Риск раскола Ливии возрастает

Власти США ввели санкции против главы самопровозглашенного правительства Ливии Халифы аль-Свейли (Он же аль-Гвейли). Объявление об этом распространил  Минфин США. Ранее Белый дом обнародовал новый указ американского президента Барака Обамы, служащий основанием для введения санкций. Согласно заявлению Минфина, на Х.аль-Свейли распространяется  указ, озаглавленный «О блокировании собственности и приостановке доступа в США для лиц, способствующих ситуации в Ливии». Поясняется, что имеются в виду «лица и организации, которые, в частности, угрожают миру, безопасности и стабильности в Ливии, либо блокируют или подрывают деятельность ливийского правительства национального согласия». Х.аль-Свейли, согласно документу, «выдает себя за премьер-министра и министра обороны «правительства национального спасения», ассоциирующегося с ливийским Всеобщим национальным конгрессом». ВНК — это происламистский бывший временный парламент страны, заседающий в Триполи. В пресс-релизе Минфина Х.аль-Свейли обвиняют в том, что он «чинит препятствия» действиям кабинета Ф.Сараджа, «в том числе путем поставки оружия и сопутствующих материалов». Указывается, что в начале января министерство обороны во главе с Х.аль-Свейли призвало все свои подразделения не исполнять приказы правительства Ф.Сараджа. Затем были отданы приказы об аресте назначенных Ф.Сараджем силовиков и о всеобщей мобилизации. Последнее из этих распоряжений, как утверждают американцы, «ограничивало свободу передвижения (в Ливии) дипломатов и других иностранцев». 1 апреля с.г. санкции против Х.аль-Свейли были введены Евросоюзом. Таким образом на Западе пытаются демонтировать главную исламистскую силу (а вернее — ее мисутратовскую часть) в Ливии, которая под влиянием Катара старается всячески торпедировать переезд правительства Ф.Сараджа в Триполи. В принципе это будет означать, что в самом скором времени против Х.аль-Свейли, который долгое время еще в самом начале «революции» пытался получить вожделенный пост министра обороны, будут применены и более серьезные меры воздействия, включая чисто военные. В любом случае, глава влиятельного мисуратовского клана Х.аль-Свейли из активного политического оборота в Ливии выбыл.

Но вопрос не только в мисуратовском и триполитанском клане. В самом Тобруке, который считается на Западе «легальным органом власти», также не все ясно. В частности, президент Палаты представителей А.Салах не выполнил свое обещание созвать заседание 18 апреля с целью вынесения вотума доверия правительству Ф.Сараджа. Совершенно очевидно, что это вызвано не техническими причинами, а нежеланием самого президента и его сторонников (в том числе и командующего вооруженными силами Тобрука) добровольно и без всяких условий отдавать власть правительству национального единства. Вообще с учетом самого процесса вхождения Ф.Сараджа во власть возникает все больше вопросов, насколько он пользуется поддержкой значительной части ливийского общества. Пока за его легитимизацию в основном борются Запад и Саудовская Аравия. Без их силового прессинга и финансовых вливаний представителям разных ливийских центров силы правительство Ф.Сараджа вообще не имело никаких шансов переехать хотя бы на бывшую базу ВМФ в Триполи. При этом в самой Палате представителей также нет единства по вопросу поддержки Ф.Сараджа. Заместитель А.Салаха Эмхемед Шоейб в обход своего шефа тайно стал готовить заседание этого органа 21 апреля с.г. с целью все-таки завотировать поддержку правительства национального единства. Это связано не с большой любовью Э.Шоейба к Ф.Сараджу, а с тем, что он, как ставленник бенгазийских кланов, стремится таким образом помешать силам генерала Х.Хафтара полностью установить контроль над Бенгази. В случае реализации этого сценария Палата представителей сможет оговорить свою поддержку правительству Ф,Сараджа условием сохранения за Х.Хафтаром поста главнокомандующего силами новой Ливии. Сейчас этот пост ликвидирован именно в силу ожесточенной конкурентной борьбы вокруг него на стадии формирования правительства национального единства. Отметим, что военными вопросами в этом правительстве занимается коллегиальный орган — Военный совет, в котором господствующее положение занимают представители исламистов и клана Мисураты. При этом те триполитанские и мисуратовские кланы, которые оказали поддержку Ф.Сараджу, полностью отрицают любой вариант вхождения Х.Хафтара на эту должность. При этом сам Х.Хафтар, явно опираясь на поддержку большинства в Палате представителей, выдвигает условие своего признания правительства Ф.Сараджа. Это вотум доверия правительству со стороны Палаты представителей. Одновременно генерал дал ясно понять, что он в состоянии серьезно дестабилизировать ситуацию к западу от Триполи через своего камандующего западным сектором Идриса Мади. Последний и ряд его полевых командиров принадлежат к племенной группе вершефана, которая крайне влиятельна именно в этом регионе.

Пока идет такая борьба нервов. При этом надо учитывать и тот факт, что за Х.Хафтаром стоят Египет и ОАЭ (руководители этих двух стран уже обсуждали в Каире в том числе и ливийское досье), а с недавних пор в составе подразделений Х.Хафтара воюет и французский спецназ, который и сыграл решающую роль в достижении успеха во время наступления на Бенгази в прошлом месяце. Все это несет в себе серьезные риски фактического раскола страны на две части, так как совместить Х.Хафтара с «Братьями-мусульманами» в одном правительственном составе не удастся по определению. Тем более, что и Каир, и Абу Даби не желают воцарения в Ливии правительства, в котором доминировали бы сторонники «Братьев-мусульмане». В этой связи они требуют передачи силового блока правительства национального единства в руки их креатур. Этой влиятельной поддержкой и объясняется неуступчивость как главы Палаты представителей, так и самого генерала Х.Хафтара.

52.28MB | MySQL:103 | 0,534sec