В начале этого года Иран, находившийся на протяжении нескольких лет под западными санкциями, которые не позволяли ему осуществлять поставки «черного золота» на европейский рынок, все же получил юридическую возможность возобновить экспорт нефти в Европу.
Напомним, что Иран избавился от большинства наложенных на страну международных санкций 16 января с.г. В этот день МАГАТЭ представило доклад, в котором подтвердило готовность властей страны реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Позднее Европейский союз и США подтвердили снятие с Исламской Республики экономических и финансовых ограничений, связанных с его атомной программой.
Страна получила возможность возобновить поставки нефти, осуществлять внешнеторговые операции, получить доступ к десяткам миллиардов долларов, которые были заморожены на ее счетах в зарубежных банках.
Первая партия иранского топлива в объеме примерно 4 млн баррелей была отправлена в танкерах морским путем из Ирана в Европу уже в феврале с.г.
Управляющий директор Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Р.Джавади заявил, что половину из первой партии груза, 2 млн баррелей, приобрел французский нефтегазовый концерн Total. Остальной объем закупили две компании из России и Испании. Иранец не уточнил, какие это компании.
Позже стало известно, что одним из первых покупателей иранской нефти стала швейцарская компания Litasco, крупнейшее трейдинговое подразделение российского «Лукойла», торгующее в Европе, Средиземноморье, Северной и Западной Африке.
Сообщалось, что компания приобрела 1 млн баррелей (137 тыс. т) нефти для поставки на расположенный в румынском городе Плоешти нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Petrotel (мощность – 2,4 млн т)., принадлежащий «Лукойлу».
Кроме того, 275-метровый танкер «Monte Toledo» транспортировал 1 млн баррелей иранской нефти на НПЗ в испанском городе Альхесирас на юге страны. Доставка груза заняла 17 суток.
Накануне отправки первых танкеров с иранским сырьем прозвучало любопытное заявление заместителя министра энергетики России А.Б.Яновского о том, что «Лукойл» обсуждает возможность своповых (обменных) поставок нефти в Иран со своих месторождений на Каспии. Свопы предполагают, что российские углеводороды пойдут на север Ирана, а в обмен Иран предоставит российской компании нефть в Персидском заливе.
Стоит отметить, что в активе «Лукойла» насчитывается 8 нефтегазовых проектов на Каспии. В 2010 году было запущено месторождение им. Корчагина. Другой крупный проект – месторождение им. Филановского планируется запустить в 2016 году. Обменные сделки с Ираном – это гарантия сбыта каспийской нефти, что на руку российскому игроку в условиях жесткой конкуренции среди поставщиков.
По информации руководителя отдела по разведке нефтяных месторождений ИННК Х.Калаванда, «Лукойл» вошел в два проекта по разведке углеводородов в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Участки расположены вблизи крупного нефтяного месторождения «Даште-Абадан» и северной части Персидского залива. Стоимость контракта оценивается в 6 млн долларов.
Примечательно, что «Лукойл» несколько лет работал в Иране, вместе с норвежской Statoil разрабатывая проект «Анаран» (запасы – 2 млрд баррелей нефти). В 2005 году при участии российских нефтяников было открыто нефтяное месторождение Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 году могла составить 5 млн т (оценка Statoil), но помешали санкции: «Лукойл» вышел из проекта и признал убытки в размере 63 млн долларов от обесценения инвестиций в Иране.
В этой свяжи желание отечественной компании вернуться на иранский рынок вполне понятно. Конечно, пока инвестиционный климат в Иране не такой привлекательный, но страна активно пытается улучшить его, одновременно снижая риски для потенциальных инвесторов в экономической и юридической плоскостях.
Согласно иранскому закону о поощрении иностранных инвестиций, Исламская Республика предлагает зарубежным компаниям льготы при работе в неразвитых районах и особых экономических зонах, а также скидки с цены нефти и газа, используемых в качестве сырья.
Кроме того, Иран гарантирует отсутствие дискриминационных мер по отношению к зарубежным инвесторам.
Не секрет, что иранцы готовят новую модель нефтяного контракта, так называемый интегрированный нефтяной контракт, который будет содержать условия, сходные с соглашением о разделе продукции (СРП).
В соответствии с текущим проектом нового договора, иностранные компании смогут заключать СРП с ИННК (или ее соответствующей «дочкой») по управлению проектами в сфере разведки, разработки и добычи нефти. При этом зарубежные компании будут играть роль помощника в управлении таких проектов, но не будут наделяться правом собственности на запасы. После начала добычи иностранным подрядчикам в рассрочку будут выплачиваться доли от выручки проекта, причем условия оплаты будут гибкими. Их можно будет корректировать по мере развития проекта.
Новая модель договора будет охватывать более длительный период времени, от 20 до 25 лет, что в два раза превышает срок действия контрактов «обратного выкупа», которые долгое время предоставлял Иран своим зарубежным контрагентам.
Важный нюанс: интегрированный нефтяной договор будет включать в себя наряду с фазами разведки, разработки и добычи возможность включения фазы применения методов увеличения нефтеотдачи. В этом еще одно принципиальное отличие нового договора от контрактов «обратного выкупа», которые касаются только фазы разведки и разработки.
Чтобы облегчить передачу знаний и технологий, новый договор обяжет международных подрядчиков использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции. Она составит 51%.
Снизив для инвесторов и подрядчиков степень правовых рисков, которые всегда настораживали зарубежные компании, Иран планирует в перспективе продать иностранным компаниям более 50 газовых и нефтяных проектов стоимостью около 30 млрд долларов.
В этой связи Тегеран очень живо отреагировал на активизацию сотрудничества с российской компанией «Лукойл».
Сначала вице-президент Э.Джахангири заявил, что Исламская Республика в течение февраля с.г. увеличит экспорт нефти до 1,5 млн баррелей в сутки. Уровня в 2 млн баррелей в сутки иранские экспортеры достигнут уже к концу марта с.г., а не к осени, как обещал сразу после фактической отмены санкций министр нефти Б.Н.Зангане.
Затем с похожим заявлением выступил иранский министр экономики и финансов А.Тайебния. «После принятия соответствующих шагов и возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок ожидается, что реализация иранской нефти в ближайшее время вернется к уровню 2 млн баррелей ежесуточно», – сказал министр.
Напомним, что ранее была информация, согласно которой Иран намерен в марте с.г. увеличить экспорт «черного золота» до 1,65 млн баррелей в сутки с 1,5 млн в феврале 2016 года.
В основном увеличение объема внешних поставок должно было быть достигнутым за счет активного экспорта в европейские страны, где традиционно сильны позиции России.
Однако еще до введения международных санкций против Ирана, удельный вес иранской нефти на европейском рынке был весьма существенным. Теперь после отмены санкций Иран собирается не только восстановить утраченные за санкционный период позиции, но и по возможности упрочить их.
На пути к этой цели иранцы активно демпингуют (продают сырье по ценам заведомо ниже рыночных) в Европе, провоцируя снижение нефтяных котировок. По данным доверительных источников в отрасли, ИННК планирует сбывать около 300 тыс. баррелей нефти в сутки в рамках контрактов с французской компанией Total и испанским переработчиком Cepsa.
Министр нефти Ирана Б.Н.Зангане подтвердил, что Евросоюз заключил с Исламской Республикой контракт на поставку 700 тыс баррелей нефти в сутки. Соответствующий документ был подписан сторонами в ходе визита в Тегеран еврокомиссара по энергетике и климату М.А.Каньете.
При этом иранский чиновник подчеркнул, что ЕС видит в Иране заслуживающего доверия партнера в сфере снабжения энергоносителями. По словам министра, для расширения и укрепления связей сторон в нефтегазовом секторе, необходимо постоянно вести переговорный процесс.
Иран экспортирует в Европу примерно 35% дневной добычи нефти, заявил член совета директоров ИННК С.Мохсен. По его словам, экспорт иранского «черного золота» в европейские страны находится на самом высоком уровне с момента, когда в 2011 году были введены международные санкций против Ирана.
В марте с.г. страна ежесуточно поставляла на внешние рынки около 1,5 млн баррелей нефти, из которых, по заявлению Б.Н.Зангане, свыше 500 тыс. баррелей приходилось европейским клиентам.
В начале апреля с.г. Иран увеличил экспортные поставки нефти более чем до 2 млн баррелей в сутки (до западных санкций иранский экспорт составлял около 2,6 млн баррелей в сутки). Данные отслеживания движения судов свидетельствуют о том, что за первые две недели апреля с.г. из портов Ирана вышли танкеры, в которых находилось 28,8 млн баррелей нефти.
Крупнейшим импортером иранской нефти в первой половине апреля с.г. стал Китай, также Иран восстановил поставки углеводородного сырья в Японию (в марте они были прекращены).
Известно, что Исламская Республика возобновила поставки нефти и в Грецию. Более того, Тегеран планирует подписать несколько контрактов с крупнейшими нефтяными компаниями Европы.
Генеральный директор итальянского энергетического концерна Eni К.Дескальци заявил, что в текущем году компания получит грузы нефти и нефтепродуктов из Ирана. Итальянский топ-менеджер, правда, уточнил, что эти грузы Eni получит в рамках покрытия долгов по предыдущим сделкам, а не на основании нового контракта.
Стоит отметить, что наряду с возвратом утраченных позиций на нефтяном рынке Европы, Иран хочет получить долю европейского газового рынка. Иранская национальная газоэкспортная компания и крупнейший в Италии энергетический концерн Enel подписали меморандум о взаимопонимании относительно будущего сотрудничества в газовой сфере. Партнерские отношения коснутся как добычи газа, так и транспортировки сжиженного природного газа.
Этот документ стал одним из 7 других, заключенных премьер-министром Италии М.Ренци во время его государственного визита (первого после снятия с Ирана санкций) в Исламскую Республику, состоявшегося 12–13 апреля с.г.
Также был подписан меморандум о взаимопонимании по поводу вероятного сотрудничества между итальянской трубопроводной компанией Saipem (дочернее предприятие энергетической группы Eni) и иранской Razavi Oil & Gas Development Company. В этом документе речь в первую очередь идет о развитии газового месторождения «Tус», расположенного в 100 км от Мешхеда, находящегося на северо-востоке Ирана близ границы с Туркменией. Этот промысел может давать около 4 млн куб. м газа в сутки.
О развитии сотрудничества с Ираном заявлял генеральный директор французской нефтегазовой компании Total П.Пуянне. «Сегодня мы возвращаемся в Иран. И приоритетом для нас является газ, а также нефтехимия – это способ монетизировать газ», – заявил Пуянне на пресс-брифинге в рамках 18-й международной конференции по СПГ (LNG 18) в австралийском Перте.
При этом генеральный директор Total отметил, что, несмотря на спекуляции в прессе, французская компания еще не заключила с Ираном ни одной серьезной сделки в нефтяной отрасли. Хотя в конце марта с.г. министр нефти Ирана в интервью агентству Reuters заявил, что Иран подписал с французским концерном соглашение о разработке иранского нефтяного месторождения «Южный Азадеган».
Таким образом, несмотря на громкие заявления, Ирану не удается вернуть прочные позиции на европейском рынке, без труда оттеснив конкурентов, занявших его нишу.
Со времени снятия санкций (16 января 2016 года) стране пока удалось продать европейцам лишь небольшие объемы сырья, в том числе испанской Cepsa, французской Total и российской Litasco.
Дошло до того, что перспективой развития экспорта нефти из Ирана озаботилась Европейская комиссия. Ее представители во главе с Ф.Могерини несколько дней назад посетили Тегеран и в ходе визита обсудили развитие производства «черного золота» в стране, а также оценили возможные последствия соглашения нефтепроизводителей, которое может быть достигнуто без участия Ирана (он, как известно, не участвовал в переговорах о заморозке добычи в формате «ОПЕК+», состоявшихся 17 апреля с.г. в Дохе).
Таким образом, планы Ирана по интенсификации добычи и экспорта углеводородов весьма обширны.
Именно поэтому Тегеран весьма скептически отнесся к инициативе некоторых членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и государств, не входящих в картель, заморозить уровень нефтедобычи на январских показателях, поскольку в течение этого года намерен достигнуть уровня производства 2010–2011 годов.
Доказанные запасы нефти в стране оцениваются в 175 млрд баррелей. Сейчас, по данным ОПЕК, Иран добывает около 3,2 млн баррелей нефти в сутки. За ближайший календарный год, который начался по персидскому календарю 22 марта с.г., в планах иранцев увеличить уровень нефтедобычи почти на 900 тыс. баррелей в сутки (это примерно соответствует нынешнему объему производства в соседнем Катаре).
По мнению зарубежных экспертов, Ирану вряд ли удастся почти на 30% увеличить объем добычи сырья к указанному сроку.
В частности, аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в февральском отчете подсчитали, что добычные мощности в Иране могут достичь 3,94 млн баррелей в сутки лишь к концу 2020 года.
По данным организации «Совместная инициатива по нефтяной статистике» (JODI), последний раз Иран добывал 4 млн баррелей нефти в сутки в 2008 году. Эксперты JODI солидарны с коллегами из МЭА, считая, что Исламской Республике, скорее всего, не удастся вернуться к этим уровням до начала следующего десятилетия.
С предложенной оценкой не согласен иранский министр нефти, считающий, что суточная добыча «черного золота» в Иране достигнет 4,6 млн баррелей в период с 2016 по 2021 год.
Еще более смелые оценки высказал исполняющий обязанности заместителя министра нефти Ирана М.Эсхафани. По его словам, суммарный объем капиталовложений в нефтегазовую отрасль Ирана в ближайшую пятилетку (2016–2020 годы) составит 185 млрд долларов. Причем 85 млрд из этой суммы будет вложено в добычу, 80 млрд – в нефтехимию, по 10 млрд – в переработку нефти и газа. Иранец подчеркнул, что выполнение этого плана позволит Ирану в 2020-е годы поднять уровень добычи нефти до 5,6–5,7 млн баррелей в сутки (почти столько сырья страна добывала до исламской революции, когда в отношении Ирана не было различных международных санкций).
По мнению автора, ожидания обоих иранских чиновников вряд ли оправдаются на практике по объемам и срокам производства. На то есть объективные причины: «проседание» нефтяной отрасли в санкционный период, дефицит технологий, недостаточный объем финансовых ресурсов.
На пути смелых амбиций Ирана лежит еще один серьезный «камень преткновения», связанный с транспортировкой сырья.
Начав отправку танкеров с нефтью к берегам Европы, Исламская Республика столкнулась с неожиданными сложностями при транспортировке своих дополнительных объемов нефти. По информации директора по международным связям ИННК М.Гамсари, компания не может застраховать свои танкеры.
Дело в том, что согласие на покрытие страховых рисков должна дать Международная группа клубов взаимного страхования (P&I). Однако лишь 9 из 13 членов этой группы выразили свое согласие, а для выдачи разрешения необходима поддержка всех участников без исключения.
Тегеран пока не понимает, как решить возникшую проблему, хотя решать ее все равно придется, так как экспорт из страны растет, как и планировалось ранее.
Еще в середине февраля с.г. Р.Джавади заявил, что Иран планирует в ближайшее время увеличить нефтедобычу на 700 тыс. баррелей в сутки. В результате интенсификации производства ежесуточные экспортные объемы достигли около 1,5 млн баррелей.
Дополнительное «черное золото» поставляется, главным образом, в Европу, некоторая часть идет в Азию. И в том, и в другом случае иранские танкеры преодолевают весьма существенные расстояния, так что страховка необходима.
На днях появились сообщения о том, что у берегов Ирана находится множество танкеров, на которых хранится порядка 50 млн баррелей нефти. Затем стало известно, что корабли с 28,8 млн баррелей нефти наконец покинули порт. Таким образом, поставки сырой нефти Ирана в середине апреля полностью компенсировали сокращение добычи в США.
Однако по техническим причинам повторить нечто подобное в краткосрочной перспективе Ирану не удастся. Дело в том, что многие иранские танкеры не предназначены для отправки грузов, они используются в качестве плавучих хранилищ.
Иран располагает 50–60 танкерами, около 30 из которых припаркованы вблизи терминалов как раз для хранения сырья.
Более того, около 20 танкеров нуждаются в серьезной модернизации, чтобы соответствовать стандартам. Еще 11 танкеров в настоящее время выполняют перевозку в Азию, то есть в ближайшее время они заняты и транспортировать новую нефть не смогут.
Чтобы увеличивать экспорт в Европу, Исламская Республика берет часть танкеров в аренду, но желающих предоставить свои резервные корабли практически нет, поскольку некоторые санкции в отношении Ирана еще сохранились. В частности, запрет на любую торговлю в долларах и привлечение американских компаний, в том числе и банков.
Подсчитано, что с момента отмены санкций в январе с.г. и по сей день, лишь 8 иностранных танкеров (в общей сложности около 8 млн баррелей нефти) перевезли иранскую нефть в европейские страны.
Для сравнения: в 2012 году Иран мог поставлять такой объем нефти в течение 10 дней.
Дефицит судов-перевозчиков «черного золота» не лучшим образом отразится на обширных экспортных планах государства.
Помимо нехватки танкеров, есть еще один неприятный момент. Иранской нефтяной логистике активно ставит палки в колеса Саудовская Аравия, основной геополитический и экономический визави Исламской Республики в регионе.
Не так давно королевство запретило иранским кораблям плавать в своих территориальных водах. Более того, Саудовская Аравия пыталась запретить третьим странам совершать покупки нефти с иранских судов. Если танкер швартовался в Иране, то ему также закрывался доступ к портам Саудовской Аравии. Такому судну теперь необходимо получить специальное разрешение.
В свою очередь, представители фрахтовых компаний заявляют, что для них ситуация выглядит неоднозначно, но никто не хочет портить отношения с Эр-Риядом, поэтому нововведенные ограничения соблюдаются.
Аналогичные меры в отношении Ирана принял и Бахрейн. Исламская Республика до сих пор не получила доступа к нефтяным хранилищам в Египте, поскольку оператор этих хранилищ, компания SUMED, контролируется тремя арабскими монархиями – Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом.
Все эти ограничения сильно сковывают действия иранских нефтяников, поэтому объем иранской нефти, которую нужно поставить в ближайшие месяцы, составляет всего 12 млн баррелей.
Невзирая на отмеченные трудности, иранские чиновники не теряют привычного оптимизма. По словам заместителя министра нефтяной промышленности по международным связям А.Х.Заманиния, Иран стремится к показателю в 1 млн баррелей дополнительной добычи в сутки (с нынешних 700 тыс. баррелей в сутки). Более того, объемы поставок возрастут летом, поскольку в июне с.г. Иран собирается вывести на мировой рынок новый сорт тяжелой нефти.
Напомним, что Исламская Республика планировала презентовать «ноу-хау» еще в марте с.г., но потом решила, что покупателям нужно время, чтобы протестировать новое сырье. Название этого сорта пока не обнародовано, известно только, что добывают эту нефть на месторождении в Западном Каруне, неподалеку от границы с Ираком. Неизвестно также, какие объемы нового тяжелого сырья ИННК собирается выбросить на рынок.
Потенциальные покупатели иранских углеводородов (как нефти, так и газа) есть.
Румыния, стремящаяся диверсифицировать источники получения сырья, стала третьей (вслед за Грузией и Грецией) страной юго-востока Европы, которая обратилась к Ирану по поводу возможности налаживания импорта природного газа из Ирана.
Кроме того, по заявлению А.Х.Заманинии, румынские нефтяные компании выразили готовность участвовать в иранских шельфовых и прибрежных нефтегазовых проектах, а также в производстве оборудования.
Эта тема подробно обсуждалась во время недавнего визита в Тегеран румынского министра иностранных дел Л.Комэнеску.
Важно подчеркнуть, что, по заявлению М.Гамсари, Иран рассматривает страны Восточной Европы как наиболее важный рынок для сбыта нефти и газа.
Примечательно, что иранско-румынские переговоры стартовали сразу вслед за тем, как первая после отмены санкций партия персидской нефти из была доставлена на крупнейший в Румынии и Восточной Европе НПЗ Petrotel. Что же из себя представляет этот НПЗ?
Завод расположен в центральной части Румынии, в 55 км от города Бухарест. Предприятие занимается переработкой нефти сорта Urals (российская экспортная смесь) и сырья с румынских месторождений. Нефть на завод поступает по нефтепроводу из порта Констанца на Черном море. Румынская нефть поступает также железнодорожным способом. Готовая продукция отгружается железнодорожным и автомобильным транспортом.
«Лукойлу» весьма выгодно сотрудничать с Ираном, покупая у него сырье для своего румынского НПЗ даже в нынешних непростых для нефтяного рынка условиях.
По статистике компании, зарубежные НПЗ «Лукойла» заработали 200 млн в 2015 году (в 2014 году по зарубежным был убыток). В 2016 году, по прогнозу первого вице-президента компании В.И.Некрасова, при сохранении текущих условий результат по году будет даже лучше, так как зарубежная переработка сейчас работает в условиях высокой маржи (порядка 7 долларов на баррель).
Помимо «Лукойла», есть еще ряд отечественных компаний, заинтересованных в партнерстве с Ираном.
Например, российский производитель стальных труб «ТМК», который является поставщиком для нефтяной промышленности США и энергетических компаний по всему миру, ведет переговоры о поставках для иранской нефтедобывающей отрасли.
По словам вице-президента по стратегии и развитию бизнеса «ТМК» В.В.Шматовича, компания уже продала некоторое количество труб иранскому энергосектору после отмены санкций в начале этого года. В перспективе компания засчитывает заключить долгосрочный контракт с иранской стороной в ходе предстоящих более крупных тендеров.
Шматович также отметил важность иранского рынка для компании, которая после снятия санкций надеется снова начать успешно работать в Иране.
Примечательно, что еще до введения санкций в отношении Ирана, «ТМК» успешно поставляла достаточно крупные объемы труб для иранской нефтяной отрасли.
«ТМК» даже построила завод в Волгограде, где отгружала трубы на баржи и отправляла их сначала по Волге в Каспийское море, а оттуда они непосредственно «доплывали» до Ирана.
Помимо «Лукойла» и «ТМК», крупная компания «Роснефть» всерьез интересуется некоторыми нефтяными и газовыми проектами в Иране. Однако, по словам министра энергетики России А.В.Новака, пока Тегераном не определены конкретные условия участия в их проектах, сложно говорить что-то определенное.
А.В.Новак предложил «иранским коллегам провести роуд-шоу своих проектов на Петербургском экономическом форуме (июнь 2016 года), учитывая, что там соберутся ключевые игроки нефтегазового рынка». По словам министра, ответа на это предложение пока нет.
Напомним, что Иран планировал провести роуд-шоу своих инвестиционных контрактов в нефтегазовой отрасли в Лондоне в феврале с.г., но члены иранской делегации не смогли получить визы.
Глава российского энергетического ведомства еще в 2015 году отмечал, что Россия и Иран могут инвестировать в совместные проекты до 5 млрд долларов в ближайшей перспективе. Суммарный экономический потенциал двусторонних проектов в разных сферах был тогда оценен в 30–40 млрд долларов. В то время как нынешний объем экономического сотрудничества составляет порядка 1,8 млрд долларов в год.
Учитывая твердое намерение Ирана даже при низких ценах на нефть закрепиться на европейском рынке, подвинув в сторону традиционных конкурентов, России целесообразно расширять и «отлаживать» уже запущенный механизм совместных сделок с этим государством.
Логистические трудности, с которыми в последнее время столкнулся Иран при транспортировке своего «черного золота», носят временный характер и никоим образом не должны негативно влиять на динамику двустороннего партнерства.