поскольку даже в африканских странах высшее военно-политическое руководство готово идти на большие расходы для приобретения самой современной военной техники для нужд ВВС.

52.26MB | MySQL:103 | 0,652sec