К развитию правительственного кризиса в Ираке

С начала марта  в Ираке продолжаются волнения, связанные с требованиями политических реформ и формирования нового правительства страны. Можно выделить две причины правительственного кризиса в этой стране. Во-первых, возрастающее недовольство иракцев новой политической элитой, пришедшей власти в стране после американской оккупации 2003 года, по существу ничего не давшей народу этой страны кроме нищеты и гражданской войны. Во-вторых, американо-иранским соперничеством за влияние в этой стране. Экспансия террористической группировки «Исламское государство»  (ИГ, запрещено в России) в 2014 году в сочетании с развалом иракской армии и полной неспособностью правительства Нури аль-Малики противостоять экстремистам, повлекли за собой отставку правительства в августе 2014 года. В результате новым премьер-министром Ирака стал Хайдер аль-Абади. Х.аль-Абади, как и Н.аль-Малики является одним из лидеров Партии исламского призыва («Да’ава»), однако принадлежит к другой фракции этой партии. В отличие от проиранского предшественика Х.аль-Абади долгое время прожил в Великобритании и принадлежит к прозападному крылу в рамках данной группировки.

Поводом для нынешних протестов в Ираке стало намерение премьера Х.аль-Абади заменить нынешнее партийное правительство кабинетом технократов. Напомним, что нынешнее правительство страны сформировано из представителей основных шиитских, суннитских и курдских партий. Данная модель, фактически «ливанизировавшая» Ирак, была навязана американцами в 2006 году. Раздел системы власти страны по этноконфессиональному признаку не только сорвал формирование единой иракской нации, начавшееся при Саддаме Хусейне, но и способствовал расцвету трайбализма и клановости и как следствие неэффективности управления и чудовищной коррупции. По разным оценкам, из иракского бюджета за последнее десятилетие пропало около 330 миллиардов долларов, а сумма откатов за подряды на осуществление общественных работ составляет до 70% от их стоимости. Ответственность за такое состояние дел во многом несут лидеры и активисты политических партий, входящих в правительство. Это представители Объединенного блока курдских партий, главными из которых являются Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). Данные группировки соперничают за власть и влияние у себя на родине, но солидарно выступают в Багдаде. Также  в правительство входят представители суннитских коалиций «Суннитские объединенные силы» Усамы ан-Нуджайфи и «Национальный диалог» («Хивар») Салеха аль-Мутлака. Данные группировки не имеют большого влияния среди суннитской общины и рассматриваются большинством суннитов  в качестве «коллаборационистов». Наибольшее влияние в кабинете министров имеет коалиция Иракский национальный альянс (ИНА), объединяющая представителей крупнейших шиитских партий. Разнородный конгломерат иракских политиков, входящих в состав ИНА, исповедующих различные идеологии и преследующих разные цели, до недавнего времени сплачивало общее соперничество с курдами и суннитами и страх от взрастающего влияния этих этноконфессиональных групп. Однако сегодня факторы, способствовавшие шиитскому политическому единству, похоже, больше не работают.

Протесты с требованием замены нынешнего кабинета на компетентное  правительство технократов начались 4 марта и были сразу же возглавлены Муктадой ас-Садром. По сведениям источников из Багдада, «самый опасный человек Ирака» (так М.ас-Садра назвали в 2004 году американцы) инициировал массовое протестное движение с далеко идущими целями. Первоначальный план Х.аль-Абади по реформированию правительства включал в себя создание нового либерального кабинета министров и был согласован с американским планом обновления иракской политической сцены, предусматривавшим вывод с нее многих проиранских статусных политиков, включая и самого М.ас-Садра. При этом для давления на иракских политиков американцы намеревались использовать «черный пиар». Ими был составлен список из 53 иракских политических лидеров, виновных в выводе из страны в офшоры 181 миллиарда долларов. Резидентура ЦРУ в Ираке пригрозила, что в случае, если представители иракских политических кругов не поддержат новое либерально-технократическое правительство, этот список будет предан огласке. Неизвестно, впрочем, возымела ли эта угроза действие в иракских реалиях. В планы американцев был вывод на иракскую политическую сцену ряда близких к Западу политиков, проживавших в последнее время в эмиграции в США или в странах Евросоюза. К ним относятся, в частности, Али Аллауи, которого американцы прочили на должность нового министра финансов, Имад аль-Хурсан, проживающий в настоящее время в США и считающийся близким к Пентагону и даже некоторые бывшие баасисты, такие как Вафик ас-Самарраи, возглавлявший в годы ирано-иракской войны службу безопасности партии Баас, но затем перешедший в оппозицию к Саддаму Хусейну и уехавший из страны. Конечной целью этой операции было вытеснение проиранских кадров и увеличение американского присутствия в стране вплоть до размещения в Ираке шеститысячного американского военного контингента «инструкторов» для «борьбы с ИГ».

По мнению иранского аналитика Али Мусави Хальхали, М.ас-Садр решил помешать осуществлению американского сценария по принципу «если не можешь противостоять какому-либо движению, возглавь его». Целью протестного движения, организованного М.ас-Садром, были перехват у Х.аль-Абади инициативы по формированию компетентного правительства, а также насколько возможно дискредитация самого премьер-министра, которого планировалось поссорить с иракским политическим истеблишментом. Это в значительной степени удалось.   Для достижения данных целей иракский политик пожертвовал двумя министрами из своего окружения, призвав снять с них неприкосновенность и привлечь к уголовной ответственности за коррупцию. В течение нескольких дней лидер движения «Ахрар» даже ночевал в палатке вместе с другими митингующими. Наиболее острый момент противостояния настал в двадцатых числах марта, когда М.ас-Садр заявил, что «если реформы и дальше будут носить не серьезный, а косметический характер», то он вместе со своими последователями пойдет на штурм «Зеленой зоны», квартала иракской столицы с повышенными мерами безопасности, где размещаются правительственные учреждения и резиденции деятелей политической элиты.

Новое обострение политической ситуации началось 18 апреля, когда под давлением политических партий и блоков Х.аль-Абади фактически пошел на попятную с программой реформ. После встречи с президентом Фуадом Маасумом, спикером парламента Салимом аль-Джубури, лидером партии Высший исламский совет Аммаром аль-Хакимом, лидером блока «Бадр» Хади аль-Амири, Усамой ан-Нуджайфи и Салехом аль-Мутлаком он подписал «Национальный документ по реформам», подразумевающий, в частности, что назначения министров должны осуществляться президентом после согласования с лидерами партийных блоков. После этого М.ас-Садр призвал к возобновлению протестов, которые переместились с улицы непосредственно в парламент. Около 170 депутатов иракского парламента, большинство среди которых составили сторонники М.ас-Садра и Н.аль-Малики инициировали сидячую забастовку в парламентской резиденции. В результате им удалось добиться отставки спикера иракского законодательного органа Салима аль-Джубури. Периодические угрозы импичмента раздавались и в адрес Хайдера аль-Абади. 27 апреля иракский парламент утвердил 5 министерских кандидатур, представленных премьером, но кризис далеко не закончен.

Муктада ас-Садр не перестает удивлять журналистов и экспертов. В 2004-2008 годах он позиционировал себя как лидер шиитов, возглавляя милицию «Армия Махди», прославившуюся беспощадными расправами в Багдаде. В настоящее время он вступает в качестве борца за справедливость и сторонника национального единства иракцев независимо от этноконфессиональной принадлежности. Неслучайно в протестах и «сидении в парламенте» принимали участие и иракские сунниты. Противоречивый иракский депутат Мишан аль-Джубури (вовремя ирано-иракской войны любимый журналист Саддама Хусейна, затем иракский диссидент, эмигрировавший в Иорданию, вернувшийся в Ирак в 20003 году, но затем несколько лет проведший в Сирии в качестве одного из лидеров антиамериканского сопротивления) даже предложил создать «Джебхат аль-ахрар аль-Ирак» («Фронт свободных людей Ирака») по образцу движения М.ас-Садра «Ахрар» с тем условием, чтобы новое движение носило не шиитский, а надконфессиональный характер. Неизвестно, насколько реально образование в данное время такого движения, но потребность в нем, также как и в обновлении политической элиты Ирака давно назрела.

52.27MB | MySQL:103 | 0,462sec