В Сомали назревает очередной политический кризис

В Сомали вновь назревает политический кризис. И как всегда основная борьба разворачивается между президентом и премьер-министром. В частности, президент Сомали Хасан Шейх Мохаммуд был крайне возмущен тем фактом, что премьер Омар Абдирашид Шармарке подписал соглашение с президентом государственного анклава Пунтленд Абдивели Мохамедом Али о разделении полномочий, не дождавшись при этом принятия дополнительного совместного соглашения о порядке выборов в новой федерации. Этот проект сейчас проходит стадию согласования как в Пунтленде, так и в Могадишо. Собственно, сам вопрос компромисса по новой избирательной системе является одним из основных моментов создания будущей федерации. В результате президент Сомали вызвал к себе премьера и членов консультативного совета 10 апреля с.г. и объявил, что он накладывает вето на некоторые статьи заключенного соглашения с Пунтлендом. Главная претензия со стороны Хасана Шейха Мохаммуда заключается в том, что президент Пунтленда получает согласно соглашению возможность проверять списки законодателей, которые будут заседать в федеральном парламенте в Могадишо и накладывать вето на тех или иных лиц. Президент Сомали и нынешний премьер уже не первый раз вступают между собой в открытую конфронтацию по разным вопросам. Эксперты связывают это с тем, что Омар Абдирашид Шармарке открыто позиционирует себя как будущего президента Сомали. В частности, известно, что премьер, как минимум, один раз пошел в открытую против линии президента, когда выступил категорически против посредничества Анкары в достижении компромисса с Пунтлендом по вопросам федерализации и достижения неких договоренностей о мире с «Аш-Шабаб». Очень интересным выглядит факт того, что Турция, оказывается, имеют некие рычаги влияния и систему связей с «Аш-Шабаб».

Возмущение президента Сомали излишне самостоятельными действиями премьера обусловлены еще и тем фактом, что он вновь попытался дать президенту Пунтленда излишние привилегии после того, как 3 апреля с.г. Могадишо и так пошел на серьезные уступки. Президент Х.Ш.Мохаммуд согласился без лишней афиши на то, что Пунтленд получает суверенное право на предоставление лицензий по добыче нефти. Это правительство анклава может делать без согласования с Могадишо. Но этот суверенитет не распространяется на иные полезные ископаемые, которые уже открыты или могут быть открыты в перспективе. Собственно, это основной момент, который обеспечивает обоюдное движение к некой федерации. Могадишо таким образом прирастает территориями и получает некий налог на добычу полезных ископаемых, а Пунтленд открывает дорогу иностранным инвесторам, обходя таким образом нюансы международного права. Ранее согласно ему, именно Могадишо являлся правопреемником Сомали и, соответственно, только он мог выдавать лицензию международным компаниям на разведку и разработку полезных ископаемых. Пунтленд был самопровозглашенным государственным анклавом, которого, собственно, никто официально из международного сообщества не признавал. И это самым негативным образом сказывалось на деятельности иностранных компаний. В частности, «дочка» Canada’s Africa Oil Corp была вынуждена последней свернуть всю свою деятельность в Пунтленде в конце прошлого года. Подписывая пакет документов с Могадишо, Пунтленд фактически входит в международный клуб официально признанных субъектов права. Кроме того, его президент получает право сам регулировать отношения с международными донорами, что, безусловно, важно с точки зрения контроля над финансовыми потоками. Эти два аргумента и стали основными в процессе торга между Пунтлендом и Могадишо. В частности, президент анклава был вынужден согласиться с предложением федеральных властей о том, что президентские выборы в новой федерации проходят путем голосования среди племенных кланов. То есть каждый клан, в зависимости от авторитета и численности, получает свою квоту голосов, которые он может отдать за того или иного кандидата. При этом сами кланы Пунтленда в силу количества квот не могут, конечно, самостоятельно выбрать президента федерации (не хватает голосов), но могут повлиять на ход голосования. И это подразумевает продажу своей квоты тому или иному кандидату. Собственно поэтому президент Сомали и обеспокоился сепаратными играми премьера и президента Пунтленда.

Одновременно, очень кстати, подоспел и скандал с участием правительства Пунтленда в контрабандных операциях по торговле оружия в районе Африканского Рога. Согласно опубликованным материалам, именно на территории Пунтленда находятся основные логистические базы, через которые оружие (в значительной части из Ирана) распространяется по региону Ближнего Востока, Африки, АРЕ и Магриба. И контрагентом торговцев оружия выступают боевики джихадистской группировки «Ахлу Сунна уаль Джамаа», которые также базируются на территории анклава. Да и непосредственно на самой границе анклава располагается несколько баз боевиков одной из фракций «Аш-Шабаб». Понятно, что в данном случае комиссия ООН по мониторингу террористической активности в регионе, которая базируется на Бахрейне, черпала свои сведения, в том числе, и через возможности силовых структур федерального правительства в Могадишо. Это можно считать также своего рода средством оказания прессинга на Пунтленд в рамках подготовки компромиссных решений по созданию федерации. В общем-то, в этом споре с премьером за голоса Пунленда на предстоящих президентских выборах у Хасана Шейха Мохаммуда шансы повыше. Прежде всего, потому, что у него побольше возможностей для блокирования или реализации достигнутых с анклавом соглашений по разделу нефтяной прибыли. И это для руководства Пунтленда сейчас основной, очень решающий довод в пользу поддержки на выборах нынешнего сомалийского президента.

52.19MB | MySQL:103 | 0,579sec