О новой экономической программе Саудовской Аравии

27 апреля с.г. наследник наследного принца и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман озвучил экономическую программу «Саудовское видение: 2030», подразумевающее широкие экономические реформы и нововведения в КСА, имеющие целью избавить страну от зависимости от экспорта энергоносителей и преодоление тяжелых социальных проблем королевства. Несмотря на то, что принц Мухаммед бен Сальман является лишь вторым наследным принцем, то есть третьим по статусу лицом в КСА  после короля Сальмана бен Абдель Азиза и наследного принца Мухаммеда бен Наефа, он, по замечанию известного арабского журналиста Абдельбари Атвана, «вел себя и воспринимался окружающими как настоящий глава государства». Причина предлагаемых молодым принцем изменений вполне понятна: провести в КСА «революцию сверху» для того, чтобы не допустить «революции снизу» тем более, что предпосылки для ее осуществления, по меткому ленинскому определению уже налицо: низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут по-старому управлять.

Основной заботой саудовского руководства является избавить страну от «голландской болезни» — односторонней зависимости от экспорта нефти, являющегося источником 71% поступлений в бюджет страны. Падение цен на «черное золото», продолжающееся с начала 2015 года, уже привело к тяжелым последствиям для экономики королевства. В результате бюджетный дефицит Саудовской Аравии в 2015 году составил 98 миллиардов долларов. В этом году он ожидается на уровне 87 миллиардов. Стабилизационный фонд королевства снизил свои резервы с 746 миллиардов долларов в 2014 году до 616 миллиардов в текущем году. Сюда необходимо добавить ложащиеся на саудовскую казну тяжелым бременем расходы на бесперспективную войну в Йемене, поддержку вооруженной антиасадовской оппозиции в Сирии, масштабные дотации союзному Египту.

Основные тезисы выступления Мухаммеда бен Сальмана заключались в следующем. Во-первых, он подчеркнул, что факт нахождения на территории королевства Мекки и Медины ставит КСА в особое положение в арабском и мусульманском мире. Во-вторых, принц обозначил географически центральную позицию Саудовской Аравии в мировой торговле, заявив, что КСА имеет выход к трем морям, через которые проходят 30% мировых коммерческих потоков. Два из этих морей – Красное море и Персидский залив. Не совсем понятно, какой третий морской бассейн принц имел в виду. Мухаммед бен Сальман предложил создать транспортную магистраль из Египта в Саудовскую Аравию для оживления потоков по Суэцкому каналу. В-третьих, создание суверенного фонда богатства размером в 2 триллиона долларов путем продажи 5% акций крупнейшей в стране нефтяной компании Saudi Aramco. Доходы от ее продажи должны пойти на инвестиционные вложения по всему миру. В качестве положительных примеров саудовского инвестирования за рубежом были выделены согласованные инвестиции в экономику России размером в 10 миллиардов долларов и приобретения 38% акций южнокорейской компании Posco constructing and engineering Co. В-четвертых, создание новых рабочих мест для саудовских подданных и упорядочивание иностранной рабочей силы. Основными путями здесь являются поддержка мелкого и среднего бизнеса, предложение саудовцам тех работ, которые раньше были зарезервированы за иностранцами, прекращение нелегальной иммиграции. Для ценных и квалифицированных иностранных кадров Мухаммед бен Сальман предусматривает легализацию  с помощью выдачи видов на жительство, аналога американских green cards. В-пятых, диверсификацию экономики. В частности, предлагается создать 90 тысяч рабочих мест в горнодобывающем секторе, учитывая то, что КСА занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам урана. Предусматривается также особое внимание к возобновляемым источникам энергии. В-шестых, поощрение туризма, прежде всего мусульманского паломничества, но и светского туризма тоже. Ставится задача довести к 2030 году число паломников в Мекку с 9,5 до 30 миллионов человек. В-седьмых, создание собственного военно-промышленного комплекса, способного частично заместить импорт вооружений. Много слов было сказано также об увеличении  благосостояния населения королевства, повышении качества жилищных условий и медицинских услуг.

При внимательном чтении  выступления Мухаммеда бен Сальмана возникает ряд вопросов в осуществимости и проработанности новой программы. Для масштабного увеличения ВВП и избавления от нефтяной зависимости необходимо создание масштабного рынка. Сама Саудовская Аравия с населением 27 миллионов человек по меркам нынешней глобальной экономики таким рынком не является. Она окружена странами  со значительным населением: Египтом (85 миллионов человек). Ираном (75 миллионов человек). Турцией (75 миллионов), Эфиопией (90 миллионов). Впрочем, в выступлении принца мы не услышали ни одного слова об экономической интеграции с соседями. В отношении Ирана это просто невозможно, учитывая конфронтацию КСА с ИРИ. Определенные выгоды может принести экономическая интеграция с Египтом, но и здесь не все так просто. Поток товаров, проходящих по Суэцкому каналу, составляет всего 10% от мирового товарооборота. Прокладка транспортных магистралей через Синайский полуостров возможна, но в настоящее сильно затруднена из-за проходящего там в настоящее время вооруженного конфликта. Самым большим портом, поглощающим большую часть товарного потока в регионе Персидского залива, является Джебель Али, находящийся в ОАЭ и являющийся естественным конкурентом Джидды, намного превышающим ее возможности.

Во-вторых, доходы от хаджа составляют весьма скромную долю прибылей королевства. Их пик был зафиксирован в 2012 году, когда они составили 16,5 миллиарда долларов, после этого они неуклонно снижались. Но и  цифра 2012 года составляет всего лишь 3,5 % ВВП страны. Даже если количество прибывающих в хадж будет увеличиваться на 2-3 миллиона человек ежегодно, доходы от добычи нефти хадж заменить не сможет. Что касается светского туризма, то большой поток посещающих закрытую страну со строгими религиозными шариатскими правилами ждать не приходится.

В-третьих, и это главное, не предусмотрены социальные последствия саудовского «нэпа». Разные политические системы по-разному определяют источники суверенитета в своей стране. В Саудовской Аравии таким источником, без сомнения, является правящая королевская семья (КСА представляет собой уникальный случай, когда целая страна названа по имени семьи ее основателя). Количество принцев в этой семье уже превышает 10 тысяч человек. Воспримут ли безропотно все из них продажу части компании Saudi Aramco, представляющую собой коллективную кормушку, как должное или как угрозу своим интересам? В своем выступлении принц Мухаммед ни разу не остановился на создании в КСА системы прозрачного финансирования, независимой судебной системы и борьбы с коррупцией. Между тем, последний вопрос является ключевым. В своем интервью журналу Economist, данном им в январе с.г., Мухаммед бен Сальман упомянул о резервах недвижимости, которые королевство могло бы полноценно использовать, продавая их или сдавая в аренду. В частности, он отметил архипелаг из 100 островов около Джидды, который можно было бы использовать для создания туристического комплекса, и территорию в несколько сотен тысяч квадратных километров   к северу от того же города, которая сейчас находится в распоряжении плохо использующих ее королевских ВВС. По его словам, для перемещения инфраструктуры ВВС необходимо всего 300 миллионов долларов, а в случае продажи этой территории можно получить 10 миллиардов. Принц только не упомянул  о том, какие откаты могут потребовать за это члены королевской семьи и не будет ли это воспринято ими как покушение на их права. В том же интервью он отметил необходимость введения в стране налога НДС и снятия ряда субсидий. Однако «налоговый рай» является частью общественного договора правящей семьи с подданными королевства. Относительная экономическая защищенность позволяет им терпеть произвол шариатской полиции и самодержавное правление. Что произойдет, когда у саудовцев отнимут права, оставив им одни обязанности?

В январе, отвечая на прямой вопрос корреспондентов британского журнала, являются ли предлагаемые им экономические реформы неолиберальной политикой в духе М.Тэтчер, Мухаммед бен Сальман ответил: «Если хотите, то да». Знаковым обстоятельством в осуществлении широких планов молодого принца является то, что в качестве консультанта по продаже доли Saudi Aramco выбран один из бастионов Уолл-стрита – банк J.P.Morgan. Здесь же планируется разместить и доходы от этих продаж. Для успешного продвижения «нэпа» Мухаммеду бен Сальману и другим представителям саудовской элиты полезно было бы вспомнить, что причиной многих арабских революций, в том числе той, которая свергла саудовского союзника Х.Мубарака в Египте, была проводимая этими авторитарными правителями политика. Ее необдуманное применение на почве Саудовской Аравии может принести непредсказуемые результаты.

52.16MB | MySQL:103 | 0,403sec